Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Профессиональное самоопределение в условиях подвижных технологий: проблемы молодежи с высшим образованием

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-235-248

Аннотация

Актуальность. Возрастает запрос государства на технологическое лидерство путем динамичного обновления техник и технологий в российских организациях. Противоречие заключается в несоответствии образовательных результатов, полученных молодежью в высшем образовании, и содержания их трудовой деятельности, для реализации которой необходимым умением становится непрерывное освоение инноваций путем изучения и преемственности содержания предыдущих разработок.
Цель – анализ трудностей, с которыми сталкивается молодежь с высшим образованием в процессе поиска места работы и реализации трудовой деятельности на старте карьеры в современных организациях, в контексте профессионального самоопределения.
Задачи: оценить трудности в поиске работы, причины незанятости, удовлетворенность обучением в вузе, а также содержанием труда среди занятых; выявить стратегии профессионального самоопределения.
Методология. Основные положения о профессиональном самоопределении раскрыты путем критического анализа теории самодерминации Э. Л. Деси и Р. М. Райана, их содержательные аспекты дополнены отечественными работами по социологии последних 5-10 лет. Эмпирической базой стало изучение занятости молодых специалистов через полгода после окончания крупного российского вуза в 2017-2023 гг. (n = 8939).
Результаты. Предложена типология стратегий профессионального самоопределения: неадаптивные, адаптивные, опережающие. Распространена неадаптивная стратегия, однако и те, кто удовлетворен полученным в вузе образованием (43%), ощущают неуверенность в своей востребованности на рынке труда (28%), дефицит навыков (24%) и слабый интерес к содержанию реализуемой после вуза трудовой деятельности (15%).
Выводы. Причиной сложностей в профессиональном самоопределении выступает слабое внимание к внутренним мотивам освоения молодежью профессии. Результаты исследования могут быть использованы руководством университетов для повышения качества их экосистем, основанных на решении студентами проблемных задач и направленных на раскрытие их способностей к конкретной трудовой деятельности.

Об авторе

А. Д. Мельник
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Мельник Анастасия Дмитриевна, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития

ул. Мира, д. 19, г. Екатеринбург 620062

Researcher ID: IVV-0555-2023

Scopus ID: 57190430255



Список литературы

1. Абрамов Р. Н., Быков А. В. Мир профессий в контексте труда и занятости: пандемическое и цифровое вертиго // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 4–20. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.2001

2. Завельская И. М., Комарова А. А., Крыштановская О. В. Профессиональное самоопределение личности и стратегии студенческой молодежи // Вестник университета. 2019. № 2. С. 137–140. https://doi.org/10.26425/1816-4277-2019-2-137-140

3. Рынок труда и занятости: трансформация в условиях изменений и антикризисные инструменты / Г. Ф. Галиева, Н. В. Пилипчук, С. В. Лупачева, Ю. В. Иода // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025. Т. 15, № 1. С. 197–211. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-197-211

4. Industry 4.0 and Industry 5.0–Inception, conception and perception / X. Xu, Y. Lu, B. Vogel-Heuser, L. Wang // Journal of Manufacturing Systems. 2021. N 61. P. 530–535. https://doi.org/10.1016/j.jmsy.2021.10.006

5. Ryan R. M., Deci E. L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychologist. 2000. N 55(1). P. 68–78. https://doi.org/10.1037//0003-066X.55.1.68

6. Gagné M., Deci E.L. Self-Determination Theory and Work Motivation // Journal of Organizational Behavior. 2005. N 26(4). P. 331–362. https://doi.org/10.1002/job.322

7. Practices for readiness of future specialists for professional self-determination in the information society / I. Knysh, M. Dubinka, O. Kochubei, I. Poliakov, V. Tiahur // Amazonia Investiga. 2022. N 11(59). P. 108–118. https://doi.org/10.34069/AI/2022.59.11.10

8. Меренков А. В. Самоопределение учащихся. М.: Издательский центр «Aкадемия», 2008. 224 c.

