Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Информационно-экологическая медиагигиена как объект социологического анализа

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-6-187-199

Аннотация

   Актуальность. Широкое распространение современных информационно-коммуникативных технологий формирует особое пространство (медиаэкосистему). Особо значимым в реалиях расширения границ медиапространства культуры современного общества, в контексте взаимодействия человека и медиаэкосистемы становится обращение исследователей к проблеме определения основных принципов информационно-экологической медиагигиены, рассматриваемой в качестве способности социума противостоять деструктивному влиянию медиадискурса в эпоху постправды и связанной с изучением влияния СМИ на психическое и нравственное здоровье человека.

   Целью настоящей работы является социологический анализ информационно-экологической медиагигиены как одного из направлений противодействия рискам и опасностям современной медиасреды.

   Задачи: раскрытие сущности основных рисков и опасностей современной медиасреды; проведение анализа соотношения понятий «информационная гигиена» и «информационно-экологическая медиагигиена»; определение основных принципов информационно-экологической медиагигиены как со стороны современных социальных медиа (в первую очередь средств интернет-коммуникации), так и со стороны современных активных пользователей медиасреды (как медиапотребителей, так и медиапроизводителей).

   Методология. В статье применяются такие общенаучные методы, как сравнительный анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Исследование базируется на основных принципах системного и структурно-функционального подхода.

   Результаты. Приводятся результаты теоретико-методологического анализа феномена информационно-экологической медиагигиены. Определены основные принципы информационно-экологической медиагигиены как со стороны современных социальных медиа (в первую очередь средств интернет-коммуникации), так и со стороны современных активных пользователей медиасреды (как медиапотребителей, так и медиапроизводителей).

   Выводы. Современное медиапространство несет в себе масштабные риски и опасности, к которым в первую очередь можно отнести инфодемию и инфоксикацию. В связи с тем, что данные негативные явления имеют серьезные последствия для общества, особо важным становится определение принципов информационно-экологической медиагигиены, которые должны соблюдаться как со стороны современных социальных медиа, так и со стороны активных пользователей медиасреды (как медиапотребителей, так и медиапроизводителей).

Об авторе

В. А. Белкина
Юго-Западный государственный университет
Россия

Виктория Александровна Белкина, преподаватель

кафедра философии и социологии

305040

ул. 50 лет Октября, д. 94

Курск



Список литературы

1. Уразова С. Л. Экосистема медиа в проекции технологических инноваций // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2019. Т. 24, № 3. С. 477‒485.

2. Гримов О. А. Теоретико-методологические основания и инструментальные комплексы изучения современной медиаэкосистемы // Трансформация этической матрицы в цифровую эпоху : материалы научной онлайн-конференции с международным участием. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 57‒64.

3. Плотникова М. В. Soft skills социальной безопасности в эпоху постправды: медиагигиена // Mediaобразование: медиа как тотальная повседневность : материалы V Международной научной конференции / под редакцией А. А. Морозовой. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2020. С. 359‒363.

4. Белкина В. А. Основные направления исследования процесса взаимодействия человека и медиаэкосистемы // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения : сборник материалов ежегодного 62-го Международного научного форума : в 2 т. / отв. редактор А. А. Малышев. СПб.: Медиапапир, 2023. С. 96‒98.

5. Землянский А. В., Зубаркина Е. С. Откуда берется «инфодемия»: анализ ситуации в российских и зарубежных СМИ // Медиаисследования. 2020. № 7. С. 366‒371.

6. Сайфуллина А. М., Бажанов А. С. Информационная перегрузка как социально-психологическая проблема // Студенческая наука и XXI век. 2021. Т. 18, № 1-2 (21). С. 262‒264.

7. Ним Е. Г. Медиапространство: основные направления исследований // Медиа. Информация. Коммуникация. 2013. № 7. С. 1‒11.

8. Еремин А. Л. От стратегии информационного общества к информационной гигиене // Российская гигиена ‒ развивая традиции, устремляемся в будущее : материалы XII Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. М.: Дашков и К, 2017. С. 256‒259.

9. Богданова А. Н. Информационная гигиена: о сущности понятия // Основные проблемы естественных и математических наук : сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. Волгоград: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 52‒55.

10. Мухтори К. Необходимость медиагигиены в условиях поляризации информации (на примере социальных сетей на таджикском языке) // Вестник Таджикского национального университета. Серия филологических наук. 2020. № 4. С. 319‒324.

