Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Влияние религиозного мировоззрения на формирование системы образования

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-244-253

Аннотация

Актуальность. Образование в современном мире становится одной из сфер общественной жизни, где имеет проявление межрелигиозный православно-мусульманский диалог, способствующий интеграции социума. Различия и сходства в системах мусульманского и православного образования на всех его ступенях, начиная от дошкольного, и их отношения к науке позволяют оценить возможности такой интеграции.

Цель – провести сравнительный анализ особенностей мусульманского и православного образования в России.

Задачи: описать существующие взгляды православия и ислама на образование и науку в целом; рассмотреть светское и религиозное образование с точек зрения православного и мусульманского мировоззрения; оценить степень внедрения религиозного компонента в системы православного и мусульманского образования; определить сходства и различия мусульманского и православного образования на территории Российской Федерации.

Методология. Исследование проводилось на основе системного подхода в рамках структурного функционализма с применением универсальных научных методов, таких как анализ, сравнение, обобщение.

Результаты. В ходе изучения православной и мусульманской систем образования был проведен сравнительный анализ различных ступеней образовательного процесса, их религиозных особенностей и степени внедрения в образование религиозного компонента.

Выводы. В работе были определены существенные сходства мусульманского и православного религиозного мировоззрения относительно образования, выражающиеся в признании обоими религиями общепризнанных ценностей любви к природе, государству и другим людям. При этом в отношении науки между этими концепциями наблюдаются различия: православие, несмотря на свое уважительное отношение, видит в науке потенциальную опасность для человека; мусульманство же относится к науке как к высшему благу

Об авторах

О. А. Ветрова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Ветрова Оксана Александровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



О. О. Нишнианидзе
Юго-Западный государственный университет
Россия

Нишнианидзе Ольга Олеговна, кандидат социологических наук, доцент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



В. А. Афанасьева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Афанасьева Валерия Александровна, студент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Кулакова Б. Э. Межрелигиозный диалог христианской и мусульманской культур // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 1. С. 74‒84.

2. Ветрова О. А., Нишнианидзе О. О., Алексеенко А. И. Перспективы и направления построения единого образовательного пространства Союзного государства Россия ‒ Беларусь // Проблемы интеграции образовательных систем России и Беларуси в гуманитарном хронотопе постсоветского пространства: сборник научных статей, Курск, 01 октября 2015 года. Курск: Университетская книга, 2015. С. 38‒47.

3. Мирошникова Е. М. Религиозное образование в современной России: проблема дефиниции и тенденции развития // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2018. № 24 (273). С. 95‒102.

4. Хазиев В. С. История, философия, антропология и педагогика исламского образования новой России. Уфа: Изд-во Башкирского государственного педагогического университета, 2015. С. 274.

5. Калимуллин Р. Х. Модернизация трёхуровневой системы исламского образования // Фундаментальные исследования. 2015. № 2, ч. 5. С. 1051‒1056.

6. Зазий Д. А. Мусульманское образование в современной России // Вестник науки. 2020. № 11 (32). С. 18‒26.

7. Хабибуллина Г. Ю. Педагогическая система образования в исламе // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016. № 3(42). С. 31‒35.

8. Керимов Гасым Мамед Оглы. Ислам и наука // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2006. № 1-2. С. 83‒93.

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 12.01.2023).

10. Блинкова А. О. Религиозное образование в Российской школе и его «скрытый учебный план» // Символ науки. 2018. № 3. С. 48‒51.

11. Алфеев Г. В. Теология и преподавание религии в школе // Церковь и время. 2018. № 1(82). С. 19‒28.

12. Организация религиозного образования и катехизации в епархии. Правовая регламентация религиозно-образовательной деятельности // Православное образование. URL: https://pravobraz.ru/ organizaciya-religioznogo-obrazovaniya-i-katexizacii-v-eparxii-pravovaya-reglamentaciya-religioznoobrazovatelnoj-deyatelnosti/ (дата обращения: 12.01.2023).

13. Российские школьники чаще выбирают изучение этики, чем основ православия // ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/6659493 (дата обращения: 12.01.2023).

14. Ветрова О. А., Красильникова Т. Д. Экономический аспект образа благополучия Курской области: сравнительный анализ статистических показателей регионов Черноземья // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. № 2. С. 232‒244.

15. Крат А. В. Историко-педагогические предпосылки, условия и факторы открытия православных общеобразовательных школ в новейшей истории России // Вестник Православного СвятоТихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2022. № 64. С. 52‒64.

16. Дворниченко А. С. Воскресные школы: история и современность // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 1 (86). С. 9‒11.

17. Ветрова О. А., Ветров Р. В., Ельникова Г. А. Роль культуры и искусства в процессе формирования менталитета // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3- 2(42). С. 214‒219.

18. Дзюба А. В. Примечетские школы (мактабы) и медресе дореволюционном Дагестане // Духовное наследие мусульманских богословов в контексте проблем XXI века: материалы II Международной научно-образовательной конференции, Махачкала, 24–28 ноября 2020 года. Махачкала: АЛЕФ, 2021. С. 106‒110.

19. Плеханова Е. А. Будущее исламского образования в России: профессиональноличностные аспекты // Высшее образование сегодня. 2019. № 2. С. 51‒58.

20. Калимуллин Р. Х. Исламское образование в духовных образовательных организациях. Уфа: Изд-во Башкирского государственного педагогического университета, 2018. 301 с.

21. Шапошникова Т. Д., Зианшина Р. И. Интеграция исламского образования в систему светского отечественного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 3 (88). С. 22‒37.

22. Дмитриева Е. Л. Исламское образование в России: история и современность // Россия и мусульманский мир. 2018. № 4(310). С. 12‒17.


Рецензия

Для цитирования:


Ветрова О.А., Нишнианидзе О.О., Афанасьева В.А. Влияние религиозного мировоззрения на формирование системы образования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(2):244-253. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-244-253

For citation:


Vetrova O.A., Nishnianidze O.O., Afanas'eva V.A. The Influence of Religious Worldview on the Formation of the Education System. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(2):244-253. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-2-244-253

Просмотров: 516


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)