Сегментация наукоемкого локального рынка: научно-методические подходы и прикладные решения
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-102-114
Аннотация
Актуальность. Одной из приоритетных задач развития российской экономики является опережающее формирование высокотехнологичных наукоемких рынков, основным продуктом которых являются интеллектуальные продукты – материальные и нематериальные активы, в том числе коммерциализированные разработки вузов. Цель исследования – сегментация наукоёмкого локального рынка Белгородской области. Задачи: провести контент-анализ тематических публикаций по проблеме исследования в поисковых системах Google Scholar и eLIBRARY.RU; сформировать критерии сегментации наукоёмких локальных рынков в современных условиях; на основании данных статистической отчётности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области провести сегментацию наукоёмкого рынка и выделить основные сегменты данного рынка. Методология. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе был проведен контент-анализ научной литературы в поисковых системах Google Scholar и eLibrary.Ru. На втором этапе была проведена сегментация наукоемкого рынка Белгородской области. Результаты. В статье представлены краткие результаты сегментации наукоемкого локального рынка Белгородской области. В результате исследования были выделены четыре основных сегмента наукоёмкого локального рынка: приоритетные передовые интеллектуальные продукты для кластерного развития (стабильно высокие показатели); перспективные интеллектуальные продукты для кластерного развития (с максимальным показателем роста); поддерживающие интеллектуальные продукты для кластерного развития (обладающие потенциалом, но демонстрирующие сокращение динамики); высокотехнологичные интеллектуальные продукты для кластерного развития (требуют применения венчурного финансирования и стратегической поддержки). Выводы. В исследуемом периоде в наукоемком рынке Белгородской области наблюдалась диспропорция разработанных и внедренных интеллектуальных продуктов (передовых производственных технологий). Вместе с тем были выделены четыре сегмента рынка для возможного дальнейшего формирования высокотехнологичных кластеров.
Ключевые слова
Об авторе
С. Н. ПрядкоРоссия
Прядко Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Институт экономики и управления
Список литературы
1. Kozhevnikov M. V. A transition to knowledge-intensive service activities in power industry: a theoretical framework // WIT Transactions on Ecology and the Environment: Conference. United Kingdom: WIT Press, 2019. Vol. 222. P. 13-25.
2. Eizenberg A. Upstream innovation and product variety in the us home pc market // Review of Economic Studies. 2014. Vol. 81, N 3. P. 1003-1045.
3. Aarikka-Stenroos L., Jaakkola E. Value co-creation in knowledge intensive business services: A dyadic perspective on the joint problem solving process // Industrial marketing management. 2012. Vol. 41, N 1. P. 15-26.
4. Loyalty formation for different customer journey segments / D. Herhausen [et al.] // Journal of Retailing. 2019. Vol. 95, N 3. P. 9-29.
5. Mani Z., Chouk I. Drivers of consumers’ resistance to smart products // Journal of Marketing Management. 2017. Vol. 33, N 1-2. P. 76-97.
6. Salavisa I., Sousa C., Fontes M. Topologies of innovation networks in knowledge intensive sectors: Sectoral differences in the access to knowledge and complementary assets through formal and informal ties // Technovation. 2012. Vol. 32, N 6. P. 380-399.
7. Knowledge-intensive services and local development: An empirical analysis of networks, channels and customization processes / G. Pino [et al.] // Local Economy. 2016. Vol. 31, N 3. P. 359-376.
8. Natural resource industries as a platform for the development of knowledge intensive industries / A. Marin, L. Navas Alemán, C. Perez // Tijdschrift voor economische en sociale geografie. 2015. Vol. 106, N 2. P. 154-168.
9. Andaleeb S. S. Market segmentation, targeting, and positioning // Strategic Marketing Management in Asia / ed. by S. S. Andaleeb, K. Hasan. Leeds: Emerald Group Publishing Limited, 2016. P. 179-207.
10. Cluster analysis of smart metering data: An implementation in practice / C. Flath [et al.] // Business & Information Systems Engineering. 2012. Vol. 4. P. 31-39.
11. Александров А. А. Анализ и классификация методов сегментации рынка наукоемкой продукции // Молодежный научно-технический вестник. 2016. № 7. С. 25. EDN WIMAMP
12. Кокорев И. А. Модель сегментации рынка труда центров наукоемких технологий // Вестник университета. 2012. № 5. С. 199-202. EDN PVDFBJ
13. Хрусталев Е. Ю., Ларин С. Н., Хрусталев О. Е. Теоретические основы маркетинговой стратегии и модели развития российских авиакосмических корпораций // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1(162). С. 1154-1158. https://doi.org/10.34925/EIP.2024.162.1.222. EDN ETNIMC
14. Токарев Б. Е. Методика поиска рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 3-20. EDN OJXXHX
15. Максимович К. Ю., Лисицин А. Е., Петухова М. С. Экономико-правовые особенности формирования и развития органического сельского хозяйства в Сибири // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2022. № 100. С. 50-59. https:// doi.org/10.21515/1999-1703-100-50-59. EDN BOYKWP
16. Гусейнова Н. Л. Научно-техническая политика и инновационный менеджмент // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2017. № 3(93). С. 110-115. EDN ZASRFB
17. Рысьмятов А. З., Балашова И. В., Терещенко Т. А. К вопросу о методологии государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 274-277. EDN ZPTKST
Рецензия
Для цитирования:
Прядко С.Н. Сегментация наукоемкого локального рынка: научно-методические подходы и прикладные решения. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):102-114. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-102-114
For citation:
Pryadko S.N. Segmentation of the knowledge-intensive local market: scientific and methodological approaches and applied solutions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):102-114. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-102-114