Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Социологический анализ внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-249-259

Аннотация

   Актуальность. Международная обстановка, увеличение многообразия военных конфликтов заставляют Российскую Федерацию поддерживать состояние Вооруженных cил на стабильно высоком уровне боевой готовности, что требует от системы военного образования высококачественной подготовки офицерских кадров, замотивированных на добросовестное исполнение своего военнопрофессионального долга. Важную роль в формировании мотивации военных профессионалов играет среда, внутри которых протекает жизнедеятельность военнослужащих.
   Цель ‒ всесторонний социологический анализ внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности.
   Задачи: уточнение теоретической сущности внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности; изучение организации воздействия на мотивацию курсантов внутренних факторов мотивационной среды; разработка классификации факторов мотивационной среды курсантов; исследование современного состояние организации внутренних факторов мотивационной среды курсантов.
   Методология. Теоретическую основу исследования составили идеи и взгляды известных социологов. Был использован системный подход в рамках структурного-функционализма, осуществлен анализ нормативно-правовой базы, связанной с проблематикой настоящей статьи, приведены эмпирические результаты авторского социологического исследования, подтвержденные вторичным анализом данных других социологических исследований.
   Результаты. Осуществлено теоретическое уточнение внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности, что позволило разработать авторскую классификацию внутренних факторов указанной среды. Вместе с тем эмпирически исследовано современное состояние внутренних факторы, а также выявлены проблемные вопросы.
   Выводы. Внутренние факторы мотивационной среды курсантов следует разделить на факторы-условия и факторы-активы, воздействие которых осуществляется на трех уровнях: институциональный, организационный и групповой. Грамотно выстроенная работа по организации воздействия данных факторов на мотивацию курсантов формирует положительную мотивационную среду, которая способствует обеспечению порядка, высокого уровня институциональной устойчивости военного вуза. В настоящее время среди внутренних факторов наиболее проблемными выступают организация досуга и отдыха курсантов.

Об авторе

Т. А. Терешонок
Военный университет имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации
Россия

Терешонок Татьяна Андреевна, младший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (военно-гуманитарных исследований)

Researcher ID: ABF-4156-2021 

ул. Большая Садовая 14, г. Москва 123001 



Список литературы

1. Parsons T., Platt G. M. The American university. Cambridge: Harvard University Press, 1973. P.10

2. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. Г. В. Осипова. М.: НОРМАИНФРА-М, 1998. 664 с.

3. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы. М.: РОССПЭН, 2002. 284 с.

4. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 732 с.

5. Парсонс Т. Социальная система. М.: Академический проспект, 2018. С. 19.

6. Терешонок Т. А. Мотивационная среда военного вуза: сущность, основные понятия и концепция исследования в рамках социологии управления // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021. № 4(64). С. 127-135.

7. Корф Н. А. Общее введение в стратегию, понимаемую в обширном смысле: Этюды по философии военных наук. СПб.: Типография Штаба отдельного корпуса жандармов, 1897. 128 с.

8. Барановский М. В., Беляев А. М., Бондалетов В. В. Военная социология: история, теория и практика: монография. М.: Издательство ВУ, 2018. 590 с.

9. Вершилов С. А. Методология социально-философского исследования военной безопасности: монография. Ульяновск: Зебра, 2017. 166 с.

10. Ткачев Р. В. Теоретические аспекты мотивации военно-профессиональной деятельности офицеров // Военный академический журнал. 2015. № 1(5). С. 104-110.

11. Министерство обороны Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://sc.mil.ru/social/money/soldiers_pay/salary/pay.htm (дата обращения 03.03.2022).

12. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 г. № 1495. URL: http://www.kremlin.ru>acts/bank/26528 (дата обращения: 29.03.2022).

13. Замполит вместо воспитателя // Известия. URL: https://iz.ru/781125/bogdan-stepovoialeksei-ramm-aleksei-kozachenko/zampolit-vmesto-vospitatelia (дата обращения 30.03.2022).

14. Коряковцева О. А. Гражданское общество и военно-социальная сфера современной России: перспективы партнерства // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика, 2017. № 1. С. 195-199.

15. Баранова И. В. Социальная инфраструктура как составляющая административного компонента социального потенциала региона // Журнал правовых и экономических исследований. 2019. № 4. С.153-157.

16. Терешонок Т. А. Структура процесса подготовки курсантов к военно-профессиональной деятельности: социолого-управленческий аспект // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2022. Т. 22, № 1. С. 85-89.

17. Галкин А. Н. Регуляция свободного времени курсантов в российских военных вузах: современное состояние и возможности оптимизации // Успехи современной науки. 2017. Т. 7, № 3. С. 21-25.

18. Гоффман Э. Тотальные институты: очерки о социальной ситуации психически больных пациентов и прочих постояльцев закрытых учреждений / под ред. А. М. Корбута. М.: Элементарные формы, 2019. С. 82.

19. Голубцов К. А. Проблемы военно-профессиональной ориентации и мотивации курсантов к обучению и дальнейшему прохождению службы в Вооруженных силах Российской Федерации в 2018 году // Военно-социологические исследования: сборник информационно-аналитических и методических статей. 2019. № 1 (63). С. 30-42.

20. Романов Н. Н., Романова Г. А., Шакирова Е. Ю. Система мотивации и планирование военной карьеры курсантами-вертолетчиками. Ульяновск: Зебра, 2018. 184 с.

21. Пихтелёв А. М., Абрамов А. П. Современное состояние уровня жизни российских военнослужащих: результаты эмпирического исследования // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 1. С. 164–175.


Рецензия

Для цитирования:


Терешонок Т.А. Социологический анализ внутренних факторов мотивационной среды курсантов военных вузов в процессе подготовки к военно-профессиональной деятельности. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(3):249-259. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-249-259

For citation:


Tereshonok T.A. Sociological Analysis of the Internal Factors of the Motivational Environment of Cadets Of Military Universities in the Process of Preparing for Military Professional Activity. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(3):249-259. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-3-249-259

Просмотров: 128


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)