Влияние СМИ на формирование социокультурных ценностей семьи
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена появлением серьезного научного интереса к проблемам трансформации семейных ценностей под влияние СМИ на современном этапе. Статья посвящена актуальным вопросам социокультурных ценностей семьи в информационном пространстве. Отмечено, что именно семья является важнейшим социальным институтом общества, устойчивое развитие которой напрямую связано с уровнем стабильности в социально-политической сфере государства. В настоящее время средства массовой информации активно формируют процесс создания поведенческих стереотипов, форм и моделей современной семьи. Анализ механизмов влияния СМИ на социокультурные ценности семьи позволяет выявить новые тенденции в освещении проблем современной российской семьи и формировании ее образа.
Цель данной статьи заключается в необходимости выявления и изучения основных механизмов влияния СМИ на формирование семейных ценностей.
Задачи: изучить основные формы и характеристики семейных ценностей на современном этапе; выявить специфику взаимодействия СМИ на современную семью; показать процесс трансформации образа российской семьи в современном интернет-пространстве. Методология. В процессе написания статьи были использованы методы системного, структурно- функционального анализов, использованы методы сравнения и наблюдения в процессе изучения социокультурных ценностей семьи на современном этапе.
Результаты. Практическая значимость статьи заключается в использовании положений и выводов в процессе коммуникации между представителями различных социальных групп и культур, а также в создании семейно-информационной политики государства, в формировании социокультурных ценностей семьи при активном содействии средств массовой информации.
Выводы. Социокультурные ценности семьи и традиции прошлого не транслируются в настоящее автоматически, поскольку изменились условия жизни всего социума и современная семья сталкивается с другими вызовами, чем во времена наших предков. Создание и функционирование семейно ориентированной информационной политики государства станет творческой задачей по формированию положительного образа современной семьи.
Об авторе
З. Х. КоблеваРоссия
Коблева Зурет Халидовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики
ул. Первомайская 191, г. Майкоп 385000
Список литературы
1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: [пер. с нем.]. СПб.: Наука, 2000. 377 с.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М.: Издательство Московского университета, 1996. 302 с.
4. Синельников А. Б. Трансформация семьи и развитие общества. М.: КДУ, 2008. 319 с.
5. Усова Г. А. Радиовещание и телевидение как факторы формирования ценностных ориентаций подростков: дис. ... канд. пед. наук. М., 1981. 175 с.
6. Короткова А. В. Формирование имиджа семьи под влиянием средств массовой информации (социологический аспект): дис. ... канд. социол. наук. М., 2007. 27 с.
7. Бодров А. В., Штейман-Шихмартова О. М. Образ семьи, создаваемый средствами массовой информации Пензенской области // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2014. № 4 (12). С. 182–189.
8. Скобелев В. Л. Применение методологии оптимизации отношений обмена с согласованными экономическими интересами субъектов рынка на примере отрасли телевещания // Петербургский экономический журнал. 2017. № 3. С. 127-139.
9. Ильченко С. С. Аксиология «массовой культуры» отечественного телеэфира // Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В. А. Сидорова. СПб., 2009. С. 118-119.
10. Евменов А. Д., Морщагина Н. А. Состояние и перспективы развития телевизионного рекламного рынка в России // Петербургский экономический журнал. 2019. № 4. С. 88-96.
11. Mediascope опубликовала отчет по исследованию объема зрительской аудитории за 2018 год. URL: https://mediascope.net/news/1024611/ (дата обращения: 05.02.2021).
12. Корнилова Е. Е, Ревенко А. А. Трансформация предпочтений зрителей в условиях интенсивного развития интерент-технологий и политизации телевидения // Челябинский гуманитарий. 2020. № 2(51). С. 56–68.
13. Гурко Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. 1995. № 10. С. 99-100.
14. Лебедь О. Л., Мищенко В. А. СМИ и общественное мнение о современных образах семьи и брака // Вестник Института социологии. 2015. № 4(15). С. 72–92.
15. Семенкова Т. Н. Проблема социализации детей-сирот и пути ее решения на региональном уровне // Психолого-педагогическая и социальная поддержка детей и молодежи «группы риска»: состояние, проблемы, перспективы. Кемерово: КРИМК и ПРО, 2006. С. 48-59.
16. Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 103 за 2020 год по России и субъектам Российской Федерации. URL: http://www.docs.edu.gov.ru (дата обращения: 09.02.2021).
17. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных массмедиа // Гендерные исследования. 2000. № 5. С. 261-273.
18. Хуторной С. Н. Сетевое виртуальное общение и его влияние на межличностные отношения // Современные исследования социальных проблем. 2013. № 6. С. 9.
19. Kuligowsk P. Antropologia wspczesnoci. Wiele, wiatw, jedno miejssce. Krakow, 2007. 171 p.
20. Брылевская А. А. Философские аспекты проблемы восприятия образов компьютерной виртуальной реальности // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2009. Т. 2, № 3-1. С. 147–156.
21. Куприянова О. В. Образ женщины в средствах массовой информации в контексте гармонизации российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Улан-Удэ, 2009. 24 с.
Рецензия
Для цитирования:
Коблева З.Х. Влияние СМИ на формирование социокультурных ценностей семьи. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(3):230-240.
For citation:
Kobleva Z.Kh. The Influence of the Media on the Formation of Socio-Cultural Values of the Family. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(3):230-240. (In Russ.)