Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Формирование профессиональных навыков в контексте цифровизации экономики

Аннотация

Актуальность. Цифровизация экономики Российской Федерации включает внедрение информационных технологий в различные ее сферы. Сфера образования, с одной стороны, является сферой услуг, а с другой – формирует не только знания, но и профессиональные навыки, обеспечивая кадрами экономику страны. Пандемия и самоизоляция предопределили актуальность цифровизации экономики, в том числе сферы услуг, осуществив экстренный переход образовательных учреждений на дистанционный формат обучения. Данное исследование осуществлялось для изучения срочного перевода образовательного процесса в онлайн-формат, давшего возможность развития дистанционного обучения в сфере высшего образования и обнажившего новые проблемы цифровизации образования.
Цель – выявить на основе эмпирического анализа проблемы формирования профессиональных навыков в рамках дистанционного обучения в высшем образовании.
Задачи: определить на примере ЮЗГУ ресурсы по организации дистанционного обучения; выяснить проблемы, возникающие во время проведения лекционных и практических занятий в рамках онлайн- формата; выявить проблемы получения профессиональных навыков в период дистанционного обучения; исследовать отношение студентов к проведению практических занятий в рамках дистанционного обучения.
Методология. В данном исследовании применяются описательный метод, методы анкетирования, корреляционного анализа, синтеза, анализа, обобщения, позволяющие выявить проблемы дистанционного обучения, исследовать отношение студентов к проведению занятий и получению профессиональных навыков. Эмпирические исследования и теоретические обобщения осуществлены на основе авторских работ, анкетирования студентов ЮЗГУ, официальной статистики.
Результаты. При осуществлении перевода вузом образовательного процесса на дистанционный формат адаптация студентов прошла успешно. Среди наиболее популярных ресурсов для организации дистанционного обучения в период пандемии респонденты отмечали Zoom, вузовский портал – do.swsu.ru, «Вконтакте», WhatsApp и электронную почту. Бóльшая часть респондентов отметили хорошее качество перехода на новый формат обучения. Профессиональные навыки у студентов при электронном и дистанционном формате формируются в основном теоретические. В отношении их получения выявлена трудность их формирования в новом формате в силу ряда причин, основными из которых являются отсутствие специального профессионального оборудования и инструментов; отсутствие непосредственного контакта с профессионалом (преподавателем).
Выводы. Предлагаемые в статье характеристики позволяют количественно и качественно описать использование дистанционного обучения в высшем образовании, а выявленные проблемы формирования профессиональных навыков в новом формате позволят совершенствовать дистанционное обучение путем расширения материально-технической базы, способной обеспечить эффективную обратную связь преподаватель – студент, создания специфических прикладных пакетов, пригодных и учитывающих особенности тех ли иных направлений подготовки. Этому будет способствовать критическое отношение к внедряемым технологиям.

Об авторах

Л. В. Килимова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Килимова Людмила Викторовна, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой философии и социологии

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040



А. С. Фролова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Фролова Анастасия Сергеевна, студентка кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Комаров О. Е., Трубецкая К. И. Удовлетворенность студентов педагогической практикой как индикатор качества образовательных услуг педагогического вуза // Innovation Management and Technology in the Era of Globalization. Materials of the III International scientific-practical conference. Павлодар: Общественный фонд « Региональная академия менеджмента», 2016. С. 367-372.

2. Бикмухаметов И. Х., Колганов Е. А., Шайхисламов Р. Б. Дистанционное обучение в системе высшего профессионального образования региона (на примере Республики Башкортостан): монография / Уфимская государственная академия экономики и сервиса. Уфа, 2011. 196 с.

3. Неъматов Б. С. Использование инновационных технологий в дистанционном обучении образовательного процесса // Достижения науки и образования. 2020. № 10 (64). С. 47-49.

4. Kilimova L., Lysikova O. Health as a fundamental basis of population life quality // Ekonomichnij chasopis-XXI. 2019. N 11-12. P. 191-199.

5. Ахренов В. Н., Ахренова Н. А., Белоус Е. Ю. Дистанционное обучение – 2020 и проблемы киберсоциализации участников образовательного процесса // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 3. С. 6–14.

6. Фролова А. С. Дистанционное обучение в контексте образовательных услуг в системе высшего образования // Актуальные проблемы региональной социологии. 2020. С. 171-175.

7. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [ред. от 31.07.2020 г.: с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020 г.]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4 (дата обращения: 01.03.2021).

8. Демин Ю. Н. Организация дистанционного обучения в Московском государственном индустриальном университете. URL: https://informica.ru (дата обращения: 25.03.2021).

9. Peter Funnel. Views From the Screen-Fase: Issues Emerging from an Exploration of the Value of Telematics-supporting Learning // Innovations in Education and Training International. 1999. Vol. 36, N 3. P. 176-185.

10. Arion M., Callaghan M. World Wide Web technology for distance learning // Studia Universitatis Babes-Bolyai. Psychlogia-pedagogia. Clui-Napoca. 1998. Vol. 42, N 172. P. 132-136.

11. Blakeman R., Haseley D. Institutional, Financial, Legal, and Cultural Factors in a Distance Learning Program // Journal of the American Psychoanalytic Association. 2015. N 63(3). P. 469-480. https://doi.org/10.1177/0003065115593281.

12. Olszewski-Kubilius P., Lee S-Y. Gifted Adolescents’ Talent Development through Distance Learning // Journal for the Education of the Gifted. 2004. N 28(1). P. 7-35. https://doi.org/10.1177/016235320402800102.

13. Notes from the Field: Concerns of Health-Related Higher Education Students in Brazil Pertaining to Distance Learning During the Coronavirus Pandemic / R. M. Peloso, F. Ferruzzi, A. A. Mori [et al.] // Evaluation & The Health Professions. 2020. N 43(3). P. 201-203. https://doi.org/10.1177/0163278720939302.

14. Аристов С. А. Использование компьютерных обучающих программ при дистанционном обучении экономистов // Дистанционное образование. 1999. № 3. С. 26-29.

15. Вессури Х. Высшее образование должно соответствовать меняющемуся миру // Перспективы. 1999. Т. 28, № 3. С. 29-46.

16. Килимова Л. В. Дистанционное обучение в контексте цифровой экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т.10, № 5. С.179-188.


Рецензия

Для цитирования:


Килимова Л.В., Фролова А.С. Формирование профессиональных навыков в контексте цифровизации экономики. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(3):195-207.

For citation:


Kilimova L.V., Frolova A.S. Distance Learning in the Context of the Digital Economy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(3):195-207. (In Russ.)

Просмотров: 167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)