Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Информационная эксклюзия в практиках медиаактивности: технологические, аксиологические и прагматические аспекты

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-218-230

Аннотация

   Актуальность. Широкое распространение современных информационно-коммуникативных технологий, в частности социальных интернет-медиа, формирует особое пространство (медиаэкосистему), являющееся синтезом жизненного мира человека и окружающей его среды. В медиаэкосистеме индивид сталкивается как с широкими возможностями, так и с ограничениями при реализации социально-коммуникативных практик. Наряду с изучением актуальных практик медийной активности пользователей, особое значение приобретает исследование практик информационной эксклюзии, связанных с отбором и исключением информации. Современные условия эскалации информационно-коммуникативных рисков усиливают необходимость изучения вышеописанного объекта.
   Целью настоящей работы является анализ информационной эксклюзии в пользовательских практиках медиапотребления и медиапроизводства.
   Задачи: раскрытие концептуальных рамок анализа практик информационной эксклюзии; выявление основных факторов институционально-средовой информационной эксклюзии; определение ключевых факторов личностно ориентированных практик информационной эксклюзии (при медиапотреблении и медиапроизводстве).
   Методология. В статье используются общенаучные методы (синтез, анализ, структурно-функциональный подход). Эмпирической базой настоящей работы являются результаты авторского социологического исследования, проведённого методом онлайн-опроса (N=1000).
   Результаты. В представленных материалах приведены результаты авторского социологического исследования на тему «Потребление и производство контента в медиапространстве». В ходе данного исследования был осуществлен сбор, обобщение и критический анализ полученной информации. Выявлена специфика практик медиаактивности пользователей в медиаэкосистеме.
   Выводы. Медиапространство и новые медиаинструменты значительным образом формируют структуру социума и основную динамику жизни современного человека. Однако производство и потребление медиаконтента полностью изменились в современном мире в связи с глобальными процессами цифровизации. В реалиях развития современного медиаландшафта изучение того, как медийная активность пользователей, а именно социальные практики медиапроизводства и медиапотребления, сочетается с различными ограничениями (фильтрами, запретами), является особо актуальным.

Об авторах

о. А. Гримов
Юго-Западный государственный университет
Россия

Гримов Олег Александрович, доцент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040 



В. А. Белкина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Белкина Виктория Александровна, преподаватель кафедры философии и социологии 

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040 



Список литературы

1. Гримов О. А. Теоретико-методологические основания и инструментальные комплексы изучения современной медиаэкосистемы // Трансформация этической матрицы в цифровую эпоху: материалы научной онлайн-конференции с международным участием. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 57-64.

2. Берендеев М. В., Друкер М. М. Медиаэкология киберпространства как сфера безопасности потребления информации в российской интернет-среде // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 1. С. 109-117.

3. Буряк М. А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. 2014. № 2. С. 200-212.

4. Ацута А. И. Медиаактивность молодежи в условиях киберсоциализации // Челябинский гуманитарий. 2018. № 1(42). С. 14-20.

5. Сапон И. В., Леденев Д. Е. Использование социальных медиа: поколенческий подход // Экономика и социум. Ежегодник. Волгоград: Абсолют, 2020. Вып. 2. С.21-24.

6. Цуканов Е. А. Медиа и проблема шумопроизводства // Наука. Искусство. Культура. 2022. № 2(34). С. 198-204.

7. Мурзина Е. В. Проблемы медиапотребления в условиях динамических изменений в современном обществе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2021. № 2(71). С. 205-214.

8. Завьялов А. А. Изменения в современной медиаэкологии и их влияние на существующие системы взаимодействия медиа и политики // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 3(45). С. 34-41.

9. Змазнева О. А. Медиаэкология глобальной деревни в эпоху соцсетей // Медиареальность XXI века: эпоха глобальных реформ: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. М.: Московский государственный педагогический университет, 2021. С. 112-116.

10. Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации / В. В. Зотов, И. А. Асеева, В. Г. Буданов, В. А. Белкина // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 2. С. 4–20.

11. Василенко Л. А., Мещерякова Н. Н. Социология цифрового общества: монография. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2021. 226 c.

12. Kamensky E. Digital technologies in the Russians’ everyday life: analysis based on the opinion surveys // Economic Annals-XXI. 2020. N 186 (11-12). P. 134-142.

13. Силкин В. В., Шарков Ф. И. Наступление эры медиакоммуникаций: унаследование права четвертой власти цифровой медиасферой // Коммуникология: электронный научный журнал. 2021. № 6 (3). С. 22-34.

14. Manovich L. Cultural analytics: Visualizing cultural patterns in the era of "More Media". Spring, 2009. P. 112-115.

15. Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York: New York University Press, 2006. 336 p.

16. Аймалова Ю. А. YOUTUBE как канал влияния на общественное мнение // Вестник науки. 2022. № 1 (3(48)). С.10-23.

17. Ваховский А. М. Политико-правовые вопросы регулирования Интернета: мировой опыт и Российская практика // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2016. № 2. С. 3-11.

18. Володенков С. В. Интернет-технологии как инструмент воздействия на современные национальные политические режимы // Дискурс-Пи. 2017. № 3-4(28-29). С. 65-73.

19. Навроцкий Я. Ю., Пацей Н. В. Реализация политик кэширования в информационно-ориентированных сетях // Труды БГТУ. Серия 3: Физико-математические науки и информатика. 2018. № 1(206). С. 99-103.

20. Каменский Е. Г., Гримов О. А. Социальная онтология «Цифровой реальности»: к проблеме методологии исследований // Медико-экологические информационные технологии – 2021: сборник научных статей по материалам XXIV Международной научно-технической конференции / Юго-Западный государственный университет. Курск, 2021. С. 205-209.


Рецензия

Для цитирования:


Гримов о.А., Белкина В.А. Информационная эксклюзия в практиках медиаактивности: технологические, аксиологические и прагматические аспекты. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(6):218-230. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-218-230

For citation:


Grimov O.A., Belkina V.A. Information Exclusivity in Media Activity Practices: Technological, Axiological and Pragmatic Aspects. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(6):218-230. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-218-230

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)