Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Творческая самореализация личности в образовательной среде университета

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-261-274

Аннотация

Актуальность. В современном мире молодежь отвечает за многие сферы общества, в том числе за развитие культуры и поиск инновационных путей функционирования общества. Творческая деятельность при этом не только является формой самовыражения и реализации личностных потребностей, но и становится важным фактором развития экономики и общества в целом. Стимулирование творческой активности имеет достаточно высокую актуальность в современном обществе, поскольку сама творческая деятельность является ключевым компонентом развития инноваций и прогресса в различных сферах.

Цель – теоретически обосновать и эмпирически определить роль творчества в процессе самореализации личности в образовательