Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Онтологический статус художественного образа на примере актерской работы (II): создание сценического образа

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-219-231

Аннотация

Актуальность. В данной работе мы продолжаем разрабатывать круг проблем, поднятых в первой статье, где показано, что онтологический статус художественного образа складывается из его «вещности», знаково-символической и метафизической составляющей. Актуальными проблемами для теории и философии театра являются разработка и обоснование процессов синтеза воображения и телесности актера на практике при воплощении сценического образа.

Цель ‒ на основе философско-методологического анализа театральной практики показать, что воплощение сценического образа в театральном действе возможно лишь при условии совместной предельной концентрации восприятия как актера, так и зрителя.

Задачи: на основе различных театральных концепций и идей квантово-синергетической антропологии рассмотреть становление сценического образа на практике; выявить взаимосвязь онтологического статуса этого образа с проблемой единства сознания и тела; выявить особенности зрительского восприятия игры и уникальные характеристики театральной практики как практики постнеклассической.

Методология. В процессе работы над исследованием использовались: историко-философский подход к проблемам восприятия и соотношения телесности и сознания; философская рефлексия; герменевтический метод; методология обобщенной телесности в квантово-синергетической антропологии.

Результаты. Введено понятие творческого порыва театрального действа как интерпретация концепции творческого порыва А. Бергсона в театральной практике. В результате исследования установлено, что полнота восприятия сценического образа преимущественно зависит от целостности состояний обобщенной телесности актера в актах «творческого порыва» театрального действа.

Выводы. Театральная постановка дает зрителю значительно меньшее пространство для свободы интерпретации (по сравнению с другими, несценическими видами искусства) в процессе захваченности общим действом, хотя, безусловно, не лишает его этой свободы полностью. Таким образом, онтологический статус сценического образа представляет собой целостность процессов обобщенной телесности актера и зрительского восприятия.

Об авторе

Т. А. Синицына
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Синицына Тамара Андреевна - соискатель кафедры философской антропологии,

Ломоносовский просп. 27, корп. 4, г. Москва 119234



Список литературы

1. Буданов В. Г., Синицына Т. А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности: От антропологии театра к очеловечиванию искусственного интеллекта, проблема границ // Культура и искусство. 2020. № 7. С. 13‒28.

2. Буданов В. Г., Синицына Т. А. Квантово-синергетическая онтология обобщенной телесности (II): Постнеклассика, темпоральность, рефлексия театральной игры // Культура и искусство. 2020. № 10. С. 49‒66.

3. Синицына Т. А. Онтологический статус художественного образа на примере актерской работы (I): проблема восприятия, синтез сознания и тела // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021, Т. 11, № 6. С. 290-299.

4. Фаликман М. В. Когнитивная наука в XXI веке: организм, социум, культура // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 3. С. 31–37.

5. Varela F. J., Thompson E., Rosch E. The embodied mind: Cognitive science and human experience. Cambridge: The MIT Press, 1991. 308 р.

6. Lakoff G., Johnson M. Philosophy in the flesh: the embodied mind and its challenge to western thought. New York: Basic books, 1999. 640 p.

7. Джеймс У. Воля к вере. М.: Республика, 1997. 431 с.

8. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: Харвест, 1999. 1408 c.

9. Блауберг И. И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-традиция, 2003. 672 с.

10. Бергсон А. Избранное: Сознание и жизнь. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 399 с.

11. Одушевленный ландшафт / А. С. Белорусц, С. В. Березин, В. А. Петровский [и др.]. СПб.: Алетейя, 2021. 254 c.

12. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005. 880 c.

13. Буданов В. Г. Как возможна квантово-синергетическая антропология // Телесность как эпистемологический феномен / под ред. И. А. Бесковой. М.: ИФ РАН, 2009. С. 55-70.

14. Аршинов В. И., Буданов В. Г., Квантово-сложностная парадигма. Междисциплинарный контекст. Курск: Университетская книга, 2015. 136 с.

15. Розин В. М. Визуальная культура и восприятие: Как человек видит и понимает мир. 6-е изд. М.: ЛЕНАНД, 2016. 272 c.

16. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976. 239 с.

17. Буткевич М. М. К игровому театру. М.: Российская академия театрального искусства ГИТИС, 2010. 703 c.

18. Чехов М. А. Литературное наследие: в 2 т. М.: Искусство, 1986. 559 c.

19. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М.: Высшая школа, 1992. 191 c.


Рецензия

Для цитирования:


Синицына Т.А. Онтологический статус художественного образа на примере актерской работы (II): создание сценического образа. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(1):219-231. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-219-231

For citation:


Sinitsyna T.A. The Ontological Status of an Artistic Image on the Example of Acting (II): Creation of a Stage Image. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(1):219-231. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-1-219-231

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)