Ценностные ориентации руководителя в социально-структурных отношениях в бизнес-сфере
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-212-223
Аннотация
Актуальность. Сегодня, когда Россия, как и весь мир, переживает беспрецедентные изменения во всех сферах жизни, особенно большие ответственность и нагрузка ложатся на плечи руководителя. Сталкиваясь с новыми реалиями, он начинает переоценивать не только эффективность бизнеса, но и свой подход к основным аспектам процесса управления: социальному воздействию, взаимодействию с персоналом и стратегиям.
Цель ‒ изучить систему ценностных ориентаций современного руководителя в социально-структурных отношениях в бизнес-сфере.
Задачи: выявить и описать ценностные ориентации современного руководителя посредством анализа основных компонентов опросника ценностей М. Рокича; оценить обоснованность использования системы ценностных ориентаций руководителя в условиях новых реалий четвертой промышленной революции, пандемии и экономических санкций.
Методология. В исследовании приняли участие 100 руководителей в возрасте 30 лет и старше, разного уровня и управленческого стажа. Им было предложено расположить терминальные и инструментальные ценности в порядке их значимости.
Результаты. Исследование показало, что, несмотря на различные возрастные, географические, профессиональные и личные данные, существуют лишь незначительные расхождения в системе ценностных ориентаций руководителей, а ценности, предложенные Рокичем, определяют их ценностно-смысловой аспект жизни и деятельности.
Выводы. Для того чтобы описанные ценности руководителя максимально полно отражали последние события и настроения в мире, автор предлагает дополнить их цифровыми ценностями, от которых напрямую зависит эффективность и конкурентоспособность в бизнесе, и дает свое определение этому «явлению».
Об авторе
Е. С. ГуренкоРоссия
Гуренко Елена Сергеевна, аcпирант кафедры социологии и рекламных коммуникаций
ул. Садовническая, д. 33/1, г. Москва 117997, Российская Федерация
Список литературы
1. Yoder-Wise P. S., Kowalski K., Sportsman S. The Leadership Trajectory: Developing Legacy Leaders-Ship. Elsevier Science, 2020. 241 p.
2. Принят десятый пакет ограничений против России, но ущерб от него в 10 раз меньше, чем от первого. URL: https://rg.ru/2023/02/27/stanciia-sankciia-konechnaia.html (дата доступа: 20.06.2023).
3. Тарасов И. В. Технологии индустрии 4.0: влияние на повышение производительности промышленных компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. № 2. С. 62‒69.
4. Гусаков В. Вызовы «Индустрии 4.0» и «Общества 2.0», или рассуждения по поводу новой цифровой реальности // Наука и инновации. 2019. № 12 (202). С. 4‒9.
5. Юдина М. А. Индустрия 4.0: перспективы и вызовы для общества // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 60. С. 197‒215.
6. Судас Л. Г., Юдина М. А. Управленческие императивы Индустрии 4.0. М.: Издательство Московского университета, 2021. 152 с.
7. Фомина А. В., Мухин К. Ю. Индустрия 4.0. Основные понятия, преимущества и проблемы // Экономический вектор. 2018. № 3 (14). С. 33‒38.
8. Пайн Дж., Гилмор Дж. Экономика впечатлений. М.: Альпина Паблишер, 2021. 384 с.
9. Castells M. The Rise of the network society. The information age: Economy, society and culture. Cambridge, MA; Oxford, UK: Blackwell, 1996. 566 p.
10. Зозуля Д. М. Цифровизация российской экономики и Индустрия 4.0: вызовы и перспективы // Вопросы инновационной экономики. 2018. № 1. С. 1‒14.
11. Черемных В. Ю., Яковлев Л. С. Новая парадигма управленческого мышления в условиях развития цифровой экономики // Вестник Поволжского института управления. 2019. Т. 19, № 2. С. 4‒13.
12. Gurenko E. S., Karpova E. H. Values and value orientations of a digital leader in the digital economy era // Digital Sociology. 2021. Vol. 4, N 4. P. 13‒17.
13. Гуренко Е. С., Карпова Е. Г. Ценности руководителя организации в условиях диджитализации // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Вектор – 2021): сборник материалов Всероссийской научной конференции молодых исследователей с международным участием. М.: Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), 2021. С. 24‒28.
14. Сибел Т. М. Цифровая трансформация. Как выжить и преуспеть в новую эпоху. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 257 с.
15. Этапы цифровой трансформации: через что вам придется пройти? URL: https://rb.ru/story/digital-transformation-stages/ (дата доступа: 05.07.2022).
16. Зарецкая В. Г., Соломко И. И. Цифровая экономика в России: измерения, прогноз развития // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. № 12 (5). С. 88‒105.
17. Русия Н. Т. Понятия и особенности ценностных ориентаций менеджеров // Международный научный журнал «Интернаука». 2017. Т. 1, № 1 (23). С. 74‒76.
18. Раненко А. А. Ценностные ориентиры россиян в условиях общественных трансформаций // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. № 12 (4). С. 221‒236.
19. Walker I. Multiple interpretations of the Rokeach value survey // The Journal of Social Psychology. 1993. N 133 (6). P. 797‒805.
20. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
21. Hu Q., Yao J., Zhang Z. Selecting people based on person-organisation fit: Implications for intrateam trust and team performance // Human Resource Management Journal. 2020. N 30 (3). P. 1‒18.
22. Шульгин М. В. Менталитет, ценности и ментальные программы в экономическом поведении // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2009. № 2 (38). С. 146‒151.
Рецензия
Для цитирования:
Гуренко Е.С. Ценностные ориентации руководителя в социально-структурных отношениях в бизнес-сфере. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(5):212-223. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-212-223
For citation:
Gurenko E.S. Leader’s Value Orientations in Social and Structural Relations of the Business Sphere. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(5):212-223. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-212-223