Сравнительный анализ научно-образовательного и цифрового потенциала стран БРИКС и G7: выводы для систем государственного управления
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-39-52
Аннотация
Актуальность исследования состоит в необходимости оценки возможностей стран, входящих в международные альянсы БРИКС и G7, в условиях усиления факторов неопределенности и смещения центров глобального лидерства.
Цель исследования состоит в проведении комплексного сравнительного анализа показателей научно-образовательного и цифрового потенциала стран БРИКС и стран G7 для определения перспектив влияния двух международных альянсов стран на развитие мировой экономики.
Задачи: изучение показателей научно-образовательного потенциала стран БРИКС и G7; исследование составляющих цифрового потенциала стран БРИКС и G7; обоснование инструментария расширения научно-образовательного и цифрового потенциала стран для укрепления позиций БРИКС в мировой экономике.
Методология. Исследование базируется на использовании методов сбора статистической информации, сравнительного и экономического анализа, систематизации, графического метода.
Результаты. Анализ показателей научно-образовательного потенциала стран БРИКС и G7 показывает, с одной стороны, преимущество альянса развитых стран G7, а с другой ‒ явные лидерские задатки Китая, России и Бразилия в различных группах показателей, что определяет вероятность укрепления позиций данных стран и всего альянса БРИКС при реализации активной государственной политики в области образования и науки. Определено, что существующее отставание альянса БРИКС от группы стран G7 в части реализации цифрового потенциала во время пандемии сократилось, что создает предпосылки для укрепления развивающихся стран и достижения ими цифрового лидерства в мире.
Выводы. Сделан вывод о том, что усиление позиций стран БРИКС на мировой арене по показателю ВВП за последние 10 лет, а также наличие сильных элементов научно-образовательного и цифрового потенциала отдельных стран данного альянса, их укрепление в период пандемии сформировали предпосылки для занятия лидерских позиций альянсом в ближайшей перспективе.
Об авторах
C. D. ПономаревРоссия
Пономарев Сергей Валерьевич, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры бизнес-информатики и высшей математики
ул. Чижевского, д. 17, г. Калуга 248016
Н. М. Бухонова
Россия
Бухонова Надежда Митрофановна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита
ул. Карла Маркса, д. 67А, г. Воронеж 394036
Author ID: 283396
Л. Р. Сайфутдинова
Россия
Сайфутдинова Лиана Рифовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, анализа и учетных технологий
ул. Космонавтов, д. 1, г. Уфа 450044
Author ID: 427777
Ч. Р. Гараева
Россия
Гараева Чулпан Ришатовна, ассистент кафедры финансов, анализа и учетных технологий, ведущий специалист бухгалтерии
ул. Космонавтов, д. 1, г. Уфа 450044
Список литературы
1. New Paradigm of the Strategy of Advanced Development in the Digital Economy: Prerequisites, Contradictions and Prospects / E. Karpunina, M. Konovalova, E. Titova, B. Kheyfits, T. Sobolevskaya // Proceeding of the 35th IBIMA Conference, 1-2 April 2020. Seville, 2020. P. 2270‒2282.
2. Digital Inequality and Forms of its Appearance: a Comparative Analysis in the OECD and BRICS Countries / E. Karpunina, L. Magomaeva, G. Kochyan, S. Ponomarev, E. Borshchevskaya // Proceeding of the 37th IBIMA conference, 1-2 April 2021. Cordoba, 2021. P. 1028‒1040.
3. Современные подходы к обеспечению экономической безопасности государства и регионов в эру неопределенности: монография / под ред. Е. К. Карпуниной. М.: Русайнс, 2022. 306 с.
4. Оценка инновационного потенциала стран БРИКС и возможности его повышения / Е. В. Дробот, И. Н. Макаров, И. Е. Горелова, М. Ю. Евсин // Креативная экономика. 2021. Т. 15, № 8. С. 3169–3182.
5. Игнатов А. А. Цифровая экономика в БРИКС: перспективы многостороннего сотрудничества // Вестник международных организаций. Т. 15, № 1. С. 31–62.
6. Scientific and Educational Potential as a Factor in Ensuring the Economic Security of the State in terms of the Digital Development Intensification: Analysis and Assessment for the BRICS Countries / E. Yakovleva, O. Gorbunova, T. Oganesyan, O. Shurupova, E. Karpunina // Proceedings of the 36rd IBIMA conference, 4-5 November 2020. Granada, 2020. P. 8205‒8214.
