Межкультурная компетентность – основа для развития доверия в международном бизнесе
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-238-248
Аннотация
Актуальность обусловлена потребностью в выработке современного подхода к формированию межкультурных компетенций менеджеров в условиях углубления мультикультурного разнообразия международной бизнес-среды. Исторические изменения в политико-стратегическом и экономико-торговых отношениях России со странами Запада нуждаются в теоретико-практическом осмыслении с точки зрения потребности в подготовке будущих специалистов к работе с зарубежными партнерами.
Цель – анализ и критическое переосмысление зарубежных моделей межкультурной компетентности.
Задачи: изучить три ключевые модели компетенции (модель пирамиды Дирдорфа, модель ICOPROMO и модель Фиппса), а также обосновать особую роль доверия в модели коммуникативной компетентности.
Методология. Автор опирается на общенаучные методы исследования – анализ, синтез и сравнение, а также развивает сравнительный подход к анализу рассматриваемых моделей межкультурной компетентности.
Результаты. В статье обосновывается положение о том, что модель пирамиды Дирдорфа, модель ICOPROMO и модель Фиппса ориентированы на снятие противоречий в межкультурном общении представителей западных и незападных культур. Это достигается за счет изучения английского языка, а также сравнения норм, ценностей и паттернов западных и незападных социокультурных систем. При этом накопленный индивидом в процессе обучения и опыта взаимодействия с представителями «чужих» культур «символический капитал» будет способствовать его более успешному взаимодействию в условиях глобализации рынка труда и интернационализации мирового хозяйства.
Выводы. Межкультурная компетентность представлена как комплекс когнитивно-познавательных, эмоционально-чувственных и мотивационно-поведенческих навыков, которые содействуют достижению более эффективного общения с представителями других культур. В статье обосновывается вывод, что в результате овладения межкультурными компетенциями менеджер будет способен выйти на социально-психологического и культурно-образовательный уровень профессионального развития, способствующий развитию более доверительных отношений с иностранными партнерами. Отмечается необходимость развития научной дискуссии о моделировании современного подхода к развитию межкультурной компетентности.
Об авторе
Ю. П. ТенРоссия
Тен Юлия Павловна, доктор философских наук, доцент, профессор Департамента менеджмента и инноваций
Ленинградский пр-т, д. 49, г. Москва 125167
Список литературы
1. Ускова Б. А., Фоминых М. В. Методика формирования soft skills у студентов вузов: теоретический и практический аспекты // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19, № 1. С. 77–92.
2. Степанова Л. Н. Soft skills как предикторы жизненного самоосуществления студентов // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 8. C. 65–89.
3. Аширбагина Н. Л., Фрик О. В. Методы исследования и формирования межкультурной коммуникативной компетентности у студентов финансового вуза // Успехи современной науки. 2017. Т. 7, № 1. С. 87–89.
4. Абдалина Л. В., Спиридонова Н. Б. Кросс-культурная компетентность будущего менеджера: некоторые аспекты исследования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 3. С. 16–20.
5. Deardorff D. K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // Journal of Studies in International Education. 2006. N 10 (3). P. 241–266.
6. The SAGE handbook of intercultural competence / ed. by D. K. Deardorff. London: Sage, 2009. 560 p.
7. Ferri G. Intercultural communication. London: Palgrave Macmillan, 2018. 117 p.
8. Bourdieu P. Language and symbolic power. Cambridge: Polity Press, 1991. 302 p.
9. Cameron D. Ideology and language // Journal of Political Ideologies. 2006. N 11 (2). P. 141–152.
10. ICOPROMO, intercultural competence for professional mobility / E. Glaser, M. Guilherme, M. del Carmen, G. Mendez, T. Mughan. Strasbourg; Graz: Council of Europe Publishing, 2007. 60 p.
11. Ferri G. Intercultural competence: alternative approaches for today’s education // Intercultural competence and the promise of understanding / ed. by F. Dervin, Z. Gross. London: Palgrave Macmillan, 2016. P. 59–77.
12. Phipps A. Learning the arts of linguistic survival. Clevedon: Multilingual Matters, 2007. 240 p.
13. Phipps A., Gonzalez M. Modern languages. Learning and teaching in an intercultural field. London: Sage, 2004. 208 p.
14. Deardorff D. K. Assessing intercultural competence // New Directions for Institutional Research. 2011. N 149. P. 65–80.
15. Воеводина Е. В., Тюриков А. Г. Социокультурные барьеры адаптации иностранных обучающихся в условиях российского высшего образования // Народонаселение. 2021. Т. 24, № 4. С. 134‒146.
16. Тен Ю. П., Тюриков А. Г. Межкультурная коммуникация как экспансия западной экономической культуры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 2020. № 1. С. 80–83.
17. Rezvani A., Khosravi P., Ashkenazy N. M. Examining the interdependencies among emotional intelligence, trust, and performance in infrastructure projects: a multilevel study // International Journal of Project Management. 2018. Vol. 36, N. 8. P. 1034-1046.
18. In whom do we trust? Critical success factorsw impacting intercultural communication in intercultural project teams / W. Yu, K. Cormican, Q. Wu, S. Sampaio // International Journal of Information Systems and Project Management. 2021. Vol. 9, N 3. P. 21–40.
19. Mansour J., Aks Z. How leaders around the world build trust across cultures // Harvard Business Review. 2019. May 27. URL: https://hbr.org/2019/05/how-leaders-around-the-worldbuild-trust-across-cultures (дата обращения: 17.09.2022).
20. Wu G., Liu C., Zhao X., Zuo J. Investigating the relationship between communicationconflict interaction and project success among construction project teams // International Journal of Project Management. 2017. Vol. 35, N 8. P. 1466‒1482
Рецензия
Для цитирования:
Тен Ю.П. Межкультурная компетентность – основа для развития доверия в международном бизнесе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(1):238-248. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-238-248
For citation:
Ten Y.P. ntercultural Competence is the Basis for the Development of Trust in International Business. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(1):238-248. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-1-238-248