Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Наукоемкий рынок: геомаркетинговый и кластерный подход к функционированию и анализу

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-128-140

Аннотация

Актуальность. Инновационное развитие является одной из наиболее приоритетных задач экономики на национальном и региональном уровне. Одним из направлений решения данных задач является формирование локальных наукоемких рынков, в рамках которых происходит взаимодействие основных участников инновационного цикла – от проведения фундаментальных научных исследований до выведения наукоёмкого продукта на рынок. Объектом исследования выступил локальный наукоёмкий рынок Белгородской области. Источниками информации для проведения исследования выступили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС); результаты исследований, представленные в поисковой системе eLibrary.Ru; данные статистической отчётности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.
Цель исследования – кластерная группировка разработанных передовых производственных технологий в организациях Белгородской области.
Задачи: контент-анализ теоретических данных по проблеме исследования в поисковой системе eLibrary.Ru; анализ тематических публикаций и нормативных документов, данных зарубежных стран; классификация инструментов анализа показателей наукоемких рынков; группировка количественных показателей; апробация результатов исследования в условиях регионального наукоемкого рынка.
Методология. В качестве методов исследования был использован ретроспективный контентанализ, анализ статических данных, кластерный анализ и группировка разработанных передовых производственных технологий в организациях Белгородской области.
Результаты. В статье представлен краткий анализ эффективности реализации данных задач с позиции геомаркетингового и кластерного подходов. Выделены основные этапы формирования кластерной политики в Российской Федерации и проанализированы условия формования данной политики на национальном уровне. В результате проведенных исследований были структурированы основные геомаркетинговые инструменты анализа локального наукоемкого рынка; предложена группировка количественных параметров для проведения геормаркетингового и кластерного анализа наукоемкого локального рынка.
Вывод. На основании кластерного анализа передовые производственные технологии, применяемые в области, были сгруппированы в четыре кластера, которые могут стать основой для дальнейшего инновационного развития.

Об авторах

С. Н. Прядко
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Прядко Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, института экономики и управления

ул. Победы, д. 85, г. Белгород 308015, Российская Федерация 



С. А. Кучерявенко
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Кучерявенко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики фармации, института фармации, химии и биологии, директор центра менеджмента качества

ул. Победы, д. 85, г. Белгород 308015, Российская Федерация 



Список литературы

1. Российская научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом научного цитирования. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp? (дата обращения: 29.06.2023).

2. Stepanova E. V. Management organization of territorial innovation clusters // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Vol. 9, No. 2(31). P. 319‒322. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0902-0075. EDN PWCDHA.

3. Носонов А. М. Территориальные инновационные кластеры как перспективный компонент инновационной инфраструктуры России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2022. Т. 8, № 3. С. 208‒216.

4. Старцева Ю. В. Инновационная экономика. Особенности развития инновационных территориальных кластеров // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 2. С. 70‒74.

5. Цителадзе Д. Д. Методология построения международного инновационного коридора между биотехнологическими инновационными территориальными кластерами России и Германии // Инновационное развитие экономики. 2017. № 3(39). С. 61‒75.

6. Денисова О.Н. Инновационные территориальные кластеры и технологические платформы // Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 12‒16.

7. Матушанский Г. У. Инновационные территориальные образовательные кластеры: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 1. С. 354‒358.

8. Кораблева А. А. Организационная модель и этапы формирования импортозамещающих территориальных инновационных кластеров // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 12(158). С. 25‒33.

9. Долганова Д. В. Формирование и развитие инновационных территориальных кластеров в современных реалиях // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 3. С. 117‒127.

10. Бабина Е. Н. Система показателей и анализ методики оценки функционирования инновационных территориальных кластеров // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2019. № 2(50). С. 5.

11. Развитие инновационных кластеров в России. URL: https://delprof.ru/press-center/openanalytics/innovatsionnye-klastery-rossii/ (дата обращения: 26.06.2023).

12. Технопарки // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dkdno/naukograd/ (дата обращения: 26.06.2023).

13. Технопарки России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 26.06.2023).

14. Инновационные научно-технологические центры // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_sistemy_gosudarstvennoy_podderzhki_innovaciy_v_subektah/intc/ (дата обращения: 26.06.2023).

15. Вузы и промышленные предприятия обсудили национальную сеть трансфера технологий // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https:// minobrnauki. gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/30976/ (дата обращения: 29.06.2023).

16. Глобальный инновационный индекс 2022 года: научно-технологические кластеры // Всемирная организация интеллектуальной собственности. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2022-section4-en-cluster-ranking-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf (дата обращения: 26.06.2023).

17. Тхориков Б. А. Геомаркетинг ‒ новый концепт или прикладной инструмент бизнеса? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 49. С. 199‒213.

18. Герасименко О. А. Верификация геомаркетинговых гипотез оптимального решения выбора местоположения (на примере магазинов хобби г. Белгорода) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 8(130). С. 137‒147.

19. Герасименко О. А. Geodata mining ‒ технология интеллектуального анализа пространственных данных // Научный результат. Экономические исследования. 2021. Т. 7, № 1. С. 71‒79.

20. Толстяков Р. Р. Горбунов И. Н. Задачи и инструменты геомаркетинга // Социальноэкономические явления и процессы. Экономика и бизнес. 2015. Т. 10, № 1. С. 10‒15.

21. Уровень инновационной активности организаций // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.miiris.ru/rf_charts/orgs_inno_act (дата обращения: 24.06.2023).

22. Передовые производственные технологии, наука и инновации в экономике Белгородской области в 2021 году: Аналитический материал // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://31.rosstat.gov.ru/folder/42411/document/181342 (дата обращения: 24.06.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Прядко С.Н., Кучерявенко С.А. Наукоемкий рынок: геомаркетинговый и кластерный подход к функционированию и анализу. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(5):128-140. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-128-140

For citation:


Pryadko S.N., Kucheryavenko S.A. Knowledge-Intensive Market: Geomarketing and Cluster Approach to Functioning and Analysis. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(5):128-140. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-128-140

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)