Типология социальной ответственности крупного российского бизнеса в контексте ориентации на внутреннюю и внешнюю среду
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-6-146-160
Аннотация
Актуальность. Развитие корпоративной социальной ответственности в России во многом сдерживается из-за отсутствия явно выраженных рыночных и финансово-экономических преимуществ компаний, реализующих проекты и программы социальной и экологической направленности. Определение устойчивой взаимосвязи социальной ответственности компаний и финансовой результативности их деятельности ограничено не только сложностью измерения и различиями в инструментах оценки корпоративной социальной ответственности, но и составом исследуемых компаний, большой вариативностью их влияния на внутреннюю и внешнюю среду в зависимости от масштаба и вида экономической деятельности.
Цель – разработать эмпирическую типологию крупных российских компаний, основанную на оценке динамики финансовой результативности деятельности и ориентации корпоративной социальной ответственности на внутреннюю или внешнюю среду.
Задачи: обосновать выбор и проанализировать показатели, характеризующие финансово- экономическую результативность крупных российских компаний и их социальную ответственность в контексте ориентации на внутреннюю и внешнюю среду; провести сопоставления динамики финансово- экономического показателя компаний и их ориентации на внутреннюю и внешнюю сферу корпоративной социальной ответственности; выделить упорядоченные группы компаний и описать их признаки, позволяющие идентифицировать тип компании.
Методология. При проведении исследования использованы общенаучные методы и приемы: анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение и методы экономической науки: графический, статистический. Эмпирическую базу исследования составили годовые и нефинансовые отчеты крупных российских компаний нефтегазового, энергетического, горно-металлургического и телекоммуникационного секторов за период 2015-2018 гг.
Результаты. В результате сопоставления финансово-экономических показателей и ориентации корпоративной социальной ответственности на внутреннюю или внешнюю среду проанализированы схожие по ряду признаков группы компаний. Определены четыре типа компаний крупного российского бизнеса, характеризующихся преобладанием внешней, внутренней или сбалансированной направленности корпоративной социальной ответственности при высокой или умеренной скорости роста финансовой результативности.
Выводы. Наличие устойчивой взаимосвязи финансовых результатов и социальной ответственности компаний остается дискуссионным вопросом. Проведенный анализ и сопоставление ряда показателей финансово-экономической и социально-экологической сферы показало, что быстрорастущие компании в большей степени ориентированы на внешнюю среду, тогда как для умеренно растущих компаний характерна внутренняя направленность социальных программ и проектов или равнозначность внутренней и внешней среды. Значимым фактором ориентации на внутреннюю или внешнюю среду является принадлежность компании к определенному сектору.
Об авторах
Л. М. НикитинаРоссия
Никитина Лариса Михайловна, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления организациями
Университетская пл.1, г. Воронеж 394018
Д. А. Тюрина
Россия
Тюрина Дарья Александровна, магистрант
Университетская пл.1, г. Воронеж 394018
Список литературы
1. Трещевский Ю. И., Никитина Л. М., Свиридов А. С. Социализация бизнеса: историко-генетический и теоретический анализ // Регион: системы, экономика, управление. 2014. № 1(24). С. 35-42.
2. Белоусов К. Ю. Социальная ответственность и экономика: давление общественности и драйверы корпоративной социальной деятельности // Проблемы современной экономики. 2012. № 3. С. 90–92.
3. Бадыкова И. Р. Текущие проблемы, прогнозы и перспективы развития корпоративной социальной ответственности в России // Казанский экономический вестник. 2020. № 2 (46). С. 5-12.
4. Демушина О. Н., Коваленко Н. В. Корпоративная социальная ответственность в России: особенности российской модели // Бизнес. Образование. Право. 2014. № 4(29). С. 80-83.
5. Иванова А. А. Корпоративная социальная ответственность: отношения бизнеса и общества в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2(38). С. 34-38.
6. Паштова Л. Г., Комельков М. В. Социальная ответственность бизнеса: мировые тенденции и отечественные особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. Т. 8, № 8. С. 895-911.
7. Чудинов О. О. Современное состояние корпоративной социальной ответственности в России // Успехи современной науки. 2017. № 2. С. 53-55.
8. Чеглакова Л. М., Батаева Б. С., Мелитонян О. А. Характерные черты социальной ответственности и этики в организациях малого бизнеса в России // Российский журнал менеджмента. 2018. № 16. С. 63‒94. https://doi.org/10.21638/10.21638/11701/spbu18.2018.103.
9. Нефинансовая отчетность в России и мире: цели устойчивого развития – в фокусе внимания. Аналитический обзор за период 2017–2018 гг. / Е. Н. Феоктистова, Л. В. Аленичева [и др.]. М.: РСПП, 2019. 104 с.
10. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2012–2014 гг. / Л. В. Аленичева, Е. Н. Феоктистова, Н. В. Хонякова [и др.]. М.: РСПП, 2015. 136 с.
11. Ответственная деловая практика в зеркале отчетности: настоящее и будущее. Аналитический обзор корпоративных нефинансовых отчетов: 2015–2016 годы выпуска / Е. Н. Феоктистова [и др.]. М.: РСПП, 2017. 136 с.
12. Пантелеева Т. А. Специфика и закономерности влияния института корпоративного гражданства на экономический рост крупных промышленных структур // Экономика и социум: современные модели развития. 2018. Т. 8, № 2(20). С. 13-21.
13. Шлихтер А. Идейные основы и практики социально ориентированной деятельности корпораций и благотворительных фондов на Западе и в России // Общество и экономика. 2017. № 12. С. 76-91.
14. Абдуганиев Н. Н., Федоров М. В. Нефинансовая отчетность и подход к ее разработке как важнейшему элементу социальной политики российских компаний // Известия Уральского государственного экономического университета. 2014. № 2. С. 42-52.
15. Костин А. Современные тенденции развития КСО: новые вызовы и трансформации. URL: https://soc-otvet.ru/sovremennye-tendentsii-razvitiya-kso-novye-vyzovy-i-transformatsii/ (дата обращения: 11.09.2021).
16. Национальный Регистр и Библиотека корпоративных нефинансовых отчетов. URL: http://www.rspp.ru/simplepage/157 (дата обращения: 11.09.2021).
17. Никитина Л. М., Борзаков Д. В. Экспресс-оценка прогресса российских компаний в области корпоративной социальной ответственности: методические и прикладные аспекты // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. 2018. № 4 (29). С. 155-164.
18. Борзаков Д. В., Никитина Л. М. Управленческий контроль корпоративной социальной ответственности: нормативное, информационное и методическое обеспечение: монография. Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. 270 с.
19. Endovitsky D. A., Nikitina L. M., Borzakov D. V. Corporate social responsibility: comprehensive analysis // Laplage in Journal. 2021. Vol. 7, N 3A. P. 212-225. https://doi.org/10.24115/S2446-6220202173A1394p.212-225.
20. Ендовицкий Д. А. Никитина Л. М., Борзаков Д. В. Оценка корпоративной социальной ответственности российских компаний на основе комплексного анализа нефинансовой отчетности // Экономический анализ: теория и практика. 2014. № 8(359). С. 2-10.
Рецензия
Для цитирования:
Никитина Л.М., Тюрина Д.А. Типология социальной ответственности крупного российского бизнеса в контексте ориентации на внутреннюю и внешнюю среду. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(6):146-160. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-6-146-160
For citation:
Nikitina L.M., Tyurina D.A. Typology of Social Responsibility of Large Russian Business in the Context of Orientation to the Internal and External Environment. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(6):146-160. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-6-146-160