Аксиологическая составляющая покупных образовательных услуг
Аннотация
Актуальность. Автор статьи достаточно подробно останавливается на анализе этической оценки при изучения российского рынка услуг по выполнению учебных и научных работ как актуального комплексного междисциплинарного феномена. Институционализация данного рынка в виде функционирования и воспроизводства на соответствующих интернет-платформах представляет собой важную проблему, последствия которой в полной мере ещё не осознаны. Значительная часть учащихся, сталкиваясь с задачей выполнения тех или иных учебных и научных работ (рефератов, курсовых работ, контрольных, отчётов по практике, выпускных квалификационных работ, диссертаций), обращается за соответствующими услугами на специализированные сайты, которые предлагают за определённую плату выполнение данных услуг. В итоге научная и учебная деятельность профанируется и дискредитируется, что постепенно приводит к профессиональной деквалификации. Это является проблемой, в том числе и этического свойства.
Цель – определить причину и глубину проникновения покупных услуг в образовательную среду высшей школы и проанализировать аксиологическую составляющую данного процесса в масштабах российского общества.
Задачи: определить уровень этической составляющей на рынке продаж дипломных работ; определить нарушение авторских прав с точки зрения этической оценки, например, в процессе формирования процента оригинальности при прохождении процедуры антиплагиата; рассмотреть вопросы, связанные с моральной правомочностью степеней, квалификаций владельцев приобретенных (несамостоятельных) диссертаций и выпускных квалификационных работ; отследить и измерить уровень одобрения или порицания со стороны общества в отношении услуг по написанию дипломов; установить и проанализировать тонкую грань между тьютерстовом/консультитрованием и предоставлением услуги «готового диплома под ключ», рассмотреть этическую сторону вопроса; изучить основные теории и подходы при рассмотрении аксиологической составляющей покупных образовательных услуг; сформулировать статус феномена массовизации образования и дать ему характеристику посредством анализа уровня востребованности выпускников на рынке труда; рассмотреть категорию «доверие» как философский феномен в исследуемой сфере услуг и понять, насколько автор услуги является экспертом в области написания работы, так как именно он выступает в роли оформителя идеи научного руководителя; уточнить, вызывают ли порицание со стороны общества, руководства вуза, научного руководителя заказчики, избравшие путь покупки диплома (выпускной квалификационной работы и пр.), т. е. по каким критериям можно оценить лояльность к продукту.
Методология. В качестве методологической основы использовались категориально-логический, системно-структурный, диалектический и метод статистического анализа информации.
Результаты. В рамках нашего исследования мы только частично затронули сложную проблему развития теневых отношений на рынке образовательных услуг. Результатом может выступать утверждение о том, что следует повышать требования к качеству подготовки обучающихся в вузах страны, только тогда высшие учебные заведения смогут сохранить себя как общественные институты, заручившись условием высокой профессиональной востребованности выпускников на рынке труда.
Выводы. В сфере высшего образования, особенно к периоду окончания обучающимся вуза, вырастает уровень предоставления ему образовательных услуг теневого рынка, в частности в качестве самой распространенной формы можно назвать написание на заказ выпускной квалификационной работы. Здесь мы можем сделать два основных вывода: 1) широкое распространение подобных практик, имеющих неформальный характер, указывает на то, что для выпускника наибольшую ценность имеет наличие диплома о высшем образовании по сравнению с ценностью полученных профессиональных знаний; 2) процессы перехода вузов на новое трехуровневое образование и коммерциализация высших учебных заведений привели к редуцированию системы образования в целом, когда квалификация «бакалавр» воспринимается в сознании обывателя как аналог среднего профессионального образования (или неоконченного высшего).
Ключевые слова
Об авторе
Н. В. ВолоховаРоссия
Волохова Наталья Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Scopus Author ID: 57189517020
Researcher ID: T-7441-2018
ул. Радищева 33, Курск 305040
Список литературы
1. Гримов О. А. Социально-сетевая культура: свойства, риски и перспективы // Медико-экологические информационные технологии – 2020: сб. науч. ст. по материалам ХХIII науч.-техн. конф. / Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2020. С. 248-252.
2. Floridi L. The Blackwell Guide to the Philosophy of Computing and Information. Oxford: Blackwell, 2003. 267 р.
3. Хайнеман С. Р. Образование и коррупция // Народное образование. 2004. № 9. С. 29-38.
4. Ситкарева Е. В. Дипломная работа : написать или купить? // Юрист вуза. 2013. № 2. С. 34–38.
5. Теневые отношения в сфере высшего образования как угроза экономической безопасности России: построение рабочей гипотезы по результатам полевых исследований / А. В. Саяпин, С. Н. Трошина, В. Н. Вотолкин, И. И. Жалнин // Стратегии противодействия угрозам экономической безопасности России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. : в 3 т. / отв. ред. Е. Ю. Меркулова; Тамбовский государственный технический университет. Тамбов, 2018. Вып. 1. С. 247-252.
6. Саяпин А. В., Харитонова Е. В. Теневые отношения в российских вузах и качество высшего образования // Социокультурные процессы современности. 2018. Т. 13, № 103. С. 59-65.
7. Евплова М. В., Якупов В. Р. Массовизация образования: социологический аспект // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8, № 3(28). С. 56-60.
8. Сорокина Н. Д., Николаева М. Е., Яримака С. К. Массовое высшее образование: вызовы и угрозы // Российское социологическое сообщество: история, современность, место в мировой науке: материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М. М. Ковалевского / ответственый редактор Ю. В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2016. С. 1071–1072.
9. Веревкин Л. П. Массовое высшее образование в условиях конкуренции и коммерциализации // Вестник Российской академии наук. 2009. Т. 79, № 10. С. 921–929.
10. Волохова Н. В. «Добро – красота – истина» как основополагающие концепты в религиозно-философской антропологии Л. Н. Толстого // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2013. № 4 (35). С.125-130.
11. Волохова Н. В., Величко Л. М. «Истина – в движеньи» (принцип деятельности в технике и движение как расширение сознания человека в учении Л. Н. Толстого) // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6 (51). С. 100-106.
12. Волохова Н. В. Философия и педагогика: процесс сближения // Образование и общество. 2003. № 3. С. 21-24.
Рецензия
Для цитирования:
Волохова Н.В. Аксиологическая составляющая покупных образовательных услуг. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(3):208-215.
For citation:
Volokhova N.V. Axiological Component of Purchased Educational Services. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(3):208-215. (In Russ.)