Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Кризис суверенного государства-нации и «рациональная дискуссия»: либеральный дискурс «спасения» демократии и «общего блага»

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-193-208

Аннотация

Актуальность. Кризис современного новоевропейского суверенного государства-нации определяется как экзистенциальный (а не «технический»); следовательно, речь должна идти о социально-философском исследовании «кризиса основоположений».

Цель статьи ‒ представить недействительность основоположений государства-нации в современности, тотально определяемой господствующей либеральной экономической парадигмой политического (Дж. Агамбен), и современные способы снятия следствий кризиса политического в либеральной традиции.

Задача ‒ на основе интерпретации данных утверждений определить условия и границы возможности «ответа» из перспективы «либеральной метафизики».

Методология. По утверждению К. Шмитта, либерализм есть «последовательная метафизика», сущность которой определяется как «бесконечная свободная/публичная дискуссия»; последовательный либеральный «ответ» на вызов, таким образом, может быть дан только исходя из названной «сущности», – основное методологическое положение, определяющее структуру и содержание настоящей статьи.

Результаты. Выявлено, что: нация как форма политического единства суверенного народа в перспективе либеральной метафизики не может полагаться «субстанцией государства»; народ-суверен есть «расколотый в себе» и наличные способы актуализации его действительного единства более «недействительны»; механизмы политической репрезентации, демократически легитимирующие властные институты суверенного государства-нации в его новоевропейской, т. е. либеральной, форме нуждаются в радикальном реформировании. «Свободная дискуссия» устанавливается в статье, ограничена в возможности «ответа» на «экзистенциальный кризис»; это предполагает необходимость редукции «политического» («понятие политического» К. Шмитта как «экзистенциального решения» суверена в горизонте экзистенциального противопоставления «друг – враг») и «сведения» посредством такой редукции «сущностно политического» к техническим вопросам «управления» (М. Вебер). Выделяется три основных способа «либеральной редукции политического»: «логико-эпистемологическое» Ю. Эльстера, «этическое» Дж. Ролза, «эстетическое» Р. Анкерсмита, – и определяются их характерные «черты».

Вывод. Делается вывод о том, что последовательная либеральная политическая философия, утрачивая в своем понимании политики как управление, различение между auctoritas и potestas, является неспособной тематизировать «экзистенциальный», т. е. политический, кризис основоположений суверенного государства-нации.

Об авторах

К. Г. Мальцев
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова
Россия

Мальцев Константин Геннадьевич - доктор философских наук, профессор, профессор кафедры теории и методологии науки, 

ул. Костюкова 46, г. Белгород 308012



А. В. Мальцева
Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова
Россия

Мальцева Анна Викторовна - кандидат политических наук, доцент кафедры теории и
методологии науки, 

ул. Костюкова 46, г. Белгород 308012



Список литературы

1. Шмитт К. Политическая теология // Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. С. 5-59.

2. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Весь Мир, 2004. 188 с.

3. Анкерсмит Ф. Р. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. 432 с.

4. Шмитт К. Духовно-историческое состояние современного парламентаризма // Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. С. 93-170.

5. Habermas J. Theory of Communicative Action. Boston: Beacon Press, 1984. Vol. 1. 465 р.

6. Habermas J. Theory of Communicative Action. A Critique of Functionalist Reason. Boston: Beacon Press, 1987. Vol. 2. 463 р.

7. Rowls J. Political Liberalism. New York: Columbia University Press, 1996. 525 р.

8. Анкерсмит Ф. Р. Политическая репрезентация. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 288 с.

9. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. 456 с.

10. Алавердян А. Л., Мальцев К. Г. «Гражданская нация» и суверенный народ: исследование необходимости национальной формы политического единства // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2020. № 5 (114). С. 24-31.

11. Калдор М. Новые и старые войны: Организованное насилие в глобальную эпоху. М.: Издательство Института Гайдара, 2015. 416 с.

12. Смит Э. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. 270 с.

13. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 320 с. 14. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2001. 288 с.

14. Ломако Л. Л., Мальцев К. Г. Модернистский и конструктивистский способы концептуализации нации и национализма: сопоставительный анализ // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 3. С. 273-291.

15. Брубейкер Р. Этничность без групп. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.

16. Ломако Л. Л., Мальцев К. Г. Конструктивистская парадигма в исследовании нации, национализма, этнонационального конфликта: некоторые критические замечания // Евразийский юридический журнал. 2020. № 8 (147). С. 430-434.

17. Манн М. Источники социальной власти. М.: Дело, 2018. Т. 2, кн. 1. 503 с.

18. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. СПб.: Алитейя, 1998. 305 с.

19. Як Б. Национализм и моральная психология сообщества. М.: Издательство Института Гайдара, 2017. 520 с.

20. Хюбнер К. Нация: От забвения к возрождению. М.: Канон +, 2001. 400 с.

21. Агамбен Дж. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. М.: Европа, 2011. 256 с.

22. Арендт Х. О революции. М.: Европа, 2011. 464 с.

23. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. 96 с.

24. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросветь, КДУ, 2006. 389 с.

25. Ломако Л. Л., Мальцев К. Г. Дискурс «антитеррористической войны» и справедливая, то есть тотальная, война // Рolitbook. 2020. № 3. С. 80-97.

26. Шмитт К. Легальность и легитимность // Государство: Право и политика. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2013. С. 221-306.

27. Шмитт К. Учение о конституции // Государство и политическая форма. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2010. С. 33-236.

28. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М.: Мысль, 2001. 478 с.

29. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. Т. 4. 542 с.

30. Эльстер Ю. Кислый виноград: Исследование провалов рациональности. М.: Издательство Института Гайдара, 2018. 296 с.

31. Кант И. К вечному миру // Сочинения: 8 т. М.: Мысль, 1994. Т. 7. С. 5-57.

32. Шмитт К. Понятие политического // Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. С. 280- 408.

33. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997. 168 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мальцев К.Г., Мальцева А.В. Кризис суверенного государства-нации и «рациональная дискуссия»: либеральный дискурс «спасения» демократии и «общего блага». Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(1):193-208. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-193-208

For citation:


Maltsev K.G., Maltseva A.V. The Crisis of the Sovereign State-Nation and the "Rational Discussion": the Liberal Discourse of the "Salvation" of Democracy and the "Common Good". Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(1):193-208. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-193-208

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)