Цифровая трансформация гостиничного бизнеса как необходимое условие успешного функционирования отелей
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-71-82
Аннотация
Актуальность. Главной целью любого бизнеса является излечение большей прибыли, что в реалиях современной информационной эры достигается в существенной мере посредством диджитализации. Решающее значение в вопросах оптимизации бизнес-процессов, повышения лояльности гостей и конкурентоспособности в условиях быстро меняющегося рынка отводится цифровой трансформации бизнеса. Она выводит традиционные подходы к ведению бизнеса на качественно новый уровень. Значительное влияние на смещение вектора развития в сторону цифровизации в гостиничном секторе оказала пандемия COVID-19, которая вызвала необходимость ускоренного внедрения новейших ITтехнологий в деятельность объектов размещения и вывела отрасль на более динамичный виток развития. Возрастающая роль электронной коммерции в современной экономике также внесла свои корректировки и стимулировала подключение гостиниц к различным цифровым платформам.
Цель ‒ исследование приоритетных направлений цифровой трансформации гостиниц и оценка целесообразности перехода к цифровой системе управления в вопросах оптимизации бизнес-процессов, улучшения качества обслуживания и достижения высоких ключевых показателей эффективности.
Задачи: определить роль цифровизации гостиничной индустрии в современном мире; выявить стратегические цели интеграции цифровых технологий в бизнес-процессы; оценить влияние внешних факторов на развитие цифровой дистрибуции и внедрение информационно-коммуникационных технологий в деятельность гостиниц; определить конкурентные преимущества использования PMS-систем; рассмотреть возможности применения искусственного интеллекта и технологии Big Data в гостиничном бизнесе.
Методология. В ходе написания статьи использовались следующие методы: анализ литературы, теоретические, монографические, статистические методы и методы графического моделирования.
Результаты. Были изучены теоретические аспекты цифровизации сфере гостеприимства, рассмотрены факторы, стимулирующие темпы роста данного процесса. Определены наиболее популярные продукты цифровизации в индустрии.
Выводы. В статье подчеркивается необходимость следования за цифровыми тенденциями в индустрии гостеприимства, что является важным условием успешности предприятия как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Об авторах
О. А. ПолищукРоссия
Полищук Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и аудита
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация
Ш. Г. Казарян
Россия
Казарян Шушаник Геворговна, магистрант
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация
Д. А. Копылова
Россия
Копылова Диана Александровна, магистрант
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040, Российская Федерация
Список литературы
1. Digitalization as a Factor of Development of World Economy / Z. Latysheva, E. Skripkina, Т. Kramarova, N. Gracheva, M. Istomina // Revista Turismo. Estudos and Práticas. 2020. N 3.
2. Путь в цифровое будущее: как отелю стать более цифровым. URL: https://welcometimes.ru/opinions/put-v-cifrovoe-budushchee-kak-otelyu-stat-bolee-cifrovym?ysclid=lg20mht19m518561298
3. Чуракова А. А. Влияние цифровизации на развитие гостиничного бизнеса // Журнал прикладных исследований. 2021. № 4. С. 59‒66.
4. Котельникова А. А. Влияние цифровизации на развитие гостиничного бизнеса // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор ‒ 2022): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М.: Российский государственный университет имени А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2022. Ч. 2. С. 297‒300.
5. Цифровизация гостиничной индустрии: комментарии экспертов рынка. URL: https://hotelier.pro/news/item/tsifrovizatsiya-gostinichnoy-industrii-kommentarii-ekspertov-rynka (дата обращения: 29.06.2023).
6. Хапов У. А. Цифровизация как фактор развития гостиничной индустрии // Актуальные вопросы развития современных технологий: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. Петрозаводск: Новая Наука, 2023. С. 60‒64.
7. Водопьянова Е. В., Буравчикова Т. В., Муськина С. В. Гостеприимство в эпоху цифровизации // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2020. № 1. С. 106‒114.
8. Овчаренко Н. П., Галенко Е. В., Охотникова М. А. Влияние цифровизации на устойчивое развитие средств размещения // Туризм и национальные проекты Российской Федерации: материалы Международной научно-практической конференции. Сочи: Субтропический научный центр Российской академии наук, 2022. С. 435‒444.
9. Морозов М. А., Морозова Н. С. Импортозамещение и цифровизация в индустрии туризма и гостеприимства в новых реалиях // Вестник Академии знаний. 2023. № 2 (55). С. 154‒160.
10. Инструменты цифровизации корпоративного управления в гостиничном бизнесе / Ф. В. Акулинин, Д. К. Балаханова, С. Л. Озеров, В. Ю. Шимонов, Дун Чжао // Прикладные экономические исследования. 2023. № 3. С. 164‒171.
11. Казарян Ш. Г., Полищук О. А. Ключевые показатели эффективности (KPI) гостиниц // Молодая наука ‒ 2023: сборник статей Национальной межвузовской студенческой конференции. Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2023. С. 64‒68.
12. Travelline: единая платформа для гостиничного бизнеса. URL: https://www.travelline.ru/blog/dashboard/ (дата обращения: 25.06.2023).
13. Роспотребнадзор. URL: https://www.rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 25.06.2023).
14. Coronavirus: Survival of the Fittest for Hotels. URL: https://hoteltechreport.com/news/coronavirus (дата обращения: 25.06.2023).
15. Шумакова Е. В. Проблемы гостиничного бизнеса в условиях пандемии (коронавируса) // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020. № 6. С. 103‒106.
16. Казарян Ш. Г., Полищук О. А. Роль цифровой дистрибуции в коммерческой политике предприятий гостиничной индустрии // Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития: сборник научных статей XXII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Юго-Западный государственный университет Курск, 2022. Т. 1. С. 318‒321.
17. Isaev D. V. Formation of indidual infological models of performancemanagement system // Business Informatics. 2015. N 4(34). P. 32‒37.
18. Джанджугазова Е. А., Кабелкайте-Вайткене Ю. А. Трансформация гостиничного бизнеса в условиях развития цифровой экономики в России // Сервис plus. 2018. № 12(3). С. 96‒104.
19. Полищук О. А., Мартыничева А. Д., Егоров П. Д. Машинное обучение как современный подход к анализу данных // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т.12, № 2. С. 64‒73.
20. Богомазова И. В., Аноприева Е. В., Климова Т. Б. Цифровая экономика в индустрии туризма и гостеприимства: тенденции и перспективы // Сервис в России и зарубежом. 2019. Т.13, № 3(85). С. 34‒46.
Рецензия
Для цитирования:
Полищук О.А., Казарян Ш.Г., Копылова Д.А. Цифровая трансформация гостиничного бизнеса как необходимое условие успешного функционирования отелей. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(5):71-82. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-71-82
For citation:
Polischuk O.A., Kazaryan Sh.G., Kopylova D.A. Digital Transformation of the Hotel Business as a Necessary Condition for the Successful Functioning of Hotels. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(5):71-82. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-71-82