Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Влияние СМИ на формирование социокультурных ценностей семьи

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена появлением серьезного научного интереса к проблемам трансформации семейных ценностей под влияние СМИ на современном этапе. Статья посвящена актуальным вопросам социокультурных ценностей семьи в информационном пространстве. Отмечено, что именно семья является важнейшим социальным институтом общества, устойчивое развитие которой напрямую связано с уровнем стабильности в социально-политической сфере государства. В настоящее время средства массовой информации активно формируют процесс создания поведенческих стереотипов, форм и моделей современной семьи. Анализ механизмов влияния СМИ на социокультурные ценности семьи позволяет выявить новые тенденции в освещении проблем современной российской семьи и формировании ее образа.
Цель данной статьи заключается в необходимости выявления и изучения основных механизмов влияния СМИ на формирование семейных ценностей.
Задачи: изучить основные формы и характеристики семейных ценностей на современном этапе; выявить специфику взаимодействия СМИ на современную семью; показать процесс трансформации образа российской семьи в современном интернет-пространстве. Методология. В процессе написания статьи были использованы методы системного, структурно- функционального анализов, использованы методы сравнения и наблюдения в процессе изучения социокультурных ценностей семьи на современном этапе.
Результаты. Практическая значимость статьи заключается в использовании положений и выводов в процессе коммуникации между представителями различных социальных групп и культур, а также в создании семейно-информационной политики государства, в формировании социокультурных ценностей семьи при активном содействии средств массовой информации.
Выводы. Социокультурные ценности семьи и традиции прошлого не транслируются в настоящее автоматически, поскольку изменились условия жизни всего социума и современная семья сталкивается с другими вызовами, чем во времена наших предков. Создание и функционирование семейно ориентированной информационной политики государства станет творческой задачей по формированию положительного образа современной семьи.

Об авторе

З. Х. Коблева
Майкопский государственный технологический университет
Россия

Коблева Зурет Халидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики

ул. Первомайская 191, г. Майкоп 385000



Список литературы

1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: [пер. с нем.]. СПб.: Наука, 2000. 377 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.

3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Издательство Московского университета, 1996. 302 с.

4. Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества. М.: КДУ, 2008. 319 с.

5. Усова Г. А. Радиовещание и телевидение как факторы формирования ценностных ориентаций подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 1981. 175 с.

6. Короткова А. В. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации (социологический аспект): дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 27 с.

7. Бодров А. В., Штейман-Шихмартова О. М. Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 4 (12). С. 182–189.

8. Скобелев В. Л. Применение методологии оптимизации отношений обмена с согласованными экономическими интересами субъектов рынка на примере отрасли телевещания // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 127-139.

9. Ильченко С. С. Аксиология «массовой культуры» отечественного телеэфира // Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В. А. Сидорова. СПб., 2009. С. 118-119.

10. Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Состояние и перспективы развития телевизионного рекламного рынка в России // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 88-96.

11. Mediascope опубликовала отчет по исследованию объема зрительской аудитории за 2018 год. URL: https://mediascope.net/news/1024611/ (дата обращения: 05.02.2021).

12. Корнилова Е. Е, Ревенко А. А. Трансформация предпочтений зрителей в условиях интенсивного развития интерент-технологий и политизации телевидения // Челябинский гуманитарий. 2020. № 2(51). С. 56–68.

13. Гурко Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 99-100.

14. Лебедь О. Л., Мищенко В. А. СМИ и общественное мнение о современных образах семьи и брака // Вестник Института социологии. 2015. № 4(15). С. 72–92.

15. Семенкова Т. Н. Проблема социализации детей-сирот и пути ее решения на региональном уровне // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИМК и ПРО, 2006. С. 48-59.

16. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103 за 2020 год по России и субъектам Российской Федерации. URL: http://www.docs.edu.gov.ru (дата обращения: 09.02.2021).

17. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных массмедиа // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261-273.

18. Хуторной С. Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6. С. 9.

19. Kuligowsk P. Antropologia wspczesnoci. Wiele, wiatw, jedno miejssce. Krakow, 2007. 171 p.

20. Брылевская А. А. Философские аспекты проблемы восприятия образов компьютерной виртуальной реальности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. Т. 2, № 3-1. С. 147–156.

21. Куприянова О. В. Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2009. 24 с.


Рецензия

Для цитирования:


Коблева З.Х. Влияние СМИ на формирование социокультурных ценностей семьи. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(3):230-240.

For citation:


Kobleva Z.Kh. The Influence of the Media on the Formation of Socio-Cultural Values of the Family. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(3):230-240. (In Russ.)

Просмотров: 213


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)