Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Проблема цифрового разрыва в межличностной коммуникации в контексте поколенческой теории

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-212-223

Аннотация

Актуальность. В современном мире, где информационные технологии развиваются стремительно, исследование цифрового разрыва приобретает особую актуальность, особенно в контексте теории поколений. Люди, родившиеся в разное время, имеют разные ценности, установки и навыки, что связано с тем. Это они росли и формировались в разных социокультурных условиях.
Цель – исследовать, как владение цифровыми технологиями влияет на межличностную коммуникацию в контексте теории поколений.
Задачи: выявить и проанализировать различия в доступе к цифровым технологиям и навыках их использования у разных поколений, а также оценить последствия цифрового разрыва для разных поколений.
Методология. Для решения задач исследования были использованы следующие методы: процессно-функциональный, методы анализа и синтеза, теоретического обобщения, а также методы графического представления.
Результаты. Исследование показало, что каждое поколение имеет уникальный подход к общению в цифровой среде. Поколение X ценит содержательный текст и сохраняет связь с реальным миром, поколение Y предпочитает визуальный контент и поверхностное общение, а поколение Z стремится к краткому и безопасному виртуальному взаимодействию, где визуальное преобладает над текстовым.
Выводы. Для преодоления этого разрыва необходимо не только обеспечить технический доступ к цифровым технологиям, но и развивать цифровую грамотность населения. Цифровая грамотность включает в себя не только технические навыки, но и понимание этических аспектов взаимодействия в цифровой среде, таких как конфиденциальность данных, уважительное общение и кибербезопасность.

Об авторах

О. А. Ветрова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ветрова Оксана Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Е. С. Сазонова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Сазонова Елизавета Сергеевна, студент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. Т. 14, № 1. С. 87-98.

2. Alexander J. A. M. van Deursen. The Compoundness and Sequentiality of Digital Inequality // International Journal of Communication. 2017. Vol. 11. P. 452-473.

3. Добринская Д. Е. Цифровой разрыв в России: особенности и тенденции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 5. С. 100-119.

4. Digital competence ‒ An emergent boundary concept for policy and educational research / L. Ilomaki, S. Paavola, M. Lakkala, A. Kantosalo // Education and Information Technologies. 2016. N 21. P. 655-679. https://doi.org/10.1007/s10639-014-9346-4

5. Ferrari A. DIGCOMP: A Framework for Developing and understanding Digital Competence in Europe. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2013. 50 р.

6. Lifelong learning ‒ key competences. URL: http://eur-lex.europa.eu/legalcontent/en/TXT/?uri=CELEX:32006H0962&qid=1496720114366 (дата обращения: 11.03.2025).

7. Gilster P. Digital literacy. New York: John Wiley, 1997. 276 p.

8. Joosten T., Pasquini L., Harness L. Guiding social media at our institutions // Planning for Higher Education. 2013. N 41 (2). P. 125-135.

9. Goodfellow R. Literacy, literacies and the digital in higher education // Teaching in Higher Education. 2011. N 16 (1). P. 131-144. https://doi.org/10.1080/13562517.2011.544125

10. Gourlay L., Hamilton M. E., Lea M. R. Textual practices in the new media digital landscape: Messing with digital literacies // Research in Learning Technology. 2013. Vol. 21. Р. 1-13. https://doi.org/10.3402/rlt.v21.21438

11. Spires H., Bartlett M. Digital literacies and learning: Designing a path forward // Friday Institute White Paper Series. 2012. Vol. 5. P. 1‒24.

12. Культура сетевых коммуникаций цифрового поколения: ресоциализация отношений и доместикация социальных медиа: сборник материалов исследования / А. П. Глухов, М. Н. Бычкова, И. В. Гужова, Г. А. Окушова, Ю. М. Стаховская. Томск: ИД Томского государственного университета, 2018. 120 с.

13. Лукманова Л. Ф., Миронова Ю. Н. Цифровая грамотность и ее составляющие // Инновационные научные исследования в современном мире: сборник научных статей по материалам III Международной научно-практической конференции. Уфа: Научно- издательский центр «Вестник науки», 2020. С. 151-155.

14. Van Dijk Jan A. G. M. The evolution of the digital divide: The digital divide turns to inequality of skills and usage // Digital enlightenment yearbook / ed. by J. Bus, M. Crompton, M. Hildebrandt, G. Metakides. Amsterdam: IOS Press, 2012. P. 57‒75.

15. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants. URL: https://marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20 Digital%20Immigrants%20-%20Part 1.pdf (дата обращения: 11.03.2025).

16. Hanging out, messing around, and geekingout: kids living and learning with new media / M. Ito [et al.]. URL: https://www.researchgate.net/publication/234828876_Hanging_Out_Messing_Around_and_Geeking_Out_Kids_Living_and_Learning_with_New_Media (дата обращения: 19.03.2025).

17. Ветрова О. А., Красильникова Т. Д. Экономический аспект образа благополучия Курской области: сравнительный анализ статистических показателей регионов Черноземья // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 2. С. 232-244. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-232-244. EDN IPBQLM

18. Ветрова О. А. Проблемы трансформации ментальных характеристик русского народа в условиях модернизации России // Приоритеты системной модернизации России и ее регионов: II Международная научно-практическая конференция, г. Курск, 11 апреля 2014 года. Курск: Университетская книга, 2014. С. 472-476.

19. Сазонова Е. С., Сазонов Н. А., Жукова В. С. Роль виртуального пространства в концепции жизненной модели в условиях цифровизации // Поколение будущего: Взгляд молодых ученых ‒ 2024: сборник научных статей 13-й Международной молодежной научной конференции, г. Курск, 12–13 ноября 2024 года. Курск: Университетская книга, 2024. С. 454-456. EDN VVHTQR

20. Strauss W., Howe N. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. London: Harper Perennial, 1992. 600 p.

21. Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность: коллективная монография / А.П. Глухов, М.Н. Бычкова, И.В. Гужова [и др.]. Томск: Издательский дом Томского государственнного университета, 2019. 106 c.

22. Кошель В. А., Шкляр Т. Л. Информационное общество: особенности коммуникаций у разных поколений // Креативная экономика. 2019. Т. 13, № 4. С. 619-632. https://doi.org/10.18334/ce.13.4.40585. EDNOMQFLC

23. Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy. New York: Broadway Books, 1997. 459 p.

24. The state of Gen Z 2018. URL: https://genhq.com/generation-z-research-2018/ (дата обращения: 15.03.2025).

25. Patterson E. The hottest mobile trends of 2023 and what they mean for the new year // Airship. URL: https://www.airship.com/blog/the-hottest-mobile-trends-of-2023-and-what-theymean-for-the-new-year/ (дата обращения: 18.03.2025).


Рецензия

Для цитирования:


Ветрова О.А., Сазонова Е.С. Проблема цифрового разрыва в межличностной коммуникации в контексте поколенческой теории. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(3):212-223. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-212-223

For citation:


Vetrova O.A., Elizaveta S. Sazonova E.S. The issue of the digital divide within the context of generational interpersonal communication. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(3):212-223. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-212-223

Просмотров: 71


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)