Наукоемкий рынок: геомаркетинговый и кластерный подход к функционированию и анализу
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-128-140
Аннотация
Актуальность. Инновационное развитие является одной из наиболее приоритетных задач экономики на национальном и региональном уровне. Одним из направлений решения данных задач является формирование локальных наукоемких рынков, в рамках которых происходит взаимодействие основных участников инновационного цикла – от проведения фундаментальных научных исследований до выведения наукоёмкого продукта на рынок. Объектом исследования выступил локальный наукоёмкий рынок Белгородской области. Источниками информации для проведения исследования выступили данные Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС); результаты исследований, представленные в поисковой системе eLibrary.Ru; данные статистической отчётности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области.
Цель исследования – кластерная группировка разработанных передовых производственных технологий в организациях Белгородской области.
Задачи: контент-анализ теоретических данных по проблеме исследования в поисковой системе eLibrary.Ru; анализ тематических публикаций и нормативных документов, данных зарубежных стран; классификация инструментов анализа показателей наукоемких рынков; группировка количественных показателей; апробация результатов исследования в условиях регионального наукоемкого рынка.
Методология. В качестве методов исследования был использован ретроспективный контентанализ, анализ статических данных, кластерный анализ и группировка разработанных передовых производственных технологий в организациях Белгородской области.
Результаты. В статье представлен краткий анализ эффективности реализации данных задач с позиции геомаркетингового и кластерного подходов. Выделены основные этапы формирования кластерной политики в Российской Федерации и проанализированы условия формования данной политики на национальном уровне. В результате проведенных исследований были структурированы основные геомаркетинговые инструменты анализа локального наукоемкого рынка; предложена группировка количественных параметров для проведения геормаркетингового и кластерного анализа наукоемкого локального рынка.
Вывод. На основании кластерного анализа передовые производственные технологии, применяемые в области, были сгруппированы в четыре кластера, которые могут стать основой для дальнейшего инновационного развития.
Об авторах
С. Н. ПрядкоРоссия
Прядко Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, института экономики и управления
ул. Победы, д. 85, г. Белгород 308015, Российская Федерация
С. А. Кучерявенко
Россия
Кучерявенко Светлана Алексеевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики фармации, института фармации, химии и биологии, директор центра менеджмента качества
ул. Победы, д. 85, г. Белгород 308015, Российская Федерация
Список литературы
1. Российская научная электронная библиотека, интегрированная с Российским индексом научного цитирования. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp? (дата обращения: 29.06.2023).
2. Stepanova E. V. Management organization of territorial innovation clusters // Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2020. Vol. 9, No. 2(31). P. 319‒322. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0902-0075. EDN PWCDHA.
3. Носонов А. М. Территориальные инновационные кластеры как перспективный компонент инновационной инфраструктуры России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2022. Т. 8, № 3. С. 208‒216.
4. Старцева Ю. В. Инновационная экономика. Особенности развития инновационных территориальных кластеров // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2023. № 2. С. 70‒74.
5. Цителадзе Д. Д. Методология построения международного инновационного коридора между биотехнологическими инновационными территориальными кластерами России и Германии // Инновационное развитие экономики. 2017. № 3(39). С. 61‒75.
6. Денисова О.Н. Инновационные территориальные кластеры и технологические платформы // Инновации и инвестиции. 2021. № 4. С. 12‒16.
7. Матушанский Г. У. Инновационные территориальные образовательные кластеры: зарубежный и отечественный опыт // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 1. С. 354‒358.
8. Кораблева А. А. Организационная модель и этапы формирования импортозамещающих территориальных инновационных кластеров // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2017. № 12(158). С. 25‒33.
9. Долганова Д. В. Формирование и развитие инновационных территориальных кластеров в современных реалиях // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2022. № 3. С. 117‒127.
10. Бабина Е. Н. Система показателей и анализ методики оценки функционирования инновационных территориальных кластеров // Вестник Института дружбы народов Кавказа (Теория экономики и управления народным хозяйством). Экономические науки. 2019. № 2(50). С. 5.
11. Развитие инновационных кластеров в России. URL: https://delprof.ru/press-center/openanalytics/innovatsionnye-klastery-rossii/ (дата обращения: 26.06.2023).
12. Технопарки // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/about/deps/dkdno/naukograd/ (дата обращения: 26.06.2023).
13. Технопарки России. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 26.06.2023).
14. Инновационные научно-технологические центры // Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d01/razvitie_sistemy_gosudarstvennoy_podderzhki_innovaciy_v_subektah/intc/ (дата обращения: 26.06.2023).
15. Вузы и промышленные предприятия обсудили национальную сеть трансфера технологий // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https:// minobrnauki. gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/30976/ (дата обращения: 29.06.2023).
16. Глобальный инновационный индекс 2022 года: научно-технологические кластеры // Всемирная организация интеллектуальной собственности. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/en/wipo-pub-2000-2022-section4-en-cluster-ranking-global-innovation-index-2022-15th-edition.pdf (дата обращения: 26.06.2023).
17. Тхориков Б. А. Геомаркетинг ‒ новый концепт или прикладной инструмент бизнеса? // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 49. С. 199‒213.
18. Герасименко О. А. Верификация геомаркетинговых гипотез оптимального решения выбора местоположения (на примере магазинов хобби г. Белгорода) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2021. № 8(130). С. 137‒147.
19. Герасименко О. А. Geodata mining ‒ технология интеллектуального анализа пространственных данных // Научный результат. Экономические исследования. 2021. Т. 7, № 1. С. 71‒79.
20. Толстяков Р. Р. Горбунов И. Н. Задачи и инструменты геомаркетинга // Социальноэкономические явления и процессы. Экономика и бизнес. 2015. Т. 10, № 1. С. 10‒15.
21. Уровень инновационной активности организаций // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://www.miiris.ru/rf_charts/orgs_inno_act (дата обращения: 24.06.2023).
22. Передовые производственные технологии, наука и инновации в экономике Белгородской области в 2021 году: Аналитический материал // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://31.rosstat.gov.ru/folder/42411/document/181342 (дата обращения: 24.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Прядко С.Н., Кучерявенко С.А. Наукоемкий рынок: геомаркетинговый и кластерный подход к функционированию и анализу. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(5):128-140. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-128-140
For citation:
Pryadko S.N., Kucheryavenko S.A. Knowledge-Intensive Market: Geomarketing and Cluster Approach to Functioning and Analysis. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(5):128-140. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-128-140