Управление ивент-деятельностью в социокультурном пространстве: анализ подходов к определению жизненного цикла технологического процесса
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-6-229-242
Аннотация
Актуальность. Современная практика управления все чаще обращается к поведенческим аспектам, включая особенности принятия решений и влияние на них впечатлений. Это придает особую значимость тем явлениям, которые позволили бы сочетать оба. Одним из них являются ивент-мероприятия.
Цель – выявить оптимальный и целесообразный подход к выстраиванию жизненного цикла технологического процесса в управлении ивент-деятельностью.
Задачи: систематизировать и сравнительно проанализировать отечественные и зарубежные концепции; выделить ключевые факторы, влияющие на их целесообразность в современном мире; сформулировать с учетом результатов концепцию жизненного цикла с точки зрения оказания целевого воздействие на посетителей.
Методология включает критический сравнительный и системный анализ, основанный на научно-практических материалах, а также синтез, позволяющий выделить соответствующий современным условиям подход.
Результаты. Систематизированы и проанализированы отечественные и зарубежные подходы к определению этапов жизненного цикла в управлении ивент-деятельностью с точки зрения целевого воздействия. Концепции классифицированы автором на краткосрочные и долгосрочные, дана сравнительная характеристика. Сформулированы два подхода к определению состава системы управления, различные по составляющим элементам, особенностям субъект-субъектных и субъект-объектных отношений. Проанализирована специфика взаимосвязи ивент-деятельности с социальным и информационным фактором, на ее основе предложена авторская модель жизненного цикла.
Выводы. Большинство подходов не принимают во внимание влияние самоорганизационных процессов в управляемой подсистеме (посетители) на конечный результат оказываемого воздействия, рассматривая мероприятие изолированно от жизненного социокультурного контекста. Автором предложена интегративная модель жизненного цикла, учитывающая факторы, не принятые во внимание в существующих концепциях: влияние референтных групп на посетителя (в т. ч. сетевых сообществ), репрезентация в цифровой среде.
Об авторе
В. А. ШелгинскаяРоссия
Виктория Алексеевна Шелгинская, аспирант
кафедра управления персоналом и социологии
620144
ул. 8 марта, д. 66
Екатеринбург
Список литературы
1. Jovanovic J. Digitalization of special events projects during the crisis // European Project Management Journal. 2020. Vol. 2, no. 10. P. 66–72.
2. Colombo A., Marques L. Motivation and experience in symbiotic events: an illustrative example grounded in culture and business events // Journal of Policy Research in Tourism, Leisure and Events. 2020. Vol. 2, no. 12. P. 222–238. doi: 10.1080/19407963.2019.1657437
3. Грязнова Е. В., Афанасьев С. В. К вопросу об определении понятия «социокультурное пространство» // Russian Journal of Humanities. 2019. Т. 11, № 2. С. 27‒41.
4. Стебляк В. В., Лоткин И. В. Мегатенденции современной социокультурной динамики // Культура и цивилизация. 2019. Т. 9, № 3А. С. 13‒21.
5. Казакова Т. В. Жизненные циклы в управлении предприятием // Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2, № 6. С. 184–190.
6. Хамокова Д. М. Event-маркетинг как инструмент формирования лояльности потребителей // Скиф. 2021. Т. 5, № 57. C. 529–534.
7. Воробьева А. А. Event-маркетинг как средство популяризации науки в обществе // Сборник работ студентов и аспирантов университета ИТМО, победителей конкурса грантов Правительства Санкт-Петербурга / под ред. В. О. Никифорова. СПб.: Университет ИТМО, 2020. C. 20–25
8. Ермаков С. Г., Макаренко Ю. А., Соколов Н. Е. Event-менеджмент : обзор и систематизация подходов к организации мероприятий // Управленческое консультирование. 2017. Т. 9, № 105. С. 140–148.
