Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Построение товарного рынка: инфраструктура и конъюнктура

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-139-154

Аннотация

Актуальность. В современных экономических условиях, подверженных значительным трансформациям коммерческих связей, возрастает роль товарного рынка как сферы обращения. Исследование его структурных и конъюнктурообразующих элементов играет значительную роль в обеспечении эффективной адаптации производственной и сбытовой систем под рыночный спрос, чем и обусловлена актуальность данной статьи. Цель исследования заключалась в анализе нормативно-правовых и научных подходов к определению сущности товарного рынка, оценке структурообразующих элементов, формирующих его инфраструктуру, а также конъюнктурную ситуацию. Задачи исследования сведены к систематизации определений понятия «товарный рынок» и формирования собственного авторского видения терминологии, определения места потребительского рынка в рамках товарного, составления схемы инфраструктуры рынка и систематизации конъюнктурообразующих факторов. Методология. Методологическую базу составили методы полевого (кабинетного) исследования, а также методы формирования понятийно-терминологической системы. Результаты. В результате проведенного исследования представлены научные подходы к пониманию термина «товарный рынок», представлена авторская формулировка данного определения, составлены схемы инфраструктурных элементов товарного рынка, проанализированы конъюнктурообразующие факторы и определена их взаимосвязь в рамках функционирующей сферы товарного обмена. Выводы. Установлено, что именно инфраструктура и конъюнктура товарного рынка являются индикаторами степени его развития, а также уровня реализации предпринимательской инициативы в направлении организации и осуществления товарообменных операций. От рациональности построения инфраструктуры товарного рынка, а также оптимальности сложившейся экономической ситуации зависит уровень соответствия товарного предложения рыночному спросу, возможность полноценного удовлетворения потребительских нужд .

Об авторе

О. Н. Гутникова
Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского
Россия

Гутникова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Институт экономики и управления



Список литературы

1. Плотников В. А., Пшеничникова С. Н., Федотов В. А. Развитие национальных экономических систем в условиях трансформации процессов глобализации и регионализации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. Т. 14, № 3. С. 10-24.

2. Гутникова О. Н., Дерябина Д. В. Понятие рынка потребительских товаров, особенности формирования // Маркетинг в системе социально-экономического развития: стратегия и тактика продвижения: I научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов с международным участием, г. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2024. С. 64-72.

3. Беседин А. В. Определение понятия рынка // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 234-235.

4. Хангельдиев М., Аннамырадова Ш., Башимова Ш. Рынок, его содержание и функции // CETERIS PARIBUS. 2023. № 4. С. 125-127.

5. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия: ЮЭ. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Тихомиров, 2009. 1087 с.

6. Овечкин А. П. Правовое регулирование товарного рынка. М.: Сирин, 2002. С. 155.

7. Халфина Р. О. Современный рынок: правила игры. М.: Гуманитарное знание, 1993. 138 с.

8. Понятие рынка в экономической теории и практике. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/6671/s005-259.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 17.01.2025).

9. Макконнелл К. Р., Брю Ш. М., Флинн С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2022. 1056 с.

10. Гутникова О. Н., Павлуненко Л. Е. Организационно-экономический механизм формирования продовольственного рынка Республики Крым: монография. Симферополь: Ариал, 2019. 194 с.

11. Злобина О. В. Эволюция интеллектуального капитала под влиянием цифровизации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 4. С. 272-283.

12. Гутникова О. Н. Основы организации торговли: учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Дашкова. М.: Дашков и К°, 2023. 256 с.

13. Rosenstein-Rodan P. N. Notes on the Theory of the "Big Push" // Economic Development for Latin America. Springer Nature; 1961. 478 p.

14. Вартанова М. Л. Место инфраструктуры в функционировании продовольственного рынка // Продовольственная политика и безопасность. 2018. Т. 5, № 3. С. 117-124.

15. Конъюнктура товарных рынков и номенклатура товаров. URL: https://mybiblioteka.su/11-92916.html (дата обращения: 17.01.2025).

16. Ибрагимов Л. А. Инфраструктура товарного рынка. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2017. 359 с.

17. Прогнозирование рыночной конъюнктуры: краткий курс лекций / составитель С. В. Евстафьева; Саратовский ГАУ. Саратов, 2013. 70 с.

18. Бимчерикова М. А., Носкова Е. В. Понятие конъюнктуры товарного рынка // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 314-316.

19. Панасенко С. В., Сурай Н. М., Хашир Б. О. Современная конъюнктура рынка и ее влияние на торговую деятельность // Инновации и инвестиции. 2023. № 2. С. 230-234.

20. Макарова Т. Н., Скворцова Н. А. Комплексное исследование конъюнктуры товарного рынка организации // Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 3(53). С. 17-25.


Рецензия

Для цитирования:


Гутникова О.Н. Построение товарного рынка: инфраструктура и конъюнктура. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):139-154. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-139-154

For citation:


Gutnikova O.N. Building a commodity market: infrastructure and market conjuncture. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):139-154. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-139-154

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)