Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Религиозная мистика и психология религии: к вопросу о пределах редукции. Часть 2

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-3-256-269

Аннотация

Актуальность. На современном этапе развития религиоведческих исследований повышается значимость раскрытия психологического «среза» мистики  с точки зрения сопоставления двух подходов – редукционистского, который сводит мистику к интенсивным и необычным психологическим переживаниям, и антиредукционистского, усматривающего в мистике нечто большее, чем просто субъективные переживания. 

Цель ‒ дополнить осмысления пределов психологической редукции религиозно-мистического опыта осмыслением пределов антиредукционизма. 

Задачи: определить специфику подхода русской психологии религии к феномену мистики в единстве ее религиозных и нерелигиозных форм;  продемонстрировать содержание антипсихологизма как мировоззренческой и методологической установки русской религиозной философии в ее подходе к религиозной мистике; осмыслить границы редукционистской установки на фоне ее сопоставления с антиредукционизмом. 

Методология. Сравнительный метод применялся в процессе анализа идейных установок (с одной стороны, западной психологии религии, а с другой – русской психологии религии) в процессе исследования религиозно-мистического опыта. Принцип системности позволил осмыслить редукционизм и антиредукционизм как научные программы, которые обладают эвристическим потенциалом только в общем пространстве междисциплинарного диалога и взаимодействия. 

Результаты. Во-первых, обоснована эвристическая ценность рассмотрения религиозной мистики сквозь призму «подлинное – неподлинное» и раскрыто значение проведения демаркации духовых явлений, образующих объемное пространство религиозной мистики. Во-вторых, продемонстрированы предпосылки антипсихологической установки в рамках подхода русской религиозной философии к феномену мистики в единстве ее религиозных и нерелигиозных форм, а также определена специфика русской психологии религии. В-третьих, продемонстрированы пределы антиредукционисткого подхода к мистическим феноменам. 

Выводы. В условиях возрастания влияния нейробиологического подхода к изучению мистики возникают новые ракурсы дискуссии между исследовательскими программами редукционизма и антиредукцинизма. «Бум» нейротеологии создает предпосылки для постановки вопроса о новой композиции междисциплинарного пространства исследования религиозной, а также нерелигиозной мистики.   

Об авторах

М. В. Шугуров
Cаратовская государственная юридическая академия
Россия

Шугуров Марк Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры философии

ул. Вольская, д. 1, г. Саратов 410056



С. И. Мозжилин
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского
Россия

Мозжилин Сергей Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и социальной философии

ул. Астраханская, д. 83, г. Саратов 410012



Список литературы

1. Антонов К. М. Концепция религиозного опыта У. Джеймса в русской религиозной мысли первой трети ХХ в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2015. Вып. 5. С. 91–111.

2. Антонов К. М. Рецепции классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. Вып. 5 (55). С. 47–67.

3. Ананьева Е. П. Психологический анализ религии и его место в гуманитарной составляющей современной России // Universum: Психология и образование. 2017. № 4(34). С. 28‒31.

4. Ермаков В. А. Духовные аспекты рассмотрения психоанализа русскими религиозными философами // Теория и практика общественного развития. 2012. № 5. С. 52–56.

5. Минин П. Мистицизм и его природа. Киев: Пролог, 2003. 148 с.

6. Антонов К. М., Колкунова К. А. Василий Васильевич Зеньковский: религиозное переживание как основа психологии религии и идеи религиозного воспитания // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия IV: Педагогика. Психология. 2018. Вып. 48. С. 107–120.

7. Пашковский В. Э., Зислин И. М. Религиозно-мистические состояния как психиатрическая проблема // Социальная и клиническая психиатрия. 2005. Т. 15, вып.1. С. 81–88.

8. Parnas J., Henriksen M. G. Mysticism and Schizophrenia: A Phenomenological Exploration of the Structure of Consciousness in the Schizophrenia Spectrum Disorders // Cousciosness and Cognition: An International Journal. 2016. Vol. 43. P. 75–88. https://doi.org/10.1016/j.concog.2016.05.010.

9. Psychiatry and Mysticism / ed. by S. R. Dean. Chicago: Burnham Inc. Pub., 1975. 424 p.

10. Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах // Флоренский П. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1990. Т. 1. 496 с.

11. Чиж В. Ф. Психология наших праведников. Изучение психики людей, признанных в России святыми. М.: URSS, 2022. 134 с.

12. Коновалов Д. Г. Религиозный экстаз в русском мистическом сектантстве. Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908. Ч. 1, вып. 1. 256 с.

13. Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. СПб.: Издательство Олега Абышко: Православное издательство «Сатись», 2011. 224 с.

14. Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 37–342.

15. Albrecht K. Psychology of mystical consciousness. New York: Herder & Herder, 2019. 428 p.

16. Egan H. Christian mysticism. The future of a tradition. Eugene: Wipf and Stock, 1998. 456 p.

17. Balisasa J. Mysticism and the psychology of Christian religious experience // Psychology Research. 2012. Vol. 2, N 5. Р. 279–294.

18. Гостев А. О проблемах становления религиозно ориентированного психологического знания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Вып. 4, № 4. С. 35–45.

19. Токарева С. Б., Патин В. Г. Теистический психологизм как методологический принцип исследования религиозного опыта // Logos et Praxis. 2019. Т. 18, № 2. С. 5–13. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2019.2.1.

20. Кануников И. Е. Что общего между дзадзен медитацией и исихазмом: взгляд нейрофизиолога // Религиоведение. 2022. № 1. С. 123–132. https://doi.org/10.22250/20728662_2022_1_123.

21. The Neural Basis of Religious Cognition / J. Grafman, I. Cristofori, W. Zhong, J. Bulbulia // Current Directions in Psychological Science. 2020. Vol. 29, N 2. P.126–133. https://doi.org/10.1177/0963721419898183.

22. Neural underpinning of a personal relationship with God and sense of control: A lesion-mapping study / Sh. Cohen-Zimerman, I. Cristofori, W. Zhong [et al.] // Cognitive, Affect & Behavioral Veuroscience. 2020. Vol. 20, N 3. P. 575–587.

23. Neurology and Religion / ed. by A. Coles and J. Collicutt. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 302 р.

24. Kime K. G., Snarey J. A Jamesian Response to Reductionism in the Neuropsychology of Religious Experience // Archive for Psychology of Religion. 2019. Vol. 40, is. 2-3, рр. 124–150.


Рецензия

Для цитирования:


Шугуров М.В., Мозжилин С.И. Религиозная мистика и психология религии: к вопросу о пределах редукции. Часть 2. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(3):256-269. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-3-256-269

For citation:


Shugurov M.V., Mozzhilin S.I. Religious Mysticism and the Psychology of Religion: on the Question of the Limits of Reduction. Part 2. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(3):256-269. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-3-256-269

Просмотров: 313


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)