Медиасфера как пространство взаимодействия пользователей социальных сетей
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-224-236
Аннотация
Актуальность. Одной из основных характеристик современного общества является развитие новых медиа как инструмента создания новых коммуникационных каналов для взаимодействия индивидов. В данном случае речь идет о медиасфере как пространстве взаимодействия пользователей социальных сетей.
Цель. На примере комментирования новостного контента пользователями социальных сетей авторы исследуют медиасферу как пространство их взаимодействия с целью уточнения основных имеющихся в данной области теоретических предпосылок и привлечения новых эмпирических данных.
Задачи: представить медиасферу как пространство взаимодействия пользователей социальных сетей, формирующуюся, в том числе, за счет комментирования новостного контента; описать тенденции развития медиасферы в данном контексте; охарактеризовать основные линии взаимодействия пользователей социальных сетей при комментировании новостного контента; раскрыть мотивацию вступления во взаимодействие под влиянием разных факторов.
Методология. В качестве методологической основы исследования выступает концепция медиасферы М. А. Буряк и связанные с ней теории медиадискурса, начиная с Т. Г. Добросклонской; теория новых медиа (Д. Скотт, Л. Сафко) и социальных сетей (Д. Барнс, Т. О`Рейли, С. А. Кравченко). Для решения поставленных задач авторами использовался метод интервьюирования контент-анализа, анализ вторичных данных, методы сравнения и аналогии.
Результаты. Для современного индивида распространение новостного контента в социальных сетях является наиболее удобным и эффективным способом получения информации в разных возрастных группах. В целом респонденты склонны доверять полученной из социальных сетей информации, однако в зону «риска» здесь попадает неструктурированная информация, содержащая фейки.
Выводы. Для развития медиасферы как пространства взаимодействия пользователей социальных сетей является актуальным адаптация каждого медиаресурса под отдельный канал коммуникации и появление феномена публичной коммуникации, который выражается в системе символов и знаков (комментарии, «лайки» и т. п.).
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. АндрияноваРоссия
Андриянова Татьяна Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, научный сотрудник
Researcher ID: F-2673-2018
ул. Сонина 4, г. Курск 305000
Я. П. Быканова
Россия
Быканова Яна Павловна, магистр социологии, специалист по организации обучения государственных и муниципальных служащих
ул. Сретенка 28/1, г. Москва 107045
Список литературы
1. Рвалов П. Н. Медиасфера в дискурсе эволюционирующих исследовательских программ // Философия и культура. 2017. № 9. С. 21–27. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2017.9.22046.
2. Нехаева Н. А. Социально-философский аспект исследования роли медиасферы в трансформации массового сознания: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новосибирск, 2009. 23 с.
3. Шкондин М. В. Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7, № 1. С. 177-186. https://doi.org/10.17150/2308-6203.2018.7(1).177–186.
4. Медиасфера: тенденции и перспективы развития: материалы I‒III научно-практических конференций / под ред. д-ра соц. наук, доц. А. А. Маркова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского
5. государственного экономического университета, 2016. 65 с.
6. Буряк М. А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. № 2. С. 200–212.
7. Добросклонская Т. Г. Медиадискурс как объект лингвистики и межкультурной коммуникации // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2006. № 2. С. 20–33.
8. Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. 479 с. 8. Hall S. Encoding / Decoding // Culture, Media, Language: Working Papers in Cultural Studies 1972–1979 (Cultural Studies Birmingham) / ed. by S. Hall. London: Hutchinson, 1980. P. 128–138.
9. Синельникова Л. Н. Стратегия приближения к адресату в современном медиатексте // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 13 (184). С. 253–261.
10. Scott D. M. The New Rules of Marketing and PR: How to Use Social Media, Blogs, News Releases, Online Video, and Viral Marketing to Reach Buyers Directly. New Jersey: Wiley, 2010.
11. Safko L., Brake D. K. The soсial media bible. New Jersey: Wiley, 2009.
12. Barnes J. A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.
13. O'Reilly T. What is Web 2.0: Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software // Communications & Strategies. 2007. N 1. Р. 16–37.
14. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М.: Экзамен, 2007. 622 с.
15. Андриянова Т. В. Исследовательский потенциал теории координированного управления смыслообразованием в управлении социальными процессами // Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений: материалы IV Междунар. науч.-практ. интернет-конф. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2019. С. 184–189.
16. Андриянова Т. В. «Общественный диалог» и его управленческие перспективы в коммуникационной теории У. Б. Пирса и В. Э. Кронена // Коммуникология. 2021. Т. 9, № 1. С. 151–159. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-1-151-159.
17. Андриянова Т. В. «Общественный диалог» в социокультурной среде и его управленческие перспективы в коммуникационной теории У. Б. Пирса и В. Э. Кронена (продолжение) // Коммуникология. 2021. Т. 9, № 2. C. 51–66. https://doi.org/10.21453/2311-3065-2021-9-2-51-66.
18. Татарова Г. Г. Методы социологического исследования: Социологический словарь / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Мосвичев. М.: Норма, 2008. 606 с.
19. Источники новостей и доверие СМИ. URL: https://www.levada.ru/2020/02/27/istochnikinovostej-i-doverie-smi/ (дата обращения: 04.03.2022).
20. Социальные сети в цифрах. URL: https://mediascope.net/upload/iblock/f97/18.04.2019_ Mediascope_Екаетрина%20Курносова_РИФ%202019.pdf (дата обращения: 04.03.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Андриянова Т.В., Быканова Я.П. Медиасфера как пространство взаимодействия пользователей социальных сетей. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(3):224-236. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-224-236
For citation:
Andriyanova T.V., Bykanova Y.P. The Media Sphere as a Space of Interaction Between Users of Social Networks. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(3):224-236. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-224-236