Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

К вопросу об определении понятия «корпоративные ценности»

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-198-217

Аннотация

   Актуальность. В статье рассматривается понятие «корпоративные ценности». Несмотря на большое количество его определений, единого подхода к трактовке корпоративных ценностей в научной литературе не сложилось. Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней на основе сравнительного анализа двадцати определений понятия «корпоративные ценности» предпринята попытка предложить его уточненную трактовку.
   Цель исследования – уточнить определение понятия «корпоративные ценности».
   Задачи: рассмотреть имеющиеся в научной литературе определения понятия «корпоративные ценности»; выявить подходы исследователей при определении понятия «корпоративные ценности»; сравнить различные подходы к определению понятия «корпоративные ценности» на основе полученных данных.
   Методология. Метод исследования послужил метод сравнительного анализа. Базой исследования послужили также корпоративные ценности, указанные на сайтах шести ведущих российских организаций.
   Результаты. Проведенный автором статьи сравнительный анализ более двадцати определений понятия «корпоративные ценности» позволил выявить три основных подхода, которыми руководствовались теоретики и практики процессов управления в определении данного понятия. Первый подход носит описательный характер. Исследователи, следующие первому подходу, который мы предлагаем условно назвать «качественным», отвечают на вопрос, что собой представляют корпоративные ценности. Второй подход носит инструментальный характер, т. е. корпоративные ценности рассматриваются в этом случае как некий инструмент (путь, способ и пр.) для достижения чего-либо. Третий подход, также характеризующийся описательным характером, указывает на то, где корпоративные ценности отражаются и реализуются.
   Выводы. Предложено уточненное авторское определение понятия «корпоративные ценности». Корпоративные ценности ‒ значимые и разделяемые всеми сотрудниками организации нравственные и поведенческие ориентиры, правила, принципы, нормы и стандарты выполнения профессиональной деятельности, которыми они, независимо от занимаемой должности, готовы руководствоваться при реализации организационных целей и задач.

Об авторе

А. А. Раренко
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Раренко Андрей Алексеевич, младший научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии,  аспирант факультета государственного управления, кафедры управления персоналом 

Researcher ID: GLR-3850-2022

Нахимовский проспект 51/21, г. Москва 117418;

Ленинские горы 1, г. Москва 119991 



Список литературы

1. Минасян Л. А. Глобализм и новые ценности: Что есть понятие ценности и существуют ли новые ценности // Альтернативные модели глобализации и проблемы современной глобальной динамики: монография. Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2018. С. 156-162.

2. Ивин А. А. Современная аксиология: Некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. № 1(4). С. 66-78.

3. Губман Б. Л. Ценности // Культурология. Энциклопедия: в 2 т. М.: Российская политическая энциклопедия, 2007. Т. 2. 1184 с.

4. Питерс Т., Уормен Р. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986. 418 с.

5. Perry R. B. General theory of value: its meaning and basic principles construed in terms of interest. Cambridge: Harvard University press, 1954. 702 p.

6. Управление по ценностям в России: инструмент манипуляции или «дар сердца»? URL: http://www.hrmedia.ru/node/1598 (дата обращения: 17.07.2022).

7. Gordillo Borges M. A. Values and shared beliefs as а key to the generation and strengthening of the work engagement in the organization: research project // Digital transformation of society, economics, management and education. 2020. P. 196-207.

8. Макаров А. С. Формирование ценностей организационной культуры для организации эффективной работы образовательной организации в современных условиях // Профессиональное самоопределение: новые реалии, подходы, технологии: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / под редакцией С. В. Паниной, Т. А. Макаренко. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. С. 114-117.

9. Табала А. А. Социально-психологические аспекты управления организацией в контексте интеграции личностных и групповых ценностей // Дружба народов без границ: экономика, общество, культура: cборник материалов XII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников. Ставрополь: ИДНК, 2018. С. 131.

10. Золотарева Г. И., Бахмарева Н. В. Функциональные связи контроллинга цепочек ценности при обновлении основных средств организации // Контроллинг. 2020. № 1 (75). С. 20-27.

11. Раренко А. А. Управление персоналом в современных организациях: к вопросу о талантах и ценностях, разделяемых сотрудниками // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. 2021. № 3. С. 135-142.

