Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Онтологический статус художественного образа на примере актерской работы (I): проблема восприятия, синтез сознания и тела

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-6-290-299

Аннотация

Актуальность. С активным развитием современного искусства, включающего в себя новые области (в т. ч. современные технологии), все актуальнее вопрос: что является искусством? Чтобы очертить границы искусства, необходимо выяснить, имеют ли образы художественного творчества собственный онтологический статус или же являются лишь производными от комбинаций явлений внешней реальности. Мы обратимся к театральной практике, позволяющей выделить онтологические основания сценического образа.
Цель – определение онтологического статуса художественного образа посредством анализа проблемы восприятия, выявление взаимосвязи восприятия художественного образа с проблемой связи сознания и тела на примере актерской работы.
Задачи: осуществить анализ понятия «художественный образ»; показать взаимосвязь его онтологического статуса с проблемой восприятия; на примере сценического образа выявить важность взаимодействия тела и сознания при его создании.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались: историко-философский подход к проблеме восприятия, герменевтический метод, методология обобщенной телесности в работах театральных теоретиков.
Результаты: проведен историко-философский анализ проблемы восприятия; осуществлено приложение его результатов к ситуации восприятия художественного образа; выявлена связь восприятия и взаимодействия тела и сознания на примере сценического образа.
Выводы. В результате исследования выяснилось, что онтологический статус художественного образа предполагает единство его «вещности» и метафизической составляющей. Данное положение подтверждают исследования в области театра, демонстрирующие, что сценический образ предполагает синтез сознания и тела актера в момент театрального действа.

Об авторе

Т. А. Синицына
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Синицына Тамара Андреевна, соискатель

Ломоносовский просп. 27, корп. 4, г. Москва 119234



Список литературы

1. Борев Ю. Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1981. 399 с.

2. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1973. Т. 4. 667 с.

3. Буданов В. Г., Синицына Т. А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ // Культура и искусство. 2020. № 7. С. 13 - 28.

4. Буданов В. Г., Синицына Т. А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (II): Постнеклассика, темпоральность, рефлексия театральной игры // Культура и искусство. 2020. № 10. С. 49 - 66.

5. Буданов В. Г., Синицына Т.А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ // Культура и искусство. 2020. № 7. С. 13–28.

6. Декарт Р. Рассуждения о методе. М.: АСТ, 2019. 320 с.

7. Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания и другие сочинения. М.: Академический проект, Мир, 2016. 560 с.

8. Лейбниц Г. В. Монадология. М.: Рипол-Классик, 2018. 200 с.

9. Кант И. Критика чистого разума. М.: Эксмо, 2007. 736 c.

10. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. 431 с.

11. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976. 239 с.

12. Хайдеггер М. Исток художественного творения. М.: Академический проект, 2005. 526 с.

13. Гиренок Ф. И. Введение в сингулярную антропологию: монография. М.: Проспект, 2021. 304 с.

14. Гиренок Ф. И. Что такое человек? // Философия хозяйства. 2016. № 5. С. 165-174.

15. Гротовский Е. От бедного театра к искусству-проводнику // Искусство режиссуры XX век. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2008. 768 с.

16. Богданова П. Логика перемен. Анатолий Васильев: между прошлым и будущим. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 376 с.

17. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собрание сочинений: в 9 т. М.: Искусство, 1990. Т. 3. 511 с.

18. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве // Собрание сочинений: в 9 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1. 511 с.

19. Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы: в 2 ч. М.: Искусство, 1968. 644 с.


Рецензия

Для цитирования:


Синицына Т.А. Онтологический статус художественного образа на примере актерской работы (I): проблема восприятия, синтез сознания и тела. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(6):290-299. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-6-290-299

For citation:


Sinitsyna T.A. The Ontological Status of an Artistic Image on the Example of Acting (I): the Problem of Perception, Synthesis of Consciousness and Body. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(6):290-299. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-6-290-299

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)