Стабильность функционирования казначейской системы как результат управления казначейскими рисками
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-35-48
Аннотация
Актуальность. Основы контрольной деятельности базируются на эффективном управлении рисками. На систему внутреннего контроля направлена основная нагрузка на предмет соблюдения субъектом проверки нормативных и законодательных актов, регламентирующих деятельность казначейских органов, своевременного выявления и предупреждения казначейских рисков в целях реализации необходимых превентивных мер, направленных на минимизацию вероятности наступления связанных с ними негативных последствий для деятельности ведомства.
Целью исследования является оценка стабильности функционирования казначейской системы как результата управления казначейскими рисками.
Задачи: рассмотрение теоретических и организационно-правовых аспектов исполнения бюджетов; оценка функционирования казначейской системы; определение направлений совершенствования казначейского контроля как фактора операционной эффективности в управлении бюджетным процессом на региональном уровне.
Методология. Авторами использованы общенаучные методы проведения исследования, вертикальный и горизонтальный анализ, сравнение, сводка и группировка, обобщение научной практики, прогнозирование.
Результаты. Проведенное исследование позволило сформировать и выделить следующие научные результаты: определить роль органов казначейства в системе государственного финансового контроля на уровне региона, провести общий анализ деятельности УФК по Курской области и проанализировать казначейское исполнение бюджета Курской области, выявить риски для казначейской системы при внедрении цифрового рубля.
Выводы. Контроль выступает основной процедурой казначейской системы исполнения бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов предусматривает осуществление и учет кассовых операций по доходам и расходам и источникам финансирования дефицитов. УФК по Курской области играет важную роль в финансовой системе региона и способствует устойчивому развитию. Использование рискориентированного подхода казначейскими органами предполагает отбор объектов внешнего контроля субъектов аудиторской деятельности на основе анализа рисков их деятельности, применение международных стандартов аудита, что направлено на уменьшение сроков проверки, сокращения дублирующих функций контроля, формирование единой управленческой парадигмы государственного менеджмента, применяемой в смежных контрольно-надзорных органах в финансовобюджетной сфере России.
Об авторах
С. А. МаркинаРоссия
Маркина Светлана Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения
Researcher ID: LLM-1818-2024, Scopus ID: 57195761005
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. О. Новикова
Россия
Новикова Анжелика Олеговна, студент кафедры экономической безопасности и налогообложения
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
С. А. Чефранова
Россия
Чефранова Софья Андреевна, студент кафедры экономической безопасности и налогообложения
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Даниленко Н. И. Государственный казначейский контроль: теоретико-методологический аспект развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 33 (327). С. 55-62.
2. О Казначействе России // Казначейство России. URL: https://roskazna.gov.ru/okaznachejstve/ (дата обращения: 20.07.2024).
3. Давыдов Р. Х. Современный статус федерального казначейства как органа государственного финансового контроля // Инновационная наука. 2016. № 5-2 (17). С. 216-218.
4. Ковтун Л. Р. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами Федерального казначейства // Baikal Research Journal. 2013. № 6. С. 1-5.
5. Лысенко А. И., Паневина К. Н. Основные направления совершенствования деятельности Федерального казначейства РФ // Вектор экономики. 2019. № 4. С. 1-9.
6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения: 10.07.2024).
7. Международные стандарты высших органов аудита ISSAI 9100, 9130. URL: https://www.eurosai.org/ru/training/trainingevents-and-outputs/-ISSAI/ (дата обращения: 11.07.2024).
8. Применение рискориентированного подхода в Федеральном казначействе // Федеральное казначейство Российской Федерации. URL: https://roskazna.gov.ru/novosti-isoobshheniya/novosti/1507325/?ysclid=lrsfrs6mz850926451 (дата обращения: 11.07.2024).
9. Васюнина М. Л. Об управлении бюджетными рисками // Финансы и кредит. 2017. Т. 23, № 40. С. 2408–2419. https://doi.org/10.24891/fc.23.40.2408
10. Эльмесов К. Л. Рискориентированный подход государственного контроля аудиторской деятельности в рамках федерального казначейства России // Естественно-гуманитарное исследование. 2021. № 6 (38). С. 469-458.
11. Фомина Д. С. Идентификация и классификация рисков в деятельности аудиторских организаций как основа методологии практического применения рискориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля // Аудитор. 2019. № 4. С. 25-34.
12. Черенкова С. А. Достоинства и потенциальные риски введения цифрового рубля в современной России // Национальная безопасность. 2023. № 1. С. 53‒65. https://doi.org/10.7256/2454-0668.2023.1.39797. EDN:GXEJMN
13. Цифровой рубль // Банк России. URL: https://cbr.ru/analytics/d_ok/dig_ruble/ (дата обращения: 12.07.2024).
14. Концепция цифрового рубля // Банк России. URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/120075/concept_08042021.pdf (дата обращения: 12.07.2024).
15. Вершинина О. В., Лабушева Я. Г., Султаниев И. С. Анализ возможностей и рисков введения в обращение цифровых валют центральных банков на примере «цифрового рубля» // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек и общество. 2021. № 1. С. 51-60. https://doi.org/10.25586/RNU.V9276.21.01.P.051. EDN IOAHGH
16. Аджиева А. Ю., Токарев К. К. Цифровая валюта. Перспективы введения в обращение цифрового рубля // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 44(6). С. 352-354. EDN QTBW UQ
Рецензия
Для цитирования:
Маркина С.А., Новикова А.О., Чефранова С.А. Стабильность функционирования казначейской системы как результат управления казначейскими рисками. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(5):35-48. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-35-48
For citation:
Markina S.A., Novikova A.O., Chefranova S.A. The stability of the treasury system as a result of treasury risk management. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(5):35-48. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-35-48