Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Оценка внешней социальной активности российских страховщиков на современном этапе развития страхового рынка

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-153-161

Аннотация

Актуальность исследования связывается с задачей активизации продвижения принципов и идей корпоративной социальной ответственности в среде страхового сообщества, способствующей становлению цивилизованного социального развитого общественного пространства.

Цель исследования – оценить степень внешней социальной активности российских страховщиков на современном этапе развития страхового рынка.

Задачи: установить долю страховых компаний, участвующих во внешних социально ориентированных проектах и мероприятиях; выявить наиболее распространенные формы их внешней социальной активности; оценить уровень осведомленности потенциальных получателей страховых услуг об участии страховщиков в социально ориентированных мероприятиях, выявить их отношение к подобным практикам.

Методология. В основе исследования – контент-анализ фактологического материала инвариантных источников и результатов проведенного социологического опроса. Выполнение поставленных задач обеспечивалось обращением к общенаучным методам обобщения, интерпретации данных и их анализа.

Результаты. Доля страховщиков, участвующих в реализации социально ориентированных проектов и мероприятий в настоящее время, крайне мала. Только около 20 % страховых организаций демонстрируют последовательную активную внешнюю социальную деятельность масштабных проектов единицы. Наиболее распространенными объектами социального отклика являются спорт, культура и интересы населения, нуждающегося в социальной защите. Осведомленность населения о подобных практиках крайне низка, что способно оказать влияние на отношение к компании, но не настолько сильно, чтобы это сказалось на формируемых партнерских отношениях в области страхования.

Выводы. Страховой рынок демонстрирует пассивность большей части страховых организаций в участии в социальной жизни общества, выходящей за пределы проблем минимизации рисков. Достаточно часто причастность к тренду ведения социально ответственного бизнеса лишь декларируется. Ставится задача повышения социальной активности страховщиков не только как этического аспекта присутствия в социально-экономическом пространстве, но и способа удовлетворения ожиданий со стороны потенциальных получателей страховых услуг и общества в целом.

Об авторе

М. Н. Степанова
Байкальский государственный университет
Россия

Степанова Марина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и финансовых институтов, 

ул. Ленина 11, г. Иркутск 664003



Список литературы

1. Полякова А. Г. Правовой анализ институционального механизма корпоративной социальной ответственности российских промышленных предприятий // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 1. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(1).11.

2. Бахматова Т. Г., Самбаева Ц. Б. Роль СМИ в продвижении концепции корпоративной социальной ответственности банков // Baikal Research Journal. 2019. Т. 10, № 2. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2019.10(2).3.

3. Бахматова Т. Г., Самбаева Ц. Б. Корпоративная социальная ответственность в банковской сфере: проблемы и перспективы // Global & Regional Research. 2019. Т. 1, № 2. С. 361-366.

4. Ахвледиани Ю. Т. Страховой бизнес как элемент устойчивого развития национальной экономики // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2018. № 3 (99). С. 92-98.

5. Мазаева М. В. Экономическое поведение участников страхового рынка: социологический подход к изучению // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011. № 1 (101). С. 44-51.

6. Бушуева М. В. Благотворительная и спонсорская деятельность ведущих российских страховых компаний как способ реализации социальной ответственности бизнеса // Вестник университета. 2010. № 6. С. 38-41.

7. Воронцов П. Г. Развитие модели российской корпоративной социальной ответственности на примере крупной корпоративной структуры // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16, № 1 (460). С. 160-173.

8. Карпухина Е. Е. Социальная ответственность российского бизнеса: исторический опыт и современное состояние // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-2. С. 53-56.

9. Былков В. Г., Былкова Т. В. Социальная ответственность страхования профессиональных рисков // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 1. С. 12.

10. Милинчук Е. С. PR как инструмент формирования имиджа страховой компании // Страхование в эпоху цифровой экономики: проблемы и перспективы: сборник трудов XIX Международной научно-практической конференции (г. Йошкар-Ола, 5–7 июня 2018 г.): в 2 т.; отв. ред. Е. В. Злобин, Т. В. Сарычева. Йошкар-Ола: Издательство Марийского государственного университета, 2018. Т. 1. С. 243-247.

11. Хитрова Е. М., Попова Е. С. К вопросу оценки эффективности маркетинговой деятельности страховой организации // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27, № 1. С. 50–58. https://doi.org/10.17150/2500-2759.2017.27(1).50-58.

12. Шахова И. Социальная ответственность страховых компаний ‒ корпоративный аспект // Экономические системы. 2013. № 2. С. 48-51.

13. Сорокина Е. А. Тренды корпоративной социальной ответственности бизнеса в России // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. №. 9 (431). С. 182-188.

14. Методические основы управления корпоративной социальной ответственностью / О. Б. Зильберштейн, Т. Л. Шкляр, Н. А. Ершова, Е. И. Руцкий // Интернет-журнал «Науковедение». 2017. Т. 9, № 1. С. 6.

15. Измайлова М. А. Деловая репутация как фактор повышения конкурентоспособности компаний // Фотинские чтения. 2018. № 1. С. 394-399.

16. Алешкина О. В. Социально ответственное поведение как основа развития современной компании // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). 2017. № 1 (34). С. 97-100.

17. Кузменко Ю. Г., Балдина Ю. А. Характерные признаки социально ответственного поведения субъектов предпринимательства // Вестник евразийской науки. 2018. Т. 10, № 6. С. 66.

18. Медяник О. В. Лонгитюдное исследование отношения российских граждан к институтам страхования и инвестирования // Психология. Психофизиология. 2018. Т. 11, № 2. С. 28-36.

19. Сплетухов Ю. А. Отношение граждан России к страховым услугам: аналитический обзор // Финансовый журнал. 2019. № 1 (47). С. 66-75.

20. Бахматов С. А., Орхокова Н. О. Лояльность покупателей к бренду и ее влияние на конкурентоспособность страховой компании // Baikal Research Journal. 2014. № 4. С. 16.


Рецензия

Для цитирования:


Степанова М.Н. Оценка внешней социальной активности российских страховщиков на современном этапе развития страхового рынка. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(2):153-161. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-153-161

For citation:


Stepanova M.N. Assessment of the External Social Activity of Russian Insurers at the Present Stage of Insurance Market Development. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(2):153-161. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-2-153-161

Просмотров: 84


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)