Феномен буллинга и его последствия: социально-философский дискурс
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-199-211
Аннотация
Актуальность. Проблема буллинга как преднамеренного и систематического агрессивного поведения становится все более актуальной, привлекая внимание как исследователей, так и широкой общественности. В настоящее время в связи с ростом цифровых технологий трансформируются традиционные формы буллинга, появляется кибербуллинг, что требует переосмысления классических подходов к проблеме и разработки новых стратегий вмешательства. Изучение буллинга в социально-философском контексте может стать основой для проведения социальных преобразований, направленных на борьбу с агрессией и насилием в обществе, а также позволить разработку более эффективных подходов к его предотвращению и минимизации негативных эффектов. Целью настоящей работы является социально-философский анализ феномена буллинга и его последствий. Задачи: раскрыть концептуальные рамки анализа феномена буллинга, его форм и последствий; проследить особенности исторического развития понятия «буллинг»; выявить уровень знаний молодёжи о феномене буллинга; разработать рекомендации для улучшения осведомленности о буллинге и его предотвращения. Методология. Исследовательские процедуры построены на синтезе теоретических положений философии, социологии и психологии, с использованием общенаучных методов сравнения, анализа и синтеза. Эмпирической базой настоящей работы являются результаты авторского социологического исследования, проведённого методом онлайн-опроса (N=150). Результаты. В представленных материалах приведены результаты социально-философского анализа имеющихся научных представлений о феномене буллинга, а также количественных и качественных социологических замеров, позволивших определить уровень знаний молодого населения о данном явлении, его формах и последствиях. Выводы. Многие люди не осознают серьезности последствий буллинга, которые могут возникнуть как для жертв, так и для агрессоров. Это подчеркивает значимость проведения социально-философского измерения данной проблемы и на его основе разработки и внедрения программ, направленных на повышение осведомленности о буллинге, а также на формирование навыков противодействия этому явлению.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. БелкинаРоссия
Белкина Виктория Александровна, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии и социологии
О. А. Гримов
Россия
Гримов Олег Александрович, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии
Д. С. Пашутко
Россия
Пашутко Дарья Сергеевна, студент кафедры философии и социологии
Список литературы
1. Гримов О. А., Белкина В. А. Индивидуальные стратегии медиаактивности интернет-пользователей // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 38-47.
2. Буллинг как особый вид конфликта в детской и подростковой среде / Ю. С. Втору шина, С. В. Митрухина, Е. Н. Власова, В. П. Антонов // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2022. № 4(42). С. 90-99.
3. Капиренкова О. Н., Пискажева М. И. Современное понимание буллинг в школьной среде // Евразийский союз ученых. 2020. № 6-3 (75). С. 58-62.
4. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do. Oxford: Blackwell, 1993. 135 р.
5. Ярмина А. Н. Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь/Researcher. 2018. № 1-2 (21-22). С. 82-87.
6. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 105. С. 159-165.
7. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. 2013. № 3. С. 149-159.
8. Ильин В. П. Психология агрессивного поведения: монография. СПб.: Питер, 2014. 368 с.
9. Abramov A. P. Cooperation pedagogy by K. N. Ventzel // European Journal of Contemporary Education. 2021. Vol. 10, N 1. P. 202-210.
10. Тарасова С. Ю. Социальные и психологические аспекты буллинга // Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 844-848.
11. Кривцова С. В., Шапкина А. Н., Белевич А. А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия // Образовательная политика. 2016. № 3(73). С. 97-119.
12. Фомина А. В., Молчанова Л. Н. Современные представления о школьном буллинге в России и за рубежом // Коллекция гуманитарных исследований. 2020. № 2 (23). С. 6-12.
13. Данилова Е. А., Щанина Е. В. Буллинг как социальное явление в современном мире // Вестник университета. 2023. № 7. С. 214-219.
14. Ерина И. А., Бузни В. А., Корж А. А. Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 81-83.
15. Лапенко А. В. Перспективные направления совершенствование системы противодействия буллингу и кибербуллингу в образовательных организациях // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2023. № 29 (4). С. 101-107.
16. Башмакова Е. А., Дегтярев Е. А. Факторы и социальные причины буллинга и кибербуллинга в подростковом возрасте // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-1. С. 36-38.
17. Корытова О. В. Проблема буллинга в современном обществе // Инновационная наука. 2023. № 1-2. С. 98-101.
18. Буллинг как форма девиантного поведения учащейся молодежи: социологический аспект / Е. А. Задорожная, Ю. С. Коноплин, Е. Е. Луцькая, И. Б. Пржиленская // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 8. С. 25-31.
19. Ануфриева Е. В., Набойченко Е. С., Ковтун О. П. Буллинг и кибербуллинг: проблема современного подростка // Педиатрическая фармакология. 2021. № 5. С. 423-429.
20. Кон И. С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа. 2006. № 11. С. 15-18.
21. Дахин А. Н. Буллинг в школе и не только // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 208-214.
22. Бейлина Н. С., Чеканушкина Е. Н. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2024. № 96. С. 5-11.
23. Голованова Н. А. Проблемы борьбы с буллингом: законодательное решение // Журнал российского права. 2018. № 8. С. 260-267.
24. Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации / В. В. Зотов, И. А. Асеева, В. Г. Буданов, В. А. Белкина // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 2. С. 4-20.
Рецензия
Для цитирования:
Белкина В.А., Гримов О.А., Пашутко Д.С. Феномен буллинга и его последствия: социально-философский дискурс. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):199-211. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-199-211
For citation:
Belkina V.A., Grimov O.A., Pashutko D.S. he bullying phenomenon and its consequences: socio-philosophical discourse. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):199-211. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-199-211