Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Содержательные аспекты поведения потребителей в условиях санкционного давления на экономику РФ

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-30-47

Аннотация

Актуальность. Санкционное давление на экономику Российской Федерации является одним из важнейших факторов, влияющих на поведение потребителей и их потребительские предпочтения. В условиях санкций множество социальных, экономических и политических аспектов оказывают влияние на поведение потребителей, исходя из которых возникают новые потребительские тенденции и изменения в их поведении.

Цель – исследовать содержательные поведенческие аспекты поведения потребителей в условиях санкционного давления на экономику РФ.

Задачи: изучить изменения в предпочтениях потребителей в связи с глобальным кризисами; проанализировать изменения в поведении потребителей в зависимости различных факторов и динамику цен как фактора потребительского поведения; исследовать влияние когнитивных искажений на содержательные поведенческие аспекты потребителей; предложить концепцию бизнес-планов компаний в соответствии с новыми ожиданиями потребителей.

Методология. В процессе исследования были использованы общенаучные методы логического и статистического анализа, полевые исследования, а также качественный и количественный анализ.

Результаты. Анкетирование показало, что потребители стали более бережливыми и выбирают отечественные бренды с целью экономии денежных средства, исследование влияния когнитивных искажений на потребителей ‒ что общество склонно к пессимистичному настрою в плане принятия новых отечественных продуктов и брендов.

Выводы. Бизнес-план в условиях санкционного давления, направленный на новизну продукта и его эффективность, поможет компаниям продвигать свои товары и услуги на российском рынке в период санкционного давления. Ориентирование на изменение объекта покупки, места покупки (по возможности онлайн-торговля), сроков и методов закупки в соответствии с новыми мотивами и ожиданиями клиентов даст преимущество компаниям в условиях нестабильности рынка и меняющихся поведенческих аспектов потребителей.

Об авторах

Ю. С. Положенцева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Положенцева Юлия Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, 

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



И. О. Логвинова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Логвинова Ирина Олеговна, магистр кафедры региональной экономики и менеджмента, 

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Поведенческая и экспериментальная экономика / Н. И. Ларионова, Ю. А. Варламова, Ю. Л. Одинцова, И. А. Кабашева. Казань: Издательство Казанского университета, 2022. 112 с.

2. Нариманова О. В. Поведенческая экономика: интеграция и синергия экономики и психологии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11, № 3(42). С. 205‒218.

3. Дубровин И. А. Поведение потребителей. 4-е изд. М.: Дашков и К, 2012. 312 с.

4. Рынок коммерческой недвижимости. Международные бренды, исследование // IBC Real Estate. URL: https://ibcrealestate.ru/upload/iblock/05c/871727rk96cvhxvs20mujr8xvyu wfz6i/IBC-RealEstate_Mezhdunarodnye-brendyVS-Rossiiskie-brendy.pdf (дата обращения: 17.05.2024).

5. Интернет-исследования. Тренды и ключевые цифры. URL: https://adindex.ru/assets/specprojects/content_presentation/2023_12/318117_presentation.pdf (дата обращения: 17.05.2024).

6. Репникова В. М., Макарова Ю. А. Роль поведенческой экономики во время пандемии COVID19 // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2023. № 3. С. 162‒166.

7. Карта санкций. URL: https://www.sanctionsexpert.com/map (дата обращения: 17.05.2024).

8. Селиверстов А. Д. Поведенческая экономика как современный инструмент оценки рынка // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2023. Т. 22, № 4. С. 42‒47.

9. Битнер М. Дж. Сфера услуг. Справочник по маркетингу и менеджменту услуг. Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж, 2000. С. 37‒49.

10. Информационный портал для бухгалтеров МСП. Размер МРОТ в 2024 году. URL: https://www.buhsoft.ru/article/4562-razmer-mrot-s-1-yanvarya-2024-goda-tablitsa-po-regionam (дата обращения: 17.05.2024).

11. Управленческий инструментарий социально-экономической трансформации / А. Е. Плахин, С. В. Новиков, И. Н. Ткаченко [и др.]. М.: Научно-издательский центр ИНФРА-М, 2023. 315 с.

12. Сунякина А. Ю. Поведенческая экономика: факторы, искажающие способность к рациональному поведению индивидуума // Шаг в науку. 2023. № 4. С. 123‒126.

13. Когнитивные искажения и причины их возникновения. URL: https://spb.hse.ru/ixtati/news/532827934.html (дата доступа: 17.05.2024).

14. Черненко В. А., Малаховский О. В. Роль поведенческих факторов в финансовой безопасности национальной экономики // Проблемы информационной безопасности социально-экономических систем: труды X Международной юбилейной научно-практической конференции, г. Симферополь, 15–17 февраля 2024 г. Симферополь: ИП Зуева Т. В., 2024. С. 83‒84.

15. Иванов Д. Прогнозирование воздействия вспышек эпидемий на глобальные цепочки поставок: анализ на основе моделирования случая вспышки коронавируса (COVID19/SARS-CoV-2). URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7147532/ (дата обращения: 17.05.2024).

16. Бутенко Н. А. Ажиотажный спрос в условиях пандемии COVID-19 в России и мире: 3 кейса поведенческой экономики // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 6. С. 280‒286.

17. Логвинова И. О., Бабич Т. Н. Особенности составления бизнес-плана для предприятия строительной отрасли в трансформационных условиях // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов и систем регионального и муниципального управления. Курск: Университетская книга, 2021. Т. 2. С. 303‒307.

18. Белов Г. Л. Прикладные аспекты поведенческой экономики в региональном управлении // Педагогика и образование: вызовы и перспективы: электронный сборник статей по материалам внутривузовской научно-практической конференции для преподавателей и обучающихся в рамках проводимых в университете Дней российской науки, г. Чебоксары, 01 февраля – 01 июня 2022 г. / отв. ред. А. А. Кириллов. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 371‒375.

19. Шевченко О. В. Принципы поведенческой экономики и их применение в условиях цифровизации // Проблемы современной экономики: глобальный, национальный и региональный контекст. Гродно: Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 2023. С. 236‒244.

20. Дершень В., Пархименко В. Концепции поведенческой экономики в маркетинге // Наука и инновации. 2022. № 3(229). С. 53‒59.


Рецензия

Для цитирования:


Положенцева Ю.С., Логвинова И.О. Содержательные аспекты поведения потребителей в условиях санкционного давления на экономику РФ. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(4):30-47. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-30-47

For citation:


Polozhentseva Yu.S., Logvinova I.O. Substantive behavioral aspects of consumer behavior in the conditions of sanctions pressure on the Russian economy. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(4):30-47. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-30-47

Просмотров: 148


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)