Влияние цифровизации на профессиональную и учебную деятельность субъектов образовательного пространства современного вуза
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-158-168
Аннотация
Актуальность. Процессы цифровизации в полной мере охватили институт образования. В настоящее время цифровизация рассматривается как тренд института образования. Внедрение цифровых технологий в образовательное пространство вуза оказывает существенное влияние на взаимодействия его субъектов – педагогических работников, студентов, администрацию вузов.
Цель ‒ исследование влияния цифровизации на субъекты образовательного пространства современного вуза. В качестве субъектов были определены ведущие акторы образовательного пространства – педагогические и административные работники, студенты.
Задачи заключались в диагностике отношения субъектов образовательного пространства современного вуза к процессам цифровизации, изучении их мнения о влиянии цифровых технологий на учебный процесс, выявлении проблем, с которыми столкнулись акторы в процессе своей профессиональной и учебной деятельности, а также обосновании необходимости совершенствования регулирования процессов цифрового развития вузов.
Методология. Теоретической основой исследования стали работы М. Кастельса, Э. Тоффлера, М. Альетта, А. Липиц, Д. Харви, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса, В. Ф. Ницевича, Н. В. Носковой, М. С. Якушкиной. Эмпирическую основу составили результаты исследования трудностей образовательного процесса (рук. Е. В. Конищева), проведенного в 2020 г. в высших учебных заведениях г. Курска, г. Белгорода, г. Москвы в период 1-й и 2-й волны пандемии коронавирусной инфекции (N = 1229).
Результаты. В ходе исследования было установлено, что отношение субъектов образовательного пространства к внедрению цифровых технологий в учебный процесс противоречиво: респонденты считали, что цифровые технологии являются источником затруднений, а другие – ресурсом инновационного развития.
Выводы. Процесс развития цифровых технологий в системе образования требует комплексного регулирования, учета интересов всех акторов образовательного пространства и требований, предъявляемых к организации учебного процесса.
Об авторах
Т. Н. КаменеваРоссия
Каменева Татьяна Николаевна, доктор социологических наук, профессор, Департамент социологии
Ленинградский пр-т, д. 49/2, г. Москва 125167
Е. В. Конищева
Россия
Конищева Евгения Васильевна, старший преподаватель кафедры педагогики
ул. К. Маркса, д. 3, г. Курск 305004
И. Н. Васильева
Россия
Васильева Ирина Николаевна, кандидат социологических наук, заместитель начальника кафедры организации деятельности органов внутренних дел, Центр командно-штабных учений
ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8, г. Москва 125993
Список литературы
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: Высшая школа экономики, 2000. 608 с.
2. Тоффлер Э. Третья волна. М.: Издатетьство ACT, 2004. С. 6‒261.
3. Aglietta M. A theory of Capitalist Regulation. London: New Left Books, 1979. 390 p.
4. Harvey D. The Condition of Postmodernity: An Enquiry into the Origins of Cultural Change. Oxford: Blackwell Publishers, 1989. 378 p.
5. Giddens A. Social Theory and Modern Sociology. Cambridge: Polity Press, 1987. 310 p.
6. Habermas J. Structural transformation of the public sphere. Cambridge: MiT Press, 1989. 301 p.
7. Ницевич В. Ф. Цифровая социология: теоретико-методологические истоки и основания // Цифровая социология. 2018. № 1. С. 18‒27.
8. Сапронов А. В., Абрамов А. П. Социальная поляризация российского общества: динамика неравенства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7, № 3 (24). С. 185‒192.
9. Носкова А. В. Поворот к цифровому образованию: как пандемия изменила высшую школу // Человек и его социальная жизнь в ожидании конца пандемии: к 30-летию факультета социологии РГСУ: материалы XXVI социологических чтений, Москва, 08 апреля 2021 года. М.: Российский государственный социальный университет, 2021. С. 51‒54. EDN YATTNU.
10. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования / А. В. Носкова, Д. В. Голоухова, Е. И. Кузьмина, Д. В. Галицкая // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 1. С. 159‒ 168. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168. EDN EAKBIR.
11. Eichhorn M. Fit für die digitale Hochschule? Modellierung und Erfassung digitaler Kompetenzen von Hochschullehren // MedienPädagogik: Zeitschrift für Theorie Und Praxis der Medienbildung. 2019. N 36. P. 63 –80. https://doi.org/10.21240/mpaed/36/2019.11.13.X.
12. Бухтиярова И. Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 6 –1. С. 122–125.
13. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае. II Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26–27 сентября 2019 г. / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан [и др.]; отв. ред. И. В. Дворецкая. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. 155 с.
14. Минина В. Н. Цифровизация высшего образования и ее социальный результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13, вып. 1. С. 84‒101.
15. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2021. 304 с.
16. Бровкина А. А. Специфика субъекта образовательного процесса в условиях цифровизации общества // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 7-2. С. 68‒72.
17. Шендрик И. Г. Теоретические основы проектирования образовательного пространства субъекта. Екатеринбург: Издательство Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2006. 197 с.
18. Колесникова И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. СПб.: Детство-пресс, 2001. 288 с.
19. Якушкина М. С. Образовательная среда и образовательное пространство как понятия современной педагогической науки // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 66‒69. 20. Вавилова И. Н. Теоретическое обоснование развития личности // Наука и школа. 2013. № 3. С. 148‒149.
20. Каменева Т. Н., Конищева Е. В. Трудности профессиональной деятельности молодых преподавателей вузов // Государственная молодежная политика: национальные проекты 2019–2024 гг. в социальном развитии молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 20–21 апреля 2020 года) / отв. ред. Т. К. Ростовская. М.: Перспектива, 2020. 531 с.
Рецензия
Для цитирования:
Каменева Т.Н., Конищева Е.В., Васильева И.Н. Влияние цифровизации на профессиональную и учебную деятельность субъектов образовательного пространства современного вуза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(1):158-168. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-158-168
For citation:
Kameneva T.N., Konishcheva E.V., Vasilyeva I.N. The Impact of Digitalization on the Professional and Educational Activities of the Subjects of the Educational Space of a Modern University. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(1):158-168. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-158-168