11. Полянина А. К. Реализации сетевых технологий в образовании и проблема медиазагрязнения информационного пространства // Перспективы развития высшей школы : материалы XVI научно-методической конференции / под ред. В. В. Пешко [и др.]. Гродно: Гродненский государственный аграрный университет, 2023. С. 148‒152.

12. Миронова Т. И. Экология личного медиапространства // Обществознание и социальная психология. 2022. Т. 9, № 39. С. 89‒94.

13. Алекян М. В., Ерицян А. Е. Эпоха господства информационных потоков и киберпротивостояний: как выстоять и «не заблудиться» // Регион и мир. 2022. Т. 13, № 1. С. 101‒104.

14. Соколова М. Е. Культура смарт-потребления: информационно-безопасностный аспект (к постановке проблемы) // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. Т. 4, № 35. С. 68‒99.

15. Берендеев М. В., Друкер М. М. Медиаэкология киберпространства как сфера безопасности потребления информации в российской интернет-среде // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. 2021. Т. 1, № 1. С. 109‒117.

16. Бэррон К., Меле Н., Московиц М. Ф. Больные, несчастные и глупые: как спасти людей от избыточного медиапотребления // Большие идеи. URL: https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/794860 (дата обращения: 17. 09. 2023).

17. Ньюпорт К. Цифровой минимализм. Фокус и осознанность в шумном мире. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 240 с.

18. Гримов О. А., Белкина В. А. Информационная эксклюзия в практиках медиаактивности: технологические, аксиологические и прагматические аспекты // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 6. С. 218‒230.

19. Пылькин А. А., Серкова В. А., Пылькина М. С. Проблема информационной гигиены и актуальность позднеантичной этики // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Т. 17, № 3. С. 399‒406.

20. Богданова А. Н. Роль информационной гигиены в дистанционном обучении взрослых // Образование через всю жизнь. Проблемы образования взрослых в Западно-Сибирском регионе : материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Омск: Полиграфический центр КАН, 2014. С. 222‒226.

21. Информационная гигиена: как не попасться в лапы злоумышленников // Tenchat. URL: https://tenchat.ru/media/1367360-informatsionnaya-gigiyena-kak-ne-popastsya-v-lapy-zloumyshlennikov (дата обращения: 17. 09. 2023).

22. Информационная гигиена // Центр гигиенического образования населения Роспотребнадзора. URL: https://cgon.rospotrebnadzor.ru/naseleniyu/zdorovyy-obraz-zhizni/informatsionnaya-gigiena/ (дата обращения: 17. 09. 2023).

23. Хорева Е. А. Что такое информационная гигиена. Принципы информационной гигиены // Информио. URL: https://www.informio.ru/publications/id8077/CHto-takoe-informacionnaja-gigiena-Principy-informacionnoi-gigieny (дата обращения: 17. 09. 2023).

24. Балановский В. В. Роль информационной гигиены в условиях санитарно-эпидемиологических ограничительных мер // Современные технологии и подходы в юридической науке и образовании : сборник материалов Международного научно-практического форума. Калининград: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, 2021. С. 360‒367.

25. Козлов А. В. Медиагигиена массово-информационного пространства в условиях специальной военной операции на Украине и военного положения // Военный академический журнал. 2023. Т. 3, № 39. С. 115‒120.

26. Основы медиагигиены: как сейчас читать СМИ, пользоваться соцсетями и не сойти с ума // Афиша Daily. URL: https://daily.afisha.ru/cities/22656-osnovy-mediagigieny-kak-seychas-chitat-smi-polzovatsya-socsetyami-i-ne-soyti-s-uma/ (дата обращения: 17. 09. 2023).

27. Горский Д. А. Медиагигиена и профилактика цифровой зависимости: основные проблемы и возможные направления решения // Корпоративные стратегические коммуникации: тренды в профессиональной деятельности : материалы III Международной научно-практической конференции. Минск: Белорусский государственный университет, 2020. С. 382‒387.

28. Гримов О. А., Белкина В. А. Индивидуальные стратегии медиаактивности интернет-пользователей // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 4. С. 38‒47.


Рецензия

Для цитирования:


Белкина В.А. Информационно-экологическая медиагигиена как объект социологического анализа. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023;13(6):187-199. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-6-187-199

For citation:


Belkina V.A. Information and Environmental Media Hygiene as an Object of Sociological Analysis. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2023;13(6):187-199. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-6-187-199

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)