12. Саттарова К. Т., Кокарева В. В., Проничев Н. Д. Анализ организации производственного процесса на основе построения карты потока создания ценностей // Инновационные технологии в машиностроении: сборник трудов VII Международной научно-практической конференции. Томск: Юргинский технологический институт Томского политехнического университета, 2016. С. 316-320.

13. Дегтярь О., Непомнящий А. Руководство культурой и ценностями организации, как функция управленческого лидерства // Теорія і практика управління соціальними системами: філософія, психологія, педагогіка, соціологія. 2018. № 4. С. 72-83.

14. Цыцарова Н. М. Система ценностей организаций малого и среднего бизнеса // Управление развитием социально-экономических систем: сборник научных трудов молодых ученых. Ульяновск: Ульяновский государственный технический университет, 2011. С. 263-275.

15. Сидорова В. Н. Важные вопросы ‒ организация труда и корпоративные ценности // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2021. № 7. С. 1.

16. Чернова Т. В. Создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных организациях города Ульяновска // Православная культура в современном обществе: проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова, 2015. С. 157-162.

17. Костылев С. В. Психолого-педагогические условия эффективной организации процесса формирования нравственно-патриотических ценностей // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2008. № 11. С. 107-113.

18. Тоторкулова Т. В. К вопросу об исследовании ценностей в корпоративной культуре образовательной организации // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 415-418.

19. Романова Д. Р. Формирование ценности работника как фактор повышения конкурентоспособности организации // Магистр ‒ науке и образованию: материалы научно-практической конференции в рамках фестиваля научного творчества преподавателей, аспирантов, магистров, студентов и бакалавров института экономики и управления «Неделя науки ‒ 2017». Орел: Институт экономики и управления Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева, 2017. С. 401-404.

20. Фомина А. П. Особенности формирования системы ценностей у подростков из неблагополучных семей в образовательных организациях // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 1 (834). С. 111-123.

21. Винокурова А. А. Инновации как корпоративная ценность компаний (на основе PWC в России) // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. 2020. Т. 10, № 2 (30). С. 69-78.

22. Бакурадзе А. Б. Ценность развития в контексте управления социальной организацией // Гуманитарное знание и духовная безопасность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2017. С. 85-90.

23. Максименко А. А. Миссия как генерация ценностей организации // В мире научных открытий. 2010. № 1-2 (7). С. 58-60.

24. Потехина Е. Н., Петров М. О. Перспективы оценки культурных ценностей организации // Финансово-экономическая безопасность Российской Федерации и ее регионов: сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Симферополь: Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 2020. С. 267-269.

25. Шабалина О. В. Ценность справедливости в организации // Актуальные вопросы науки и техники: проблемы, прогнозы, перспективы: сборник тезисов II национальной конференции / под общей редакцией И. С. Морозовой, И. А. Короткого. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2020. С. 93-95.

26. Гроздилов С. В. Справедливость в системе социально-экономических отношений: теоретические и институциональные аспекты // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 2 (31). С. 196-204.

27. Костригин А. А. Личностные ценности заведующих дошкольными образовательными учреждениями как фактор организации образовательной среды // Образование в этнополикультурной среде: состояние, проблемы, перспективы: материалы VI Международного молодежного научно-культурного форума. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2016. С. 360-363.

28. Папоян К. А., Леонгард Д. Ценности организации и ценности сотрудников организации: диагностика и интеграция // Научные меридианы 2016: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / под общей ред.: И. В. Шевченко, И. Г. Рзун, Н. О. Старкова. Краснодар: Академия знаний, 2016. С. 154-157.

29. Халилуллина Д. З. Профессиональные ценности субъекта труда и организационная культура организации // Психология и психотехника. 2015. № 5 (80). С. 486-492.

30. Савинова И. А. Модель согласования ценностей личности и организации с опорой на соответствие // Мир психологии. 2021. № 4 (107). С. 76-87.

31. Баранова О. О. Диагностика элементов корпоративной культуры в связи с ценностями сотрудников аптечной организации методом экспертных оценок // Региональный вестник. 2019. № 14 (29). С. 46-47.

32. Сучкова Е. Е. Использование инструментов антикризисного управления для совершенствования коммуникационного взаимодействия персонала // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, № 1 (26). С. 206-211.