9. Боброва О. А., Комарова Э. П. Цифровая трансформация профессионального самоопределения школьников в контексте раннего профильного обучения // Вестник ПНИПУ. Проблемы языкознания и педагогики. 2024. № 2. С. 113–124. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2024.2.10

10. Хеннер Е. К. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников на ИТ-профессии // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 8. С. 37–60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-8-37-60

11. Шафранов-Куцев Г. Ф., Гуляева Л. В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 1. С. 100–118. https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.100-118

12. Кох И. А., Орлов В. А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 2. С. 143–170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-2-143-170

13. Буланова М. Б. Проблемы и перспективы трудоустройства и занятости молодых российских педагогов // Наука. Культура. Общество. 2024. Т. 30, № 3. С. 94–113. https://doi.org/ 10.19181/nko.2024.30.3.6

14. Ельникова Г. А., Маргарян А. А., Поляков И. С. Самоопределение молодежи в сфере трудовой деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 3. С. 48–51. https://doi.org/10.23672/SAE.2023.49.50.001

15. Mudrák J., Zábrodská K., Machovcová K. A Self-determined Profession? Perceived Work Conditions and the Satisfaction Paradox among Czech Academic Faculty // Czech Sociological Review. 2020. N 56(3). P. 387–418. https://doi.org/10.13060/csr.2020.023

16. Ушаков Д. В. Стратегии профессиональной самореализации молодых преподавателей колледжей // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2020. Т. 5, № 3. С. 320–329. https://doi.org/ 10.21603/2500-3372-2020-5-3-320-329

17. Толстоухова И. В. Оценка уровня профессионального самоопределения молодежи // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2024. № 1. С. 74–86. https://doi.org/10.15593/2224-9354/2024.1.6

18. Меренков А. В., Сандлер Д. Г., Шаврин В. С. Особенности изменений ориентаций выпускников бакалавриата на трудоустройство // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 10. С. 116–142. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-116-142

19. Эфендиев А. Г., Абрамова Е. В. Мотивационная основа трудовой деятельности: опыт реализации многомерного подхода // Журнал социологии и социальной антропологии. 2023. Т. 26, № 1. С. 26–57. https://doi.org/10.31119/jssa.2022.26.1.2

20. Understanding and shaping the future of work with self-determination theory / M. Gagné, S. K. Parker, M. A. Griffin [et al.] // Nature Reviews Psychology. 2022. N 1. P. 378–392. https://doi.org/10.1038/s44159-022-00056-w

21. Темпоральность профессионального самоопределения студентов России и Беларуси / М. В. Певная, А. Н. Тарасова, Д. Ф. Телепаева, С. Н. Щербинин // Образование и наука. 2025. Т. 27, № 3. С. 169–199. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2025-3-169-199

22. Дидковская Я. В., Трынов Д. В., Чистяков П. А. Профессиональные стратегии студентов в контексте образа социального будущего // Социологические исследования. 2023. № 9. С. 63–77. https://doi.org/10.31857/S013216250027778-8

23. Развитие навыков для инновационного роста в России. М.: Алекс, 2015. 172 с.

24. Абрамов А. П., Шенюк Е. В. Творческая самореализация личности в образовательной среде университета // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. Т. 14, № 4. С. 261–274. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-261-274

25. Диннер И. В. Устойчивость профессиональных траекторий молодежи в контексте современных трудовых ценностей // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2024. Т. 22, № 3. С. 43–50. https://doi.org/10.24147/1812-3988.2024.22(3).43-50

26. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся / О. Н. Томюк, М. А. Дьячкова, Н. Б. Кириллова, А. Ю. Дудчик // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 6, № 42. С. 422–434. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.35

27. Blended learning in higher education for the development of intrinsic motivation: a systematic review / R. K. Alonso, A. Velez, M. A. Diego Mantecon, E. Heredia Oliva // Cogent Education. 2025. N 12(1). https://doi.org/10.1080/2331186X.2025.2487572

28. Даниленко Е. А. Удаленный формат работы как фактор изменения трудового поведения человека // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 5. С. 225-241. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-225-241


Рецензия

Для цитирования:


Мельник А.Д. Профессиональное самоопределение в условиях подвижных технологий: проблемы молодежи с высшим образованием. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(3):235-248. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-235-248

For citation:


Melnik A.D. Professional self-determination in conditions of liquid technologies: problems of young people with higher education. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(3):235-248. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-235-248

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)