7. Complex Mechanism of Interaction in the "School-University" System: Approaches to Performance Assessment / N. Kapustina, E. Karpunina, N. Rustamov, A. Yussuf, I. Rustamova // Proceedings of the 36rd IBIMA conference, 4-5 November 2020. Granada, 2020. P. 7220‒7228.
8. Матризаев Б. Д. Исследование сравнительной эффективности национальной инновационной системы и качества экономического роста: на примере сравнительного анализа стран ОЭСР и БРИКС // Вопросы инновационной экономики. 2019. № 3. C. 673–692.
9. Сафиуллин А. Р., Моисеева О. А. Цифровое неравенство: Россия и страны мира в условиях четвертой промышленной революции // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. Т. 12, № 6. С. 26–37.
10. Gillwald A. From digital divide to digital inequality: the connectivity paradox, 2017. URL: https://research ictafrica.net/publications/Other_publications/2017_Gillwald_From_digital_divide_to_ digital_inequality.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
11. Ковальчук А. П. БРИКС на пути создания новой мировой валютно-финансовой системы // Экономические отношения. 2015. № 4. С. 95–100.
12. Колесников В. В., Лапина Е. С., Сулеменова М. А. Особенности промышленной политики: опыт стран Европейского союза и БРИКС // Экономические отношения. 2018. № 3. С. 399–406.
13. Revinova S. E-commerce in BRICS: similarities and differences // International Journal of Economic Policy in Emerging Economies (IJEPEE). 2019. Vol. 12, N 4. P. 377‒390.
14. Бордачёв Т., Панова В., Суслов Д. БРИКС и пандемия соперничества. М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2020. 25 с.
15. Gross domestic product (GDP), Total, Million US dollars, 2000 – 2021. URL: https://data.oecd.org/gdp/gross-domestic-product-gdp.htm (дата обращения: 25.01.2023).
16. How much does your country invest in R&D. URL: http://uis.unesco.org/apps/visualisations/ research-and-development-spending/ (дата обращения: 25.01.2023).
17. Educational personnel by institution. URL: https://stats.oecd.org/Index.aspx?DataSetCode= MSTI_PUB# (дата обращения: 25.01.2023).
18. Наука. Технологии. Инновации: 2022: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, М. Н. Коцемир [и др.]. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 98 с.
19. Глобальный инновационный индекс 2020. Кто будет финансировать инновации. URL: https://www.globalinnovationindex.org/userfiles/file/reportpdf/GII_2020_KeyFindings_RU_web.pdf (дата обращения: 12.01.2023).
20. Place des Nations. CH-1211 Geneva Switzerland. 2018. URL: https://www.itu.int/en/ITUD/Statistics/Documents/publications/misr2018/MISR-2018-Vol-2-E.pdf (дата обращения: 25.01.2023).
21. ICT goods exports. Total, Million US dollars. URL: https://data.oecd.org/ict/ict-goodsexports.htm (дата обращения: 25.01.2023).
22. Исследование РАЭК: Экономика Рунета в эпоху COVID-19 ‒ растем и трансформируемся. URL: https://raec.ru/live/raec-news/11580/ (дата обращения: 12.01.2023).
23. Из-за пандемии совокупный ВВП стран БРИКС сократится более чем на 5%. URL: https://ac.gov.ru/news/page/iz-za-pandemii-sovokupnyj-vvp-stran-briks-sokratitsa-bolee-cem-na-5-26613 (дата обращения: 12.01.2023).
24. Что мешает российскому экспорту: результаты опроса предприятий. URL: https:// cbr.ru/StaticHtml/File/120062/analytic_note_apr21_dip.pdf (дата обращения: 12.01.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Пономарев C.D., Бухонова Н.М., Сайфутдинова Л.Р., Гараева Ч.Р. Сравнительный анализ научно-образовательного и цифрового потенциала стран БРИКС и G7: выводы для систем государственного управления. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(2):39-52. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-39-52
For citation:
Ponomarev S.V., Bukhonova N.M., Saifutdinova L.R., Garayeva C.R. Comparative Analysis of the Scientific, Educational and Digital Potential of the BRICS and G7 Countries: Conclusions for Public Administration Systems. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(2):39-52. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-39-52