Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Ценностные ориентиры россиян в условиях общественных трансформаций

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-221-236

Аннотация

   Актуальность. В статье приоритетные ценности современного многоэтничного российского общества рассматриваются в сопоставлении с традиционными ценностями, лежащими в основе культуры нашей страны. Актуальность статьи обусловлена тем, что в ней обсуждается вопрос трансформации приоритетных ценностей современного россиянина под влиянием экономических, геополитических, социально-культурных изменений в обществе.
   Цель исследования ‒ проследить, каким трансформациям и в какой степени подвергаются ценности представителей современного российского общества в кризисный период.
   Задачи: определить основные ценностные ориентиры современного россиянина при помощи социологического опроса; проанализировать полученные в результате социологического опроса данные; выявить изменения ценностных ориентиров в условиях общественных трансформаций.
   Методология. Методами исследования послужили социологический опрос, сопоставительный и сравнительный методы. 
   Результаты. Проведенные автором статьи социологические опросы в г. Москве с разницей в три месяца (в период с 10 по 20 января 2022 г. и в период с 10 по 20 апреля 2022 г.), в которых приняли участие как москвичи, так и жители других регионов Российского Федерации, что свидетельствует о достаточной репрезентативности выборки, позволяют заключить, что в кризисный период происходит заметное изменение личностных ценностей россиянина: на первом месте по значимости оказывается не материальное благополучие (деньги, карьера), а семья и межличностные отношения (друзья, знакомые, родители рассматриваются как ценности), выступающие залогом стабильности.
   Вывод. Сделан вывод, что в период катаклизмов происходит возвращение к традиционным ценностям.

Об авторе

А. А. Раренко
Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук; Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Раренко Андрей Алексеевич, младший научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии, аспирант факультета государственного управления, кафедры управления персоналом

Researcher ID: GLR-3850-202 

Нахимовский проспект 51/21, г. Москва 117418;

Ленинские горы 1, г. Москва 119991 



Список литературы

1. Perry R. B. General theory of value: its meaning and basic principles construed in terms of interest. Cambridge: Harvard Univ. press, 1954. 702 p.

2. История этических учений / отв. редактор А. А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2003. 911 с.

3. Минасян Л. А. Глобализм и новые ценности: Что есть понятие ценности и существуют ли новые ценности // Альтернативные модели глобализации и проблемы современной глобальной динамики: монография / Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». Ростов-на-Дону, 2018. С. 156‒162.

4. Ивин А. А. Современная аксиология: Некоторые актуальные проблемы // Философский журнал. 2010. № 1(4). С. 66‒78.

5. Черникова В. Е. Конфликт традиционных моральных ценностей и ценностей информационного общества // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. № 3(144). С. 45‒ 50.

6. Пекпаев А. О. Глобализация как фактор модернизации социальных ценностей российской молодежи // Студенческая наука и XXI век. 2012. № 9. С. 389-393.

7. Рассадина Т. А. Традиционные ценности русской культуры // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 1. С. 44-58.

8. Аврамцев В. В., Коннов И. А. Система традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основа российской идентичности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2020. № 1. С. 77-80.

9. Гончарова А. А. Проблема соответствия ценностей общества и ценностей личности // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2014. № 4. С. 69‒75.

10. Зернова Л. П. Актуализация семейных ценностей как фактор укрепления российской государственности // Россия: тенденции и перспективы развития: материалы XV Международной научной конференции / под редакцией Ю. С. Пивоварова. М.: ИНИОН РАН, 2015. С. 207‒211.

11. Коблева З. Х. Влияние СМИ на формирование социокультурных ценностей семьи // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 3. С. 230‒240.

12. Коблева З. Х. Особенности ценностных установок в системе преемственности поколений в современном обществе // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 1. С. 182‒192.

13. Маркина Ю. В. Влияние женских глянцевых журналов на формирование ценностей в современном российском обществе // Система ценностей современного общества. 2011. № 17-1. С. 160‒165.

14. Попова М. К. Система ценностей российского общества и круг чтения современного российского студента // Стратегии развития ‒ инновационно-инвестиционную активность: материалы Региональной межвузовской научно-практической конференции / Московский гуманитарно-экономический институт. М., 2008. С. 114‒115.

15. Митряева М. Н. Трансформация представлений о нормах и ценностях в современном российском обществе // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 5 (57). С. 468-472.

16. Мищенко В. А. К вопросу о необходимости возрождения в российском обществе семейных ценностей как фактора сохранения российской государственности // ТРАНСПОРТ-2012: труды Всероссийской научно-практической конференции: в 3 ч. / Ростовский государственный университет путей сообщения. Ростов-на-Дону, 2012. С. 146-149.

17. Рудаков А. Б. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в контексте проблематики российской общегражданской идентичности // Культурологический журнал. 2021. № 2 (44). С. 35‒40.

18. Прокофьева Д. В. Роль философии в формировании ценностей человека современного российского общества // Информация – Коммуникация – Общество. 2021. Т. 1. С. 85-91.

19. Серкина А. В. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей как одно из направлений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации 2021 // Национальное правосознание и качество юридического образования в условиях информатизации российского общества: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2021. С. 382-386.

20. Guzhavina T. A., Yasnikov N. N. Values and social capital of the regional community in Russia // Research Result. Sociology and Management. 2021. Vol. 7, no. 3. P. 22-33.

21. Кузнецов Д. В., Положенкова Е. Ю. Традиционные семейные ценности в современной российской культуре // Colloquium-journal. 2019. № 11-3 (35). С. 115‒117.

22. Российская молодежь: социально-демографический портрет и система ценностей в контексте многонациональной основы российского государства: монография / А. М. Бекарев, В. А. Бондаренко, М. М. Бичарова и др. М.: Перспектива, 2017. 600 с.

23. Найденова Л. И., Масленникова Е. О. Динамика социальных ценностей студентов российских вузов (обзор материалов исследований российских социологов) // Sociologie Člověka. 2017. № 4. С. 10‒13.

24. Евсикова А. Д. Ценности как фактор социальной адаптации молодежи в современном российском обществе // Наука. Технологии. Инновации: материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых / Новосибирский государственный технический университет. Новосибирск, 2014. С. 17‒18.

25. Коллективное «мы» или индивидуальное «я»: какую социализацию выбираем? / А. П. Абрамов, А. В. Ермаков, А. С. Чернов, Цзэ Лю // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 1. С. 176‒186.

26. Фридлиб Е. Отношение российской молодежи к традиционным ценностям российского государства // Collegium linguisticum ‒ 2018: тезисы докладов ежегодной конференции Студенческого научного общества. М., 2018. С. 299-300.

27. Сугаипова Э. И., Бетильмерзаева М. М. Модификации ценностей современного российского общества в контексте социокультурных трансформаций // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Чеченский государственный педагогический институт. Грозный, 2016. С. 284-289.

28. Фомичёва Т. В., Катаева В. И. Ценности россиян в контексте цифровизации российской экономики // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 2 (212). С. 80-84.

29. Khrebtov M. Ia., Fil'ko A. I. Historiographical overview of the research on the transformation of the Russian people's values // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020. Vol. 13, no. 5. P. 738-751.


Рецензия

Для цитирования:


Раренко А.А. Ценностные ориентиры россиян в условиях общественных трансформаций. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(4):221-236. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-221-236

For citation:


Rarenko A.A. Value Orientations of the Russians in the Context of Social Transformations. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(4):221-236. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-221-236

Просмотров: 1064


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)