Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Сегментация наукоемкого локального рынка: научно-методические подходы и прикладные решения

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-102-114

Аннотация

Актуальность. Одной из приоритетных задач развития российской экономики является опережающее формирование высокотехнологичных наукоемких рынков, основным продуктом которых являются интеллектуальные продукты – материальные и нематериальные активы, в том числе коммерциализированные разработки вузов. Цель исследования – сегментация наукоёмкого локального рынка Белгородской области. Задачи: провести контент-анализ тематических публикаций по проблеме исследования в поисковых системах Google Scholar и eLIBRARY.RU; сформировать критерии сегментации наукоёмких локальных рынков в современных условиях; на основании данных статистической отчётности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области провести сегментацию наукоёмкого рынка и выделить основные сегменты данного рынка. Методология. Исследование проходило в два этапа. На первом этапе был проведен контент-анализ научной литературы в поисковых системах Google Scholar и eLibrary.Ru. На втором этапе была проведена сегментация наукоемкого рынка Белгородской области. Результаты. В статье представлены краткие результаты сегментации наукоемкого локального рынка Белгородской области. В результате исследования были выделены четыре основных сегмента наукоёмкого локального рынка: приоритетные передовые интеллектуальные продукты для кластерного развития (стабильно высокие показатели); перспективные интеллектуальные продукты для кластерного развития (с максимальным показателем роста); поддерживающие интеллектуальные продукты для кластерного развития (обладающие потенциалом, но демонстрирующие сокращение динамики); высокотехнологичные интеллектуальные продукты для кластерного развития (требуют применения венчурного финансирования и стратегической поддержки). Выводы. В исследуемом периоде в наукоемком рынке Белгородской области наблюдалась диспропорция разработанных и внедренных интеллектуальных продуктов (передовых производственных технологий). Вместе с тем были выделены четыре сегмента рынка для возможного дальнейшего формирования высокотехнологичных кластеров.

Об авторе

С. Н. Прядко
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Прядко Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и маркетинга, Институт экономики и управления

 



Список литературы

1. Kozhevnikov M. V. A transition to knowledge-intensive service activities in power industry: a theoretical framework // WIT Transactions on Ecology and the Environment: Conference. United Kingdom: WIT Press, 2019. Vol. 222. P. 13-25.

2. Eizenberg A. Upstream innovation and product variety in the us home pc market // Review of Economic Studies. 2014. Vol. 81, N 3. P. 1003-1045.

3. Aarikka-Stenroos L., Jaakkola E. Value co-creation in knowledge intensive business services: A dyadic perspective on the joint problem solving process // Industrial marketing management. 2012. Vol. 41, N 1. P. 15-26.

4. Loyalty formation for different customer journey segments / D. Herhausen [et al.] // Journal of Retailing. 2019. Vol. 95, N 3. P. 9-29.

5. Mani Z., Chouk I. Drivers of consumers’ resistance to smart products // Journal of Marketing Management. 2017. Vol. 33, N 1-2. P. 76-97.

6. Salavisa I., Sousa C., Fontes M. Topologies of innovation networks in knowledge intensive sectors: Sectoral differences in the access to knowledge and complementary assets through formal and informal ties // Technovation. 2012. Vol. 32, N 6. P. 380-399.

7. Knowledge-intensive services and local development: An empirical analysis of networks, channels and customization processes / G. Pino [et al.] // Local Economy. 2016. Vol. 31, N 3. P. 359-376.

8. Natural resource industries as a platform for the development of knowledge intensive industries / A. Marin, L. Navas Alemán, C. Perez // Tijdschrift voor economische en sociale geografie. 2015. Vol. 106, N 2. P. 154-168.

9. Andaleeb S. S. Market segmentation, targeting, and positioning // Strategic Marketing Management in Asia / ed. by S. S. Andaleeb, K. Hasan. Leeds: Emerald Group Publishing Limited, 2016. P. 179-207.

10. Cluster analysis of smart metering data: An implementation in practice / C. Flath [et al.] // Business & Information Systems Engineering. 2012. Vol. 4. P. 31-39.

11. Александров А. А. Анализ и классификация методов сегментации рынка наукоемкой продукции // Молодежный научно-технический вестник. 2016. № 7. С. 25. EDN WIMAMP

12. Кокорев И. А. Модель сегментации рынка труда центров наукоемких технологий // Вестник университета. 2012. № 5. С. 199-202. EDN PVDFBJ

13. Хрусталев Е. Ю., Ларин С. Н., Хрусталев О. Е. Теоретические основы маркетинговой стратегии и модели развития российских авиакосмических корпораций // Экономика и предпринимательство. 2024. № 1(162). С. 1154-1158. https://doi.org/10.34925/EIP.2024.162.1.222. EDN ETNIMC

14. Токарев Б. Е. Методика поиска рыночных ниш наукоемких товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2011. № 3. С. 3-20. EDN OJXXHX

15. Максимович К. Ю., Лисицин А. Е., Петухова М. С. Экономико-правовые особенности формирования и развития органического сельского хозяйства в Сибири // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2022. № 100. С. 50-59. https:// doi.org/10.21515/1999-1703-100-50-59. EDN BOYKWP

16. Гусейнова Н. Л. Научно-техническая политика и инновационный менеджмент // Весці БДПУ. Серыя 2. Гісторыя. Філасофія. Паліталогія. Сацыялогія. Эканоміка. Культуралогія. 2017. № 3(93). С. 110-115. EDN ZASRFB

17. Рысьмятов А. З., Балашова И. В., Терещенко Т. А. К вопросу о методологии государственной поддержки и государственного регулирования сельского хозяйства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-2. С. 274-277. EDN ZPTKST


Рецензия

Для цитирования:


Прядко С.Н. Сегментация наукоемкого локального рынка: научно-методические подходы и прикладные решения. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):102-114. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-102-114

For citation:


Pryadko S.N. Segmentation of the knowledge-intensive local market: scientific and methodological approaches and applied solutions. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):102-114. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-102-114

Просмотров: 36


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)