Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Человекоразмерность как принцип развития государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации публичного управления

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-224-235

Аннотация

Актуальность исследования детерминирована значительным ростом доли государственных и муниципальных услуг, оказываемых в электронном виде, что влечет за собой необходимость осмысления нового формата взаимодействия граждан и власти. Следует признать, что на сегодня базовые принципы такой интеракции требуют пересмотра, поскольку они не отвечают цифровым реалиям российского общества. Применение цифровых технологий должно быть направлено не только на повышение качества предоставляемых услуг населению, цифровизация должна стать инструментом решения ключевой задачи – улучшения качества жизни населения регионов, чего, на взгляд авторов, можно достичь за счет постепенного внедрения принципа человекоразмерности.

Целью публикации является определение принципов взаимодействия граждан и органов власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации публичного управления.

Задачи: определение на основе анализа нормативно-правовой документации декларируемых целей цифровизации государственного и муниципального управления; оценка экспертной рефлексии основных тенденций цифровизации государственного и муниципального управления.

Методология исследования построена на анализе нормативно-правовых источников, регламентирующих процесс перевода государственных и муниципальных услуг в цифровой формат, с целью определения государственного видения перспектив цифровизации системы управления, а также на фокус-групповых опросах, которые позволили оценить видение данных процессов со стороны экспертов.

Результаты исследования позволили определить, что основным направлением федеральной повестки цифровой трансформации является комплексное, проактивное решение жизненных ситуаций граждан и бизнеса через качественное предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном формате.

Выводы. Анализ ведёт к выводу, что в условиях цифровизации публичного управления основным принципом повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг должен стать принцип человекоразмерности.

Об авторах

В. В. Зотов
Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)
Россия

Зотов Виталий Владимирович, доктор социологических наук, профессор, профессор учебно-научного центра гуманитарных и социальных наук

Институтский пер., д. 9, Московская область, г. Долгопрудный 141701

Researcher ID: E-6506-2014



Е. И. Боев
Курская академия государственной и муниципальной службы
Россия

Боев Евгений Иванович, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры государственного, муниципального управления и права

ул. Станционная, д. 9, г. Курск 305044

Researcher ID: O-9863-2015



Список литературы

1. Дынник Д. И. Цифровизация системы государственного управления: проблемы и перспективы // Вестник Института мировых цивилизаций. 2021. Т. 12, № 4(33). С. 46‒55.

2. Левин А. И., Шошина В. И. Тенденции развития государственного управления в условиях цифровизации экономики // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. 2019. № 2. С. 5‒10.

3. Нестеренко Е. С., Примышев И. Н. Система государственного и муниципального управления в условиях цифровизации: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2020. № 4(28). С. 98‒105.

4. Цифровизация процессов государственного управления в Санкт-Петербурге: проблемы и перспективы / Т. Н. Селентьева, М. В. Иванова, М. В. Иванов, М. С. Кобышева // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 1 (54). С. 98‒105. https://doi.org/10.25683/VOLBI.2021.54.127.

5. Сорокина Г. П., Широкова Л. В., Астафьева И. А. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 2. C. 73‒83.

6. Харитов Д. А., Сибиряев А. С. Цифровизация в системе государственного и муниципального управления // Самоуправление. 2022. № 2(130). С. 847‒850.

7. Исаков Н. А. Цифровизация государственных услуг: современное состояние и перспективы // Экономика и предпринимательство. 2019. № 11. С. 1097‒1102.

8. Мытенков С. С., Собольков А. Б. Проблемы цифровизации государственных услуг // Бизнес. Общество. Власть. 2020. № 1(35). С. 107‒110.

9. Груздева М. А. Цифровизация государственных и муниципальных услуг: портрет регионального пользователя // Журнал исследований по управлению. 2021. Т. 7, № 5. С. 3‒13.

10. Муковнин М. А. Сбалансированная модель оценки эффективности цифровизации публичного управления // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 1. С. 232‒243.

11. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 09.01.2023).

12. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 г. № 601. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_129336/ (дата обращения: 09.01.2023).

13. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 09.01.2023).

14. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление»: утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 г. № 9. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 328938/ (дата обращения: 09.01.2023).

15. Перечень поручений по итогам конференции по искусственному интеллекту: утвержден Президентом РФ 31.12.2020 г. № Пр-2242. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_328938/ (дата обращения: 09.01.2023).

16. О Стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области на период с 2021 по 2024 годы: Постановление Администрации Курской области от 20.08.2021 г. № 880-па. URL: https://kursk.ru/upload/iblock/ 253/880_pa.pdf (дата обращения: 09.01.2023).

17. Об утверждении программы цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Курской области на период с 2022-2024 годы: Постановление Администрации Курской области от 28.12.2021 г. № 1490-па. URL: https://kursk.ru/ upload/iblock/d69/1490_pa.pdf (дата обращения: 09.01.2023).

18. О перечне массовых социально значимых государственных услуг Курской области и муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный формат: Постановление Администрации Курской области от 21.09.2021 г. № 964-па. URL: https://kursk.ru/upload/iblock/16d/964_pa.pdf (дата обращения: 09.01.2023).

19. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 509-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 372680/ (дата обращения: 09.01.2023).

20. Зотов В. В., Василенко Л. А. Цифровизация публичного управления: от клиентоориентированности к новой бюрократии // Социология в постглобальном мире: материалы Всероссийской научной конференции, XVI Ковалевские чтения, 17-19 ноября 2022 года / отв. ред.: Н. Г. Скворцов, Ю. В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2022. С. 386‒387.

21. Зотов В. В. Опасности и риски принятия решений системами искусственного интеллекта при оказании государственных услуг // Общество в поисках баланса: материалы XII Международной социологической Грушинской конференции, 23-27 мая 2022 г. / отв. ред. А. В. Кулешова. М.: Всероссийский центр изучения общественного мнения, 2022. С. 76‒80.

22. Проказина Н. В. Цифровая грамотность как основа диалога власти и населения в условиях пандемии // Цифровая социология. 2021. Т. 4, № 3. С. 36‒43. https://doi.org/10.26425/2658-347X2021-4-3-36-43.

23. Каменский Е. Г., Боев Е. И. Техногенная человекомерная система: тезисы по футурологии антропотехнической гибридизации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2014. № 4. С. 142‒149.

24. Асеева И. А. Социальные роли искусственного интеллекта. Часть 1. Этика человекомашинного взаимодействия в личной и государственной сферах // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 5. С. 278‒286. https://doi.org/ 10.21869/2223-1552-2022-12-5-278-286.


Рецензия

Для цитирования:


Зотов В.В., Боев Е.И. Человекоразмерность как принцип развития государственных и муниципальных услуг в условиях цифровизации публичного управления. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(2):224-235. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-224-235

For citation:


Zotov V.V., Boev E.I. Human-Sizedness as a Principle of Development of State and Municipal Services in the Context of Digitalization of Public Administration. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(2):224-235. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-224-235

Просмотров: 325


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)