Образование в контексте философской рефлексии
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-255-268
Аннотация
Актуальность. Сегодня образование в силу своего универсального характера становится ответственным за дальнейший прогресс общества. Необходимость привлечения философии и ее методологических рефлексий к осмыслению обучения и воспитания обусловлена тем, что образование может выступать средством легитимизации или критики любого социокультурного явления, инструментом его символического оформления и санкционирования свойственных социальному строю практик в рамках влиятельной системы ценностей.
Цель работы заключается в социально-философском анализе образования как способа конституирования человека и общества в современном мире, выявлении сущности, функциональной роли, особенностей его проявления в контексте фундаментальных социально-культурных вызовов современного информационного общества.
Задачи: обоснование необходимости развития рефлексивного мышления как смыслотворческого фактора для системы образования в модусах информационного общества; исследование социокультурных последствий функционирования образования в ситуациях современного общества.
Методология. Методологической основой статьи являются: метод деконструкции, позволяющий выявить смысловые измерения традиционного и современного образования в контексте их трансформаций; метод герменевтики, отражающий подход к выявлению особенностей сферы образования как условия развития сущностных сил человека.
Результаты. В работе раскрыты концептуальные смыслы образовательной деятельности, которая в контексте плюралистической действительности создает возможности постановки и решения актуальных социальных, экономических, политических и культурных проблем, влияя на способы их познания и осмысления.
Выводы. В современном мире информация, превратившись в важнейший ресурс социально-экономического развития, определила траекторию трансформации знания в направлении технологической оптимизации его производительности, фрагментации, прагматизации и диджитализации, критерием которых выступает эффективность. Образование как пространство самоорганизации человека является процессом формирования целостного знания. Присущая образованию амбивалентность выражена в одновременной ориентированности на задаче формирования индивидов в соответствии с принципами конкретного социума и задаче содействия развитию человеческой субъектности.
Ключевые слова
Об авторе
М. Д. ЧеркашинРоссия
Черкашин Михаил Дмитриевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011. 352 с.
2. Wallerstein I. Globalization or the Age of Transition?: A Long Term View of the Trajectory of the World System // International Sociology. 2000. Vol. 15 (2). P. 249-265.
3. Фридман Т. Плоский мир: краткая история ХХІ века. М.: АСТ, 2014. 640 с.
4. Телегина Г. В. Образование на перекрестках культур: реформа на Западе и ее интерпретации. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2005. 328 с.
5. Розин В. М. Философия образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 434 с.
6. Бибихин В. В. Узнай себя. СПб.: Наука, 1998. 577 с.
7. Межуев В. М. Идея культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006. 408 с.
8. Лапшина В. С. Философия образования: на пути к формированию новой области знаний // Философия и общество. 2013. № 4 (72). С. 135-147.
9. Спенсер / [Н. Н. Дорофеева, А. Г. Шишкина]. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили: Московский городской педагогический университет, 2004. 221 с.
10. The Future of Education and Skills Education 2030. URL: http://www.oecd.org>education/2030/E2030Position…05.04.2018... (дата обращения: 08.07.2022).
11. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Сочинения: в 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 25-35.
12. Платон. Государство // Собрание сочинений: в 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. 830 с.
13. Харари Ю. Н. 21 урок для 21 века. М.: Синдбад, 2019. 416 с.
14. Бауман З. Пять прогнозов и множество оговорок // Иностранная литература. 2006. № 8. URL: http://magazines.russ.ru/inostran/2006/8/ba14-pr.html (дата обращения: 12.07.2022).
15. Леонтьева В. Н., Черкашин М. Д. Образование и наука в культуро-творческом процессе // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2011. № 4. С. 45-50.
16. Килимова Л. В., Нишнианидзе О. О., Черкашин М. Д. Проблемы дошкольного и школьного образования в общественном мнении региона // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 6 (35). С. 190-199.
17. Дьюи Дж. Демократия и образование. Львов: Летопись, 2003. 289 с.
18. Буева Л. П. Кризис образования и проблемы философии образования // Вопросы философии. 1999. № 2. С. 12-20.
19. Зомбарт В. Буржуа: евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-пресс, 2004. 624 с.
20. Одегов Ю. Г., Гарнов А. П. Реформа российского образования: проблемы, результаты, перспективы // Уровень жизни населения регионов России. 2019. № 3. С. 36-51.
Рецензия
Для цитирования:
Черкашин М.Д. Образование в контексте философской рефлексии. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(6):255-268. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-255-268
For citation:
Cherkashin M.D. Education in the Context of Philosophical Reflection. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(6):255-268. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-6-255-268