Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Социокультурные, технологические и идеологические предпосылки актуализации фриланса в современном обществе

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-212-222

Аннотация

Актуальность. В статье через призму философских и социологических теорий анализируются предпосылки актуализации фриланса в современном мире, в том числе распад традиционных социальных структур, фрагментация общества, преобладание сетевых связей над классическими моделями взаимодействия. Современное общество, для которого характерны все вышеперечисленные признаки, диктует потребность в гибкости и адаптивности, и этим требованиям соответствует фриланс как новая, нестандартная форма занятости. Целью статьи является концептуализация понятия фриланса, выявление его возможностей и рисков в современном обществе. Задачи: раскрыть философские основания трансформации общества в постиндустриальную эпоху; показать особенности фриланса как новой формы занятости. Методология. Теоретической основой статьи являются концептуальные труды философов и социологов Ж. Делеза и Ф. Гваттари, Ж.-Ф. Лиотара, М. Кастельса, З. Баумана, Д. Урри акторно-сетевая теория. Авторы проводят их анализ, сравнение и обобщение собственных выводов. Результаты. Фриланс представляет собой преимущественно проектную форму занятости, предоставляя тем самым работникам финансовую, трудовую, географическую автономию, возможность работать в сфере интеллектуального труда и самостоятельно организовывать собственную деятельность. Однако, несмотря на все преимущества, деятельность фрилансеров сопряжена с рядом рисков. В частности, речь идет о практически полном отсутствии социальной защиты в вопросе пособий, пенсий, отпусков и т. п. для данной группы работников, рисках столкновения с мошенничеством, а также нестабильном доходе, что, в свою очередь, может послужить причиной не только финансовых, но и психологических проблем. Вывод. Сегодня с точки зрения законодательства предпринимаются попытки вывести деятельность самозанятых фрилансеров из сектора теневой экономики, предоставить им часть социальных гарантий, но на данном этапе этих мер недостаточно.

Об авторах

В. А. Афанасьева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Афанасьева Валерия Александровна, магистрант кафедры философии и социологии



И. А. Асеева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Асеева Ирина Александровна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии



Список литературы

1. Якимович А. К. Постмодерн // Вестник культурологии. 2010. № 1. С. 5-18.

2. Волков В. Н. Постмодерн и его основные характеристики // Культурное наследие России. 2014. № 2. С. 3-8.

3. Делез Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. М.: Астрель, 2010. 895 с.

4. Deleuze G., Guattari F. Nomadology: The War Machine. Seattle, WA: Wormwood Distribution, 2010. 103 p.

5. Шляков А. В. Номадическая топология постмодерна // Теория и практика общественного развития. 2015. № 18. С. 251-253.

6. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии, 1998. 160 с.

7. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2016. 564 с.

8. Гримов О. А., Белкина В. А. Индивидуальные стратегии медиаактивности интернет-пользователей // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 38-47.

9. Аршинов В. И., Буданов В. Г. Сетевая цивилизация и природа большого антропологического перехода // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 1. С. 220-231.

10. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.

11. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

12. Асеева И. А. Человек и общество в медиаэкосистеме: стратегии адаптации и преадаптации // Наука. Общество. Государство. 2023. Т. 11, № 4 (44). С. 76-88.

13. Урри Д. Мобильности. М.: Праксис, 2012. 576 с.

14. Ходыкин А. В. Социологический анализ распространения виртуальных мобильностей как формы виртуализации пространственных перемещений (на основании социологии мобильностей Джона Урри) // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2020. Т. 45, № 3. С. 579-588.

15. Асеева И. А. Кривое зеркало цифровизации // Вопросы философии. 2024. № 2. С. 25-33.

16. Руденко Н. И. Сети, знание и реальность: проблематика социальной топологии в концепции Джона Ло // Социология власти. 2012. № 6-7. С. 38-51.

17. Харченко В. С. Образ жизни российских фрилансеров: социологический анализ // Социологические исследования. 2014. № 4(360). С. 54-63.

18. Гурова М. И. Феномен «Фриланс» в социально-профессиональной структуре современной России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 6. С. 79-83.

19. Чаплашкин Н. В. Социальная сущность фриланса в России и его специфика // Российский академический журнал. 2011. Т. 18, № 4. С. 13-16.

20. Сорокина А. Н. Современные подходы к определению понятия «фриланс» и его классификации // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2013. № 11. С. 16-20


Рецензия

Для цитирования:


Афанасьева В.А., Асеева И.А. Социокультурные, технологические и идеологические предпосылки актуализации фриланса в современном обществе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(2):212-222. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-212-222

For citation:


Afanasyeva V.A., Aseeva I.А. Socio-cultural, technological and ideological prerequisites for the actualization of freelancing in modern society. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(2):212-222. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-2-212-222

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)