9. Тарасова Ю. А. Разработка проекта ивента: научное обоснование основных компонентов // Индустриальное развитие региона и мира: история и современность : материалы Всероссийской научной конференции. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ, 2019. С. 176–183.
10. Андрианова Н. А. Феномен «Ивент» в социальном и научном контексте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. 2010. № 3. С. 201–209.
11. Шевчук Е. Д. Выборы президента России с точки зрения жизненного цикла масштабного мероприятия // Современные научные исследования и разработки. 2018. № 6. С. 747–751.
12. Шкурко Н. С., Михайлова А. В., Гаврильева В. Н. Event-менеджмент в контексте управления территорией: региональная практика // Modern Economy Success. 2020. № 3. С. 273–281.
13. Armbrecht J. Event quality, perceived value, satisfaction and behavioural intentions in an event context // Scandinavian Journal of Hospitality and Tourism. 2021. Vol. 2, N 21. P. 169–191. doi: 10.1080/15022250.2021.1877191.
14. Liu W., Sparks B., Coghlan A. Event Experiences Through the Lens of Attendees // Event Management. 2017. Vol. 4, N 21. P. 463–479.
15. Richards G. Event experience research directions. A research agenda for event management // Edward Elgar Publishing. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2019. 192 p.
16. Maguire K. An examination of the level of local authority sustainable planning for event management: a case study of Ireland // Journal of Sustainable Tourism. 2021. Vol. 11-12, N 29. P. 1850–1874.
17. Прокопенко Т. В. Информационно-коммуникативная среда и политический процесс // Обозреватель. 2020. № 7. С. 78–86.
18. Бочкарева Е. С. Событийный маркетинг как инструмент продвижения бренда: современные тенденции развития отрасли // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. Т. 3-1, № 85. С. 27–30. doi: 10.24412/2411-0450-2022-3-1-27-30.
19. Estanyol E. Traditional festivals and COVID-19: Event management and digitalization in times of physical distancing // Event Management. 2022. Vol. 3, N 26. P. 647–659. doi: 10.3727/152599521X16288665119305.
20. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Высшая школа экономики, 2016. 568 с.
21. Чернышева Е. В. Анализ поведенческих и трудовых особенностей поколений Х, Y, Z // Трансформация социального мира в современную эпоху : сборник научных трудов / под ред. Т. И. Грабельных. Иркутск: Оттиск, 2019. С. 140–143.
22. Рагулина А. М. Возможности применения классических теорий социализации в современных социологических исследованиях // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. Т. 5, № 97. С. 78–84. doi: 10.24158/spp.2022.5.11.
23. Старцев А. А., Гришанин Н. В. Социальные сети в процессе коммуникации между властью и обществом // Коммуникология. 2018. № 5. С. 108–119. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-seti-v-protsesse-kommunikatsii-mezhdu-vlastyu-i-obschestvom-1?ysclid=lt8jk0wfc4780505796
24. Werner K., Junek O., Wang C. Event management skills in the post-covid-19 world: insights from China, Germany, and Australia // Event Management. 2022. Vol. 4, N 26. P. 867–882. doi: 10.3727/152599521X16288665119558
25. Brown A. E. Co-creation and engagement: what festivalgoers want in the UK rock festival experience // Event Management. 2023. Vol. 2, No. 27. P. 201–2016. doi: 10.3727/152599521X16367300695690
26. Пищик В. И. Ценностные измерения поколений через актуализируемые страхи // Социальная психология и общество. 2019. Т. 2, № 10. С. 67–81.
Рецензия
Для цитирования:
Шелгинская В.А. Управление ивент-деятельностью в социокультурном пространстве: анализ подходов к определению жизненного цикла технологического процесса. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(6):229-242. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-6-229-242
For citation:
Shelginskaia V.A. Event-Management in Socio-Cultural Space: Analysis of the Life-Cycle Stages Conceptions According to the Modern Conditions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(6):229-242. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-6-229-242