Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Аксиологическая составляющая покупных образовательных услуг

Аннотация

Актуальность. Автор статьи достаточно подробно останавливается на анализе этической оценки при изучения российского рынка услуг по выполнению учебных и научных работ как актуального комплексного междисциплинарного феномена. Институционализация данного рынка в виде функционирования и воспроизводства на соответствующих интернет-платформах представляет собой важную проблему, последствия которой в полной мере ещё не осознаны. Значительная часть учащихся, сталкиваясь с задачей выполнения тех или иных учебных и научных работ (рефератов, курсовых работ, контрольных, отчётов по практике, выпускных квалификационных работ, диссертаций), обращается за соответствующими услугами на специализированные сайты, которые предлагают за определённую плату выполнение данных услуг. В итоге научная и учебная деятельность профанируется и дискредитируется, что постепенно приводит к профессиональной деквалификации. Это является проблемой, в том числе и этического свойства.
Цель – определить причину и глубину проникновения покупных услуг в образовательную среду высшей школы и проанализировать аксиологическую составляющую данного процесса в масштабах российского общества.
Задачи: определить уровень этической составляющей на рынке продаж дипломных работ; определить нарушение авторских прав с точки зрения этической оценки, например, в процессе формирования процента оригинальности при прохождении процедуры антиплагиата; рассмотреть вопросы, связанные с моральной правомочностью степеней, квалификаций владельцев приобретенных (несамостоятельных) диссертаций и выпускных квалификационных работ; отследить и измерить уровень одобрения или порицания со стороны общества в отношении услуг по написанию дипломов; установить и проанализировать тонкую грань между тьютерстовом/консультитрованием и предоставлением услуги «готового диплома под ключ», рассмотреть этическую сторону вопроса; изучить основные теории и подходы при рассмотрении аксиологической составляющей покупных образовательных услуг; сформулировать статус феномена массовизации образования и дать ему характеристику посредством анализа уровня востребованности выпускников на рынке труда; рассмотреть категорию «доверие» как философский феномен в исследуемой сфере услуг и понять, насколько автор услуги является экспертом в области написания работы, так как именно он выступает в роли оформителя идеи научного руководителя; уточнить, вызывают ли порицание со стороны общества, руководства вуза, научного руководителя заказчики, избравшие путь покупки диплома (выпускной квалификационной работы и пр.), т. е. по каким критериям можно оценить лояльность к продукту.
Методология. В качестве методологической основы использовались категориально-логический, системно-структурный, диалектический и метод статистического анализа информации.
Результаты. В рамках нашего исследования мы только частично затронули сложную проблему развития теневых отношений на рынке образовательных услуг. Результатом может выступать утверждение о том, что следует повышать требования к качеству подготовки обучающихся в вузах страны, только тогда высшие учебные заведения смогут сохранить себя как общественные институты, заручившись условием высокой профессиональной востребованности выпускников на рынке труда.
Выводы. В сфере высшего образования, особенно к периоду окончания обучающимся вуза, вырастает уровень предоставления ему образовательных услуг теневого рынка, в частности в качестве самой распространенной формы можно назвать написание на заказ выпускной квалификационной работы. Здесь мы можем сделать два основных вывода: 1) широкое распространение подобных практик, имеющих неформальный характер, указывает на то, что для выпускника наибольшую ценность имеет наличие диплома о высшем образовании по сравнению с ценностью полученных профессиональных знаний; 2) процессы перехода вузов на новое трехуровневое образование и коммерциализация высших учебных заведений привели к редуцированию системы образования в целом, когда квалификация «бакалавр» воспринимается в сознании обывателя как аналог среднего профессионального образования (или неоконченного высшего).

Об авторе

Н. В. Волохова
Курский государственный университет
Россия

Волохова Наталья Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии

Scopus Author ID: 57189517020

Researcher ID: T-7441-2018

ул. Радищева 33, Курск 305040



Список литературы

1. Гримов О. А. Социально-сетевая культура: свойства, риски и перспективы // Медико-экологические информационные технологии – 2020: сб. науч. ст. по материалам ХХIII науч.-техн. конф. / Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2020. С. 248-252.

2. Floridi L. The Blackwell Guide to the Philosophy of Computing and Information. Oxford: Blackwell, 2003. 267 р.

3. Хайнеман С. Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. № 9. С. 29-38.

4. Ситкарева Е. В. Дипломная работа : написать или купить? // Юрист вуза. 2013. № 2. С. 34–38.

5. Теневые отношения в сфере высшего образования как угроза экономической безопасности России: построение рабочей гипотезы по результатам полевых исследований / А. В. Саяпин, С. Н. Трошина, В. Н. Вотолкин, И. И. Жалнин // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 3 т. / отв. ред. Е. Ю. Меркулова; Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2018. Вып. 1. С. 247-252.

6. Саяпин А. В., Харитонова Е. В. Теневые отношения в российских вузах и качество высшего образования // Социокультурные процессы современности. 2018. Т. 13, № 103. С. 59-65.

7. Евплова М. В., Якупов В. Р. Массовизация образования: социологический аспект // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3(28). С. 56-60.

8. Сорокина Н. Д., Николаева М. Е., Яримака С. К. Массовое высшее образование: вызовы и угрозы // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке: материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского / ответственый редактор Ю. В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2016. С. 1071–1072.

9. Веревкин Л. П. Массовое высшее образование в условиях конкуренции и коммерциализации // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79, № 10. С. 921–929.

10. Волохова Н. В. «Добро – красота – истина» как основополагающие концепты в религиозно-философской антропологии Л. Н. Толстого // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4 (35). С.125-130.

11. Волохова Н. В., Величко Л. М. «Истина – в движеньи» (принцип деятельности в технике и движение как расширение сознания человека в учении Л. Н. Толстого) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6 (51). С. 100-106.

12. Волохова Н. В. Философия и педагогика: процесс сближения // Образование и общество. 2003. № 3. С. 21-24.


Рецензия

Для цитирования:


Волохова Н.В. Аксиологическая составляющая покупных образовательных услуг. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(3):208-215.

For citation:


Volokhova N.V. Axiological Component of Purchased Educational Services. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(3):208-215. (In Russ.)

Просмотров: 290


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)