Финансовая составляющая экономической безопасности стран Евразийского экономического союза
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-24-38
Аннотация
Актуальность. Углубление интеграционных процессов в рамках ЕАЭС требует новых подходов к управлению экономической безопасностью. Экономическая взаимозависимость стран ЕАЭС больше не позволяет игнорировать проблемы друг друга. Неустойчивое состояние одной экономики отрицательно сказывается на других и в целом Союзе. Финансовая безопасность как часть экономической безопасности определяется направлениями бюджетной политики и степенью исполнения бюджета.
Цель исследования заключается в оценке финансовой безопасности стран-членов Евразийского экономического союза, являющейся частью их экономической безопасности.
Задачи: обосновать необходимость оценки финансовой безопасности стран ЕАЭС; провести анализ исполнения консолидированного бюджета стран ЕАЭС; дать оценку доходов и расходов консолидированного бюджета стран ЕАЭС; определить проблемные моменты в осуществлении бюджетной политики стран ЕАЭС.
Методология. В процессе исследования были использованы такие научные методы, как эмпирический метод, компаративный анализ, вертикальный и горизонтальный анализ, методы индукции и дедукции, метод системного подхода, а также иные методы, позволяющие провести комплексное исследование. Материалами исследования стали данные ЕАЭС, ФТС России, а также Росстата России.
Результаты. Выявлено, что страны ЕАЭС имеют значительные различия в бюджетной политике. Проведённый анализ показал, что наиболее финансово-слабыми странами являются Армения и Кыргызстан. Наиболее сбалансированный бюджет ‒ в Белоруссии, а наиболее социально ориентированный ‒ в России. Ввиду неблагоприятного окружения Армения значительную часть расходов направляет на оборону, что сказывается на её развитии.
Выводы. Странам ЕАЭС необходимо стабилизировать ближайшее окружение объединения, а вторым этапом ‒ сформировать оптимальную типовую структуру доходной и расходной частей бюджета, что позволит обеспечить комплексную финансовую безопасность объединения. Унификация бюджетной политики положительно скажется на развитии объединения и его членов. Единая бюджетная политика создаст территорию, на которой будут унифицированы фискальные платежи, а векторы развития национальных экономик Союза будут согласованы.
Ключевые слова
Об авторах
Ар. А. ГоловинРоссия
Головин Артем Алексеевич, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. А. Головин
Россия
Головин Алексей Анатольевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории, регионалистики и правового регулирования экономики
ул. Станционная, д. 9, г. Курск 305044
О. И. Шинкарева
Россия
Шинкарева Ольга Игоревна, студент кафедры международных отношений и государственного управления
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Солодухина О. И. Евразийская экономическая интеграция: институциональные аспекты // Московский экономический журнал. 2021. № 1. С. 22. https://doi.org/ 10.24411/2413-046X-2021- 10056.
2. Зиновьев В. А. Гармонизация денежно-кредитной политики стран-участников ЕАЭС в период коронакризиса // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2021. № 1. С. 10‒14.
3. Вартанова М. Л. Необходимость обеспечения финансовой и экономической безопасности России в рамках ЕАЭС в условиях глобальной нестабильности // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 35(3). С. 80‒86. https://doi.org/10.24412/2309-4788-2021-11129.
4. Скавронская С. И., Иванова Я. Я. Эффективность и возможности развития бюджетных правил в государствах-членах ЕАЭС // Финансовая жизнь. 2020. № 2. С. 98‒101.
5. Федякина Л. Н. Финансовое положение стран-членов ЕАЭС: дефициты и профициты, возможности и риски // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2019. Т. 27, № 3. С. 492‒513. https://doi.org/10.22363/2313-2329-2019-27-3-492-513.
6. Пак Х. С., Ушакова Е. В., Борисова Т. А. Страны ЕАЭС: оценка экономической безопасности // Экономика и управление. 2020. Т. 26, № 5(175). С. 455‒463. https://doi.org/10.35854/1998- 1627-2020-5-455-463.
7. Молчанов И. Н., Молчанова Н. П. Государственное финансовое регулирование в период усиления глобальной нестабильности // Государственное управление. Электронный вестник. 2021. № 85. С. 84‒103.
8. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза. М., 2022. 546 с.
9. Яковлев И. А., Радионов С. А., Мухаметов О. Р. Экономика стран «пояса соседства» в условиях пандемии COVID-19 и особенности посткризисного восстановления // Экономика и управление. 2021. Т. 27, № 11. С. 878‒889.
10. Тарарышкин Ю. В. Финансовый механизм ЕАЭС в контексте экономической безопасности // Вестник Белорусского государственного экономического университета. 2020. № 2(139). С. 60‒69.
11. Ахаев А. А., Карпова К. Р. Политические и экономические инструменты обеспечения безопасности ЕАЭС // Научный альмонах ассоциации France ‒ Kazakhstan. 2020. № 2. С. 5‒14.
12. Солодухина О. И. Влияние пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на экспорт товаров и услуг из Российской Федерации // Вестник евразийской науки. 2021. Т. 13, № 6. С. 58.
13. Алексеев П. В. Особенности развития региональной валютно-финансовой интеграции в рамках ЕАЭС на современном этапе // Горизонты экономики. 2021. № 4(63). С. 88-96.
14. Налог на добавленную стоимость (НДС) в странах ЕАЭС // Baker Tilly. URL: https://www. beterra.ru/files/docs/EAEU-AV-tax.pdf (дата обращения: 21.01.2023).
15. О применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 26 процентов. URL: https://www.nalog.gov.by/news/12713/ (дата обращения: 22.01.2023).
16. Доходы бюджета. URL: https://budget.gov.ru/%D0%91%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0% B5%D1%82/%D0%94%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D1%8B?regionId=45000000 (дата обращения: 25.01.2023).
17. Особенности контроля таможенной стоимости таможенными органами в условиях функционирования Евразийского экономического союза / И. В. Минакова, Н. Е. Деркач, О. И. Солодухина, И. Г. Кузьмичева // Регион: системы, экономика, управление. 2021. № 4(55). С. 54‒61.
18. Чолбаева С. Д., Морозова О. В., Амангелдиева Б. К. Об обеспечении экономической безопасности в Кыргызской Республике // Сибирская финансовая школа. 2022. № 4(148). С. 134‒143.
19. Воркунова О. А. Внешние и внутренние угрозы безопасности стран ЕАЭС и проблемы миростроительства // Постсоветские исследования. 2021. Т. 4, № 8. С. 679‒694.
20. Ахмедзянов Р. Р., Воеводин В. А. Формирование финансового механизма ЕАЭС в контексте экономической безопасности // Естественно-гуманитарные исследования. 2022. № 41(3). С. 38‒ 42.
Рецензия
Для цитирования:
Головин А.А., Головин А.А., Шинкарева О.И. Финансовая составляющая экономической безопасности стран Евразийского экономического союза. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(2):24-38. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-24-38
For citation:
Golovin A.A., Golovin A.A., Shinkareva O.I. The Financial Component of the Economic Security of the Countries of the Eurasian Economic Union. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(2):24-38. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-24-38