33. Давыденкова О. В. Мотивация и влияние ценностей на процесс формирования имиджа организации // Вестник университета. 2011. № 4. С. 160-163.

34. Чернышов О. В. Оценка параметров процесса реализации цепочки создания ценности работы с поставщиками на примере организации Леруа Мерлен // Построение и модернизация бизнес-моделей: сборник статей. М.: КнрРус, 2018. С. 336-347.

35. Савинова И. А., Штроо В. А. Роль ценностей высококвалифицированных специалистов при выборе организации-работодателя // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 173‒ 183.

36. Tomsen S. Corporate values and corporate governance // Corporate Governance. 2004. N 4 (4). P. 29–46.

37. Van der Wal Z., Huberts L. Value solidity in government and business: Results of an empirical study of public and private sector organizational values // American Review of Public Administration. 2007. N 20 (10). P. 1–22.

38. Reino A., Vadi M. What Factors Predict The Values Of an Organization and How? // University of Tartu Faculty of Economics & Business Administration Working Paper Series. No. 71. P. 45.

39. Яхонтова Е. С. Управление ценностями как элемент управления человеческими ресурсами компании // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. C. 73–81.

40. Jaffe D. T., Scott C. D. How to link personal values with team values // Training and Development. 1998. N 52 (3). P. 5–23.

41. Sawhey M. Create value from values // CIO Magazine. 2002. N 16 (4). P. 1.

42. Peat R. Values drive value // University of Auckland Business Review. 2003. N 5 (2). P. 1–11.

43. Chatman J. A. Matching people and organizations: Selection and socialization in public accounting firms // Administrative Science Quarterly. 1991. N 36. P. 459-484.

44. Кабалина В. И. Корпоративные ценности и ценности менеджеров: управленческий дискурс и модели взаимодействия // Пути России. Новый Старый Порядок ‒ Вечное Воз вращение?: сборник трудов конференции. М.: Новое материальное обозрение, 2016. С. 419-436.

45. Хасянова М. Г. Значение ценностей в корпоративной культуре // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 22-2. С. 189 - 195.

46. Лохонова Г. М. Ценности корпоративной культуры в современном профессиональном образовании // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2010. № 5. С. 291-294.

47. Тихомиров П. В. Мотивация сотрудников в контексте корпоративной культуры организации // Молодой ученый. 2019. № 4 (242). С. 176–179.

48. Бутов А. В. Принципы мотивации персонала и корпоративные ценности компании ИКЕА // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2017. № 6 (96). С. 128-133.

49. Белкин В. Н., Белкина Н. А., Антонова О. А. Согласование корпоративных ценностей и социально-экономических целей организации // Челябинский гуманитарий. 2018. № 3 (44). С. 48-63.

50. Мухина Е. В. Лингвистический аспект описания корпоративных ценностей // Российская школа связей с общественностью. 2011. № 3. С. 26-36.

51. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб.: Питер, 2011. С. 369.

52. Волошина И. А., Котлярова И. О. Корпоративных ценностей преподавателей и студентов университета в системе непрерывного образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XIV Международной конференции. СПб.: Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2016. С. 394‒397.

53. Шулепова С. В. Корпоративные ценности в современных экономических условиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 6-4. С. 131‒133.

54. Литвякова К. В., Машницкий И. В. Корпоративные ценности банков стран СНГ: сравнительный анализ // Белорусский государственный университет. Научная конференция студентов и аспирантов: сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3 ч. Минск: Белорусский государственный университет, 2017. С. 162‒164.

55. Фиапшев А. Б. Корпоративные и индивидуальные ценности и их согласование в процессе управления персоналом кредитной организации // Социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 ч. / под общ. ред. Е. П. Ткачевой. Белгород: Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. С. 135‒142.

56. Клоков Ю. А. Корпоративная культура и ценности организации: взаимосвязь и взаимообусловленность // Экономика и управление. 2010. № 5 (55). С. 44‒46.


Рецензия

Для цитирования:


Раренко А.А. К вопросу об определении понятия «корпоративные ценности». Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(6):198-217. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-198-217

For citation:


Rarenko A.A. On Defining the Concept "Corporate Values". Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(6):198-217. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-198-217

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)