Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Управление стратегической конкурентоспособностью промышленных предприятий: оценка, внедрение технологических и управленческих инноваций

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-80-91

Аннотация

Актуальность. В условиях современного VUCA-мира стремительно нарастает нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность во внешней среде промышленных предприятий. От топ-менеджмента требуется продуцирование и внедрение инноваций, в т. ч. управленческих и технологических, формируемых на базе модели устойчивого развития.

Цель исследования ‒ развитие научно-методических подходов к управлению конкурентоспособностью промышленных предприятий.

Задачи: разработать методический подход к оценке конкурентоспособности промышленных предприятий с учетом характера экономических отношений между хозяйствующими субъектами и их стейкхолдерами; обосновать стратегические приоритеты применения технологических и управленческих инноваций как факторов повышения конкурентоспособности промышленных предприятий с учетом смены технологических укладов.

Методология исследования включает сочетание системного, логического, эмпирического и сравнительного методов анализа; статического и динамического подходов, что позволило комплексно рассмотреть процессы формирования конкурентоспособности промышленных предприятий. Также в статье применялись общенаучная методология, в т. ч. методы анализа и синтеза, восхождения от абстрактного к конкретному и от общего к частному, а также методы статистического и экономического анализа.

Результаты. Предлагается подход к пониманию конкурентоспособности предприятия сквозь призму системы «стейкхолдеры – предприятие – стейкхолдеры». Обосновано, что субъект управления подчиняется необходимости устанавливать и поддерживать соответствие ряда параметров (показателей) конкурентоспособности предприятия, своих интересов с параметрами и интересами стейкхолдеров. Разработан научно-методический подход к интегральной оценке конкурентоспособности предприятия, обоснованы приоритеты управления КП как инновационным процессом.

Вывод. Тестирование предлагаемого подхода к интегральной оценке конкурентоспособности ООО «Горное оборудование» показало, что значение этой оценки находится в прямой зависимости от согласованности интересов.

Об авторе

М. П. Калиниченко
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
Россия

Калиниченко Максим Петрович - кандидат экономических наук, доцент, доцент  кафедры экономики, менеджмента и торгового дела,

пр. Ленина 53, г. Тула 300041



Список литературы

1. World Economic Forum: The Global Competitiveness Report; 2021. URL: https://www.weforum.org/reports (дата обращения: 10.10.2021).

2. Советкин Я. Д. Управленческие инновации: подход к определению и классификации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. 2020. Т. 19, № 4. С. 493-519.

3. Титов А. К. Организационно-управленческие инновации в повышении конкурентоспособности российского бизнеса // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сб. науч. ст. по итогам III Международной научной конференции. Казань, 2020. С. 144-145.

4. Советкин Я. Д., Гусева Н. И. Собственные ноу-хау, использование консультационных услуг и взаимодействие с другими компаниями как основные источники управленческих инноваций для компаний, действующих на российском рынке // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 1. С. 226-247.

5. Киселева О. Н. Диффузия организационно-управленческих инноваций как фактор интенсификации процессов экономического развития предприятий России // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2020. Т. 15, № 2. С. 307-323.

6. Евлоев Р. Г. Проблемы внедрения управленческих инноваций в современных организациях // Вестник Академии. 2020. № 4. С. 108-113.

7. Чебыкина М. В., Шаталова Т.Н. Методологические подходы к формированию управленческих инновационных процессов промышленных предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2021. Т. 12, № 1. С. 116-122.

8. Балаханова Д. К. Организационно-управленческие инновации: теория и практика подготовки // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2021. № 4. С. 69-72.

9. Турковский С. Р. Инновационное совершенствование системы управления хозяйствующих субъектов // BENEFICIUM. 2021. № 1(38). С. 100-105. https://doi.org/10.34680/BENEFICIUM.2021. 1(38).100-105.

10. Иванова Л. А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации // Современное общество и власть. 2018. № 7. С. 67-69.

11. Каткова Т. В. Конкурентоспособность как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Quantum, 2018. С. 55-59.

12. Намыслова У. Д. Способы оценки и анализа конкурентоспособности предприятий // Экономические науки. 2015. № 4. С. 39-42.

13. Рохчин В. Е., Ветрова Е. Н. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе развития его потенциала / под ред. А. Е. Карлика. СПб.: Издво Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2012. 262 с.

14. Глазьев С. Ю. О новой парадигме в экономической науке // Государственное управление. Электронный вестник. 2016. Вып. 56. С. 5-39.

15. Калиниченко М. П. Предприятие как объект маркетинг менеджмента: современные тенденции и закономерности // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2019. Т. 14, № 1. С. 125-144.

16. Балабанова Л. В., Холод В. В. Стратегiчне маркетингове управлiння конкурентоспроможнiстю пiдприємств. Київ: Професiонал, 2014. 448 с.

17. Верескун М. В. Управління конкурентоспроможністю промислових підприємств: монографія. Маріуполь: Приазовський державний технічний університет, 2012. 280 с.

18. Піддубна Л. І. Конкурентоспроможність економічних систем: теорія, механізм регулювання та управління: монографія. Харків: ВД «ІНЖЕК», 2007. 368 с.

19. Калиниченко М. П. Гармоничный подход в маркетинг-менеджменте предприятия // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 4 (230). С. 201- 208.

20. Kalynychenko M. P. The harmony of stakeholders interests in marketing management // NorthEast Asia Academic FORUM. Harbin University of Commerce, 2013. P. 390-397.

21. Клейнер Г. Б. Микроэкономика знаний и конкурентоспособность предприятий // Вопросы теории. 2007. № 3(3). С. 129-131.

22. Гэри Хэмел. Будущее менеджмента. СПб.: BestBusinessBooks, 2013. 277 с.

23. Портер Майкл. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Паблишер, 2018. 716 с.


Рецензия

Для цитирования:


Калиниченко М.П. Управление стратегической конкурентоспособностью промышленных предприятий: оценка, внедрение технологических и управленческих инноваций. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(1):80-91. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-80-91

For citation:


Kalynychenko M.P. Management of Strategic Competitiveness of Industrial Enterprises: Assessment, Implementation of Technological and Managerial Innovations. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(1):80-91. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-80-91

Просмотров: 190


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)