Академическая прокрастинация в студенческой среде: социологический анализ
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-167-181
Аннотация
Актуальность. Студенческие возраст играет ключевую роль в процессе учебно-профессиональной социализации личности, в течение которого происходит стадия взросления, развития чувства идентичности и планирования своего будущего. Одной из таких стадий является процесс учебной деятельности, играющей большую роль в укреплении веры в собственный успех, способность к продуктивной деятельности. Однако существуют и препятствия, ограничивающие комплексное становление личности, – промедление в откладывании учебных дел или академическая прокрастинация.
Цель ‒ определить характер формирования академической прокрастинации студентов, а также выявить значение мотивации в структуре данных факторов.
Задачи: провести эмпирическое исследование и проанализировать причины формирования академической прокрастинации студенческой молодежи; изучить учебные мотивы студенческой молодежи; определить принципиальное отличие между выполнением долгосрочных и ежедневных учебных задач, случаев охотного выполнения этих задач, а также эмоциональные предпосылки студентов, которые решили не выполнять учебные задания, независимо от их срочности и временных затрат.
Методология. В ходе прикладного исследования использовалась методика, направленная на выявление у студенческой молодежи мотивов учебной деятельности, методика «Шкала оценки прокрастинации PASS» в адаптации М. В. Зверевой, факторный анализ методом главных компонент, а также опрос студенческой молодежи методом анкетирования.
Результаты. Интерпретация полученных данных позволила подтвердить наличие проблемы академической прокрастинации и ее влияние на учебную мотивацию у студенческой молодежи. Профессиональные и учебно-познавательные мотивы выступают одними из движущих мотивов, направляющих студентов к академической деятельности. Наиболее распространенной формой академической прокрастинации является промедление в выполнении долгосрочных задач.
Выводы. Дальнейшие социологические исследования должны учитывать целый комплекс теоретико-методологических оснований, на основании которых можно представить феномен академической прокрастинации во всей целостности и совокупности.
Об авторах
О. А. ВетроваРоссия
Ветрова Оксана Александровна - кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии,
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
М. В. Обозная
Россия
Обозная Мария Владимировна - аспирант кафедры философии и социологии,
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Рызова С. В. Особенности временной перспективы у учащейся молодежи с различным уровнем выраженности прокрастинации и социально-психологической адаптации // Вестник психиатрии, неврологии и нейрохирургии. 2018. № 3. С. 38‒43.
2. Обозная М. В. Феномен прокрастинации или тенденция к «откладыванию на потом» // Наука молодых ‒ будущее России: сборник научных статей IV Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых: в 8 т. Курск: Университетская книга, 2019. С.185-188.
3. Карловская Н. Н., Баранова Р. А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. 2008. № 3. С. 38-49.
4. Ильченко А. М. Психологические предикаты прокрастинации студентов // Научные исследования и инновационные разработки. 2017. № 4. С. 20-24.
5. Обозная М. В. Подход к академической прокрастинации с точки зрения социологии // Гуманитарные проблемы современности: сборник материалов Международной научно-практической конференции и круглого стола / Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2019. С. 98-101.
6. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
7. Барабанщикова В. В., Марусанова Г. И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. 2015. № 4(20). С.130-140.
8. Чеврениди А. А. Взаимосвязь временной перспективы и прокрастинации у сотрудников разного должностного статуса: дис. ... канд. психол. наук. М., 2019. 196 с.
9. Esther Rothblum, Laura J Solomon. Affective, Cognitive, and Behavioral Differences Between High and Low Procrastinators // Journal of Counseling Psychology. 1996. N 33(4). P. 387-394.
10. Balkis M., Duru E., Bulus M. Analysis of the relation between academic procrastination, academic rational/irrational beliefs, time preferences to study for exams, and academic achievement: a structural model // Eur Psychol Educ. 2013. N 28. P. 825–839.
11. Senеcal C., Koestner R., Vallerand R. Self-Regulation and Academic Procrastination // The Journal of Social Psychology. 1995. N 135(5). P. 607–619.
12. Esther Rothblum, Laura J. Solomon. Affective, Cognitive, and Behavioral Differences Between High and Low Procrastinators // Journal of Counseling Psychology. 1996. N 33(4). P. 387-394.
13. Klassen Robert M., Kuzucu Elçin. Academic procrastination and motivation of adolescents in Turkey // Educational Psychology. 2009. N 29(1). P. 69-81.
14. Phalet K., Claes W. A comparative study of Turkish and Belgian youth // Journal of CrossCultural Psychology. 1993. N 24. P. 319–343.
15. Колесниченко М. Б. Социологический подход к студенческой прокрастинации // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социальноэкономические науки. 2018. № 2. С.17-26.
16. Чернышева Н. А. Прокрастинация: актуальное состояние проблемы и перспективы изучения // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. 2016. № 1. С. 17-26.
17. Зверева М. В. Шкала оценки академической прокрастинации PASS. Методические рекомендации. М.: Сам Полиграфист, 2018. 28 с.
18. Обозная М. В. Академическая прокрастинация: основное противоречие и перспектива исследования // Актуальные проблемы региональной социологии: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2020. С. 131-133.
19. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М.: Логос., 1994. 157 с.
20. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 2000. 416 с.
21. Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, 2005. 203 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ветрова О.А., Обозная М.В. Академическая прокрастинация в студенческой среде: социологический анализ. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(1):167-181. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-167-181
For citation:
Vetrova O.A., Oboznaya M.V. Academic Procrastination Among Students: a Sociological Analysis. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(1):167-181. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-167-181