Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

К вопросу о совершенствовании образовательного развития курсантов в военных институтах

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-168-176

Аннотация

Актуальность. В условиях повышения неопределенности среды профессионального функционирования будущих офицеров модернизация процессов образовательного развития курсантов представляется важной и необходимой. Цель – раскрыть направления совершенствования образовательного развития курсантов в военных институтах России. Задачи: исследовать теоретические подходы методологического обоснования проблем совершенствования образовательного развития, уточнить авторский подход к раскрытию сущности данного явления; представить и проанализировать ряд данных эмпирического исследования, уточнить направления совершенствования образовательного развития курсантов. Методология. Основой исследования является структуралистско-конструктивистский методологический подход, примененный на соответствующем социологическом материале. Применена также специфическая методология социологии (использованы данные социологического опроса). Результаты. В исследовании доказывается, что в современных условиях необходима активизация двух направлений совершенствования образовательного развития курсантов в военных институтах. Первое направление ‒ социально-экономическое (повышение материального довольствия, стимулирование образовательно-профессиональных формальных и неформальных практик обучающихся). Второе направление ‒ образовательно-культурное (разработка и внедрение программ проактивного образовательного роста профессионального потенциала курсантов, стратегическая целевая ориентация не только на комплексное совершенствование развития профессиональных знаний, умений, навыков в настоящем, но и на их коррекцию относительно потребностей будущих стратегий развития военной организации). Выводы. В контексте модернизации военной образовательной системы профессиональная компетентность военных акторов не может оцениваться в рамках ограниченного комплекса военно-профессиональных знаний, специфических умений и навыков. Эти традиционные образовательные комплексы должны интегрироваться и дополняться набором военного культурного капитала: служебно-трудовыми мотивационными предпочтениями, культурными ценностями военного творчества, активной инициативы, новаторства в процессе решения поставленных служебно-трудовых задач.

Об авторах

Ю. Г. Быченко
Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Быченко Юрий Григорьевич, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук



Т. М. Баландина
Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Россия

Баландина Таисия Михайловна, доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социальных наук



Список литературы

1. Schultz T. Resourses for Higher Education: an Economist’s View // The Journal of Political Economy. 1968. Vol. 76, N 3. Р. 328.

2. Begg D., Fischer S., Dornbusch R. Economics. London: McGraw-Hill book co., 1991. Р. 198.

3. Machlup F. The Economics of Information and Human Capital. Princeton, New Jersey: Princeton University Press, 1984. Р. 419.

4. Becker G. S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. New York: National Bureau of Economic Research: Distributed by Columbia University Press, 1964. 187 p.

5. Walras L. Elements of pure economics: or, the theory of social wealth. Homewood, Illinois: Published for the American Economic Association and the Royal Economic Society by R. D. Irwin, 1954. P. 40.

6. Fisher I. The Nature of Capital and Incom. London: Macmillan & Co., Ltd., 1919. Р. 51-52.

7. Bowen H. R. Investment in learning: the individual and social value of American higher education. San Francisco: Jossey-Bass Publishers, 1977. Р. 362.

8. Шмоллер Г. Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. С. 127.

9. Абрамов А. П., Смирнова Д. О., Чуйков О. Е. Национальные проекты как инструмент государственной социальной политики в российской федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10, № 2. С. 165-174.

10. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический проект, 2003. 525 с.

11. Силкина Л. В. Структурные основания и функции культурного пространства // Пространство цивилизаций и культур на рубеже ХХI века. Саратов: СГУ, 1998. С. 27-32.

12. Зиновьева Е. А. Адхократическая организационная культура самообучающейся организации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 4 (43). С. 170–173.

13. Слепухин А. Ю. Высшее образование в условиях глобализации: проблемы, противоречия, тенденции. М.: ФОРУМ, 2004. 405 с.

14. Кузнецов Н. И. Военный институт как самообучающаяся социальная организация // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18, № 6. С. 107-114.

15. Особенности адаптации военнослужащих в процессе прохождения воинской службы / А. М. Мухаметжанов, Н. К. Смагулов, С. Б. Жаутикова, Ф. С. Абикенова, Р. Ж. Есимова, Л. К. Быстревская, С. М. Аринова, Г. Н. Иманбаева, С. Б. Кенжебекова, Ф. И. Умер // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 83.

16. Магомедов М. К. О совершенствовании культуры межнационального общения военнослужащих // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 2. С. 361–370.

17. Пихтелёв А. М., Богданов Д. А. Методологические основы совершенствования военного образования: культурологический подход // Актуальные проблемы военных и социальных наук: сборник трудов конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Саратов: Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, 2020. С. 83–88.

18. Хвостанцев С. В., Баландина Т. М. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 167-171.

19. Баландина Т. М., Егоров А. В., Пихтелев А. М. Профессиональный потенциал военнослужащего: обновление содержательных характеристик // Социологические знания в контексте актуальных проблем развития социальных общностей и институтов: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 2023. С. 11-16.

20. Быченко Ю. Г. Способности к профессиональной адаптации в системе профессионального потенциала российских офицеров // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 1. С. 215-226.

21. Быченко Ю. Г., Ершов В. В. Проектное развитие культурного человеческого капитала военнослужащих-контрактников // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2017. Т. 17, № 3. С. 247-253.


Рецензия

Для цитирования:


Быченко Ю.Г., Баландина Т.М. К вопросу о совершенствовании образовательного развития курсантов в военных институтах. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):168-176. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-168-176

For citation:


Bychenko Yu.G., Balandina T.M. n the issue of improving the educational development of cadets in military institutes. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):168-176. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-168-176

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)