Построение товарного рынка: инфраструктура и конъюнктура
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-139-154
Аннотация
Актуальность. В современных экономических условиях, подверженных значительным трансформациям коммерческих связей, возрастает роль товарного рынка как сферы обращения. Исследование его структурных и конъюнктурообразующих элементов играет значительную роль в обеспечении эффективной адаптации производственной и сбытовой систем под рыночный спрос, чем и обусловлена актуальность данной статьи. Цель исследования заключалась в анализе нормативно-правовых и научных подходов к определению сущности товарного рынка, оценке структурообразующих элементов, формирующих его инфраструктуру, а также конъюнктурную ситуацию. Задачи исследования сведены к систематизации определений понятия «товарный рынок» и формирования собственного авторского видения терминологии, определения места потребительского рынка в рамках товарного, составления схемы инфраструктуры рынка и систематизации конъюнктурообразующих факторов. Методология. Методологическую базу составили методы полевого (кабинетного) исследования, а также методы формирования понятийно-терминологической системы. Результаты. В результате проведенного исследования представлены научные подходы к пониманию термина «товарный рынок», представлена авторская формулировка данного определения, составлены схемы инфраструктурных элементов товарного рынка, проанализированы конъюнктурообразующие факторы и определена их взаимосвязь в рамках функционирующей сферы товарного обмена. Выводы. Установлено, что именно инфраструктура и конъюнктура товарного рынка являются индикаторами степени его развития, а также уровня реализации предпринимательской инициативы в направлении организации и осуществления товарообменных операций. От рациональности построения инфраструктуры товарного рынка, а также оптимальности сложившейся экономической ситуации зависит уровень соответствия товарного предложения рыночному спросу, возможность полноценного удовлетворения потребительских нужд .
Ключевые слова
Об авторе
О. Н. ГутниковаРоссия
Гутникова Ольга Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга, торгового и таможенного дела, Институт экономики и управления
Список литературы
1. Плотников В. А., Пшеничникова С. Н., Федотов В. А. Развитие национальных экономических систем в условиях трансформации процессов глобализации и регионализации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. Т. 14, № 3. С. 10-24.
2. Гутникова О. Н., Дерябина Д. В. Понятие рынка потребительских товаров, особенности формирования // Маркетинг в системе социально-экономического развития: стратегия и тактика продвижения: I научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов, студентов с международным участием, г. Симферополь: Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского, 2024. С. 64-72.
3. Беседин А. В. Определение понятия рынка // Молодой ученый. 2019. № 23 (261). С. 234-235.
4. Хангельдиев М., Аннамырадова Ш., Башимова Ш. Рынок, его содержание и функции // CETERIS PARIBUS. 2023. № 4. С. 125-127.
5. Тихомирова Л. В., Тихомиров М. Ю. Юридическая энциклопедия: ЮЭ. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Тихомиров, 2009. 1087 с.
6. Овечкин А. П. Правовое регулирование товарного рынка. М.: Сирин, 2002. С. 155.
7. Халфина Р. О. Современный рынок: правила игры. М.: Гуманитарное знание, 1993. 138 с.
8. Понятие рынка в экономической теории и практике. URL: https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/6671/s005-259.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 17.01.2025).
9. Макконнелл К. Р., Брю Ш. М., Флинн С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: ИНФРА-М, 2022. 1056 с.
10. Гутникова О. Н., Павлуненко Л. Е. Организационно-экономический механизм формирования продовольственного рынка Республики Крым: монография. Симферополь: Ариал, 2019. 194 с.
11. Злобина О. В. Эволюция интеллектуального капитала под влиянием цифровизации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 4. С. 272-283.
12. Гутникова О. Н. Основы организации торговли: учебник для бакалавров / под ред. Л. П. Дашкова. М.: Дашков и К°, 2023. 256 с.
13. Rosenstein-Rodan P. N. Notes on the Theory of the "Big Push" // Economic Development for Latin America. Springer Nature; 1961. 478 p.
14. Вартанова М. Л. Место инфраструктуры в функционировании продовольственного рынка // Продовольственная политика и безопасность. 2018. Т. 5, № 3. С. 117-124.
15. Конъюнктура товарных рынков и номенклатура товаров. URL: https://mybiblioteka.su/11-92916.html (дата обращения: 17.01.2025).
16. Ибрагимов Л. А. Инфраструктура товарного рынка. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2017. 359 с.
17. Прогнозирование рыночной конъюнктуры: краткий курс лекций / составитель С. В. Евстафьева; Саратовский ГАУ. Саратов, 2013. 70 с.
18. Бимчерикова М. А., Носкова Е. В. Понятие конъюнктуры товарного рынка // Новое слово в науке: перспективы развития. 2015. № 2 (4). С. 314-316.
19. Панасенко С. В., Сурай Н. М., Хашир Б. О. Современная конъюнктура рынка и ее влияние на торговую деятельность // Инновации и инвестиции. 2023. № 2. С. 230-234.
20. Макарова Т. Н., Скворцова Н. А. Комплексное исследование конъюнктуры товарного рынка организации // Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 3(53). С. 17-25.
Рецензия
Для цитирования:
Гутникова О.Н. Построение товарного рынка: инфраструктура и конъюнктура. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):139-154. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-139-154
For citation:
Gutnikova O.N. Building a commodity market: infrastructure and market conjuncture. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):139-154. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-139-154