Перспективы и тенденции цифровизации проектного управления в регионе
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-1-20-33
Аннотация
Актуальность. Цифровая трансформация на современном этапе в Российской Федерации представляется сложной и амбициозной задачей, успешная реализация которой зависит от адаптивности органов государственной власти к цифровым переменам и их перестройки к новым процессам принятия решений. Несмотря на то, что цифровые технологии одни из последних пошли в сектор государственного управления, их внедрение позволило ускорить процесс решения масштабных и оперативных задач. В качестве ключевого фактора устойчивого развития экономики Российской Федерации можно выделить повышение эффективности системы государственного и регионального управления. Его стабильность обеспечивается в результате формирования, законодательного закрепления и существования контроля реализации государственных программ. В этой связи цифровизация проектного управления имеет особую актуальность, так как оно является движущей силой развития регионов и используется в целях устранения диспропорций развития.
Цель – изучить перспективы и выявить тенденции цифровизации проектного управления в регионе. Задачи: рассмотреть понятия цифровизации и цифровой трансформации; выявить направления процесса цифровизации государственного управления на современном этапе в РФ; сформировать представления о программных продуктах, подлежащих внедрению в сектор государственного управления, и предложить направления дальнейшего развития процесса цифровизации сектора государственного управления проектной деятельностью.
Методология. В процессе изучения рассматриваемой тематики были использованы такие методы, как анализ, синтез, обобщение, логические, а также графические приемы обработки информации.
Результаты. Проектное управление регионом представляется перспективным и эффективным способом устранения дисбаланса регионального развития, поэтому внедрение специализированных программных продуктов с определенным потребностями функционалом является стратегической задачей.
Выводы. В целях совершенствования проектного управления региональным развитием предлагается к внедрению комплексный программный продукт. Дальнейшее развитие регионального проектного управления не представляется возможным без создания информационной системы общей направленности, позволяющей осуществлять единое управление по всем проектам региона.
Об авторах
Е. А. БессоноваРоссия
Бессонова Елена Анатольевна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, управления и аудита.
Ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Н. Д. Лопатина
Россия
Лопатина Наталья Дмитриевна - аспирант кафедры экономики управления и аудита.
Ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204: [ред. от 21.07.2020 г.]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 25.11.2023).
2. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: протокол от 04.06.2019 г. № 7: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854 (дата обращения: 25.11.2023).
3. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление»: протокол от 28.05.2019 г. № 9: [утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328938/ (дата обращения: 25.11.2023).
4. Vial. URL: https://vial.com/about-us/ (дата обращения: 05.11.2023).
5. Digital Government Transformation: Astructural Equation Modelling Analysis of Driving and Impeding Factors / L. Tangi, M. Janssen, M. Benedetti, Noci // International Journal of Information Management. 2021. N 4 (60). Р. 34‒49.
6. Цифровая трансформация в государственном управлении: коллективная монография / Н. Е. Дмитриева, А. Г. Санина, Е. М. Стырин [и др.]. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2023. 486 с.
7. Hafseld K. H., Hussein B., Rauzy A. B. An attempt to understand complexity in a government digital transformation project // International Journal of Information Systems and Project Management. 2021. N 9(3). P. 70–91.
8. Семенова И. С. Цифровое общество: новые вызовы // Наука, образование и культура. 2020. № 4. С. 33‒36.
9. Культура как атрибут цифровой трансформации / С. В. Фирсова, О. М. Данилина, А. А. Дашков, В. Ю. Показаньев // Цифровая социология. 2021. № 4(1). С. 4‒11. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2021-4-1-4-11.
10. Москвитина Н. В. Информационная культура муниципальных служащих // Социология. 2020. № 3. С. 211‒221.
11. Демидов А. Ю., Лукашев А. И. Отдельные подходы к цифровой трансформации государственного управления // Государственная служба. 2021. Т. 23, № 1. С. 28‒34.
12. Лопатина Н. Д., Лопатин С. С. Проектное управление в региональном развитии // Муниципальные образования регионов России: проблемы исследования, развития и управления: материалы V Всероссийской межведомственной научно-практической конференции с международным участием (г. Воронеж, 10-12 ноября 2022 г.) / под общ. редакцией Р. Е. Рогозиной. Воронеж: Цифровая полиграфия, 2022. С. 658‒661.
13. Лопатина Н. Д. Анализ эффективности проектного управления социально-экономическим развитием Курской области // Географические и экономические исследования в контексте устойчивого развития государства и региона: материалы IV Международной научно-практической конференции: в 2 т. / под общей редакцией Е. Г. Кошелевой. Донецк: Издательство Донецкого государственного университета, 2022. С. 220‒223.
14. Поподько Г. И. Выравнивание диспропорций территориального развития ресурсного региона на основе реализации инфраструктурных и инвестиционных проектов // Региональная экономика и управление. 2020. № 1 (69). С. 69‒84. https://doi.org/10.24412/1999-2645-2022-169-12.
15. Кудрявцев Е. М. Microsoft Project. Методы сетевого планирования и управления проектом. М.: ДМК Пресс, 2005. 240 с.
16. Спайдер Проджект. URL: http://www.spiderproject.com/ru/ (дата обращения: 05.11.2023).
17. 1С-Парус. URL: https://1c-p.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).
18. Oracle Primavera ‒ программа для управления проектами. URL: https://gantbpm.ru/oracleprimavera-programma/ (дата обращения: 05.11.2023).
19. Advanta. URL: https://promo.advanta-group.ru/promo/?utm_source=yadirect&utm_medium=cpc&utm_term=Advanta&utm_content=13545431196&utm_campaign=83593851%7C2023_Advanta_Nash_brend_Rossiya_Poisk&yclid=4004257521933221887 (дата обращения: 05.11.2023).
20. Центр электронного взаимодействия Курской области. URL: https://cev.rkursk.ru/ (дата обращения: 05.11.2023).
21. Автоматизированная информационная система «Проектное управление». URL: https://studylib.ru/doc/5013523/ais-«proektnoe-upravlenie (дата обращения: 05.11.2023).
22. Об автоматизированной информационной системе «Управление строительством региона»: постановление губернатора Курской области от 15.03.2023 г. № 89-пг. URL: https://riakursk.ru/files_1/89-pg.pdf (дата обращения: 05.11.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Бессонова Е.А., Лопатина Н.Д. Перспективы и тенденции цифровизации проектного управления в регионе. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(1):20-33. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-1-20-33
For citation:
Bessonova E.A., Lopatina N.D. Prospects and Trends of Digitalization of Project Management in the Region. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(1):20-33. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-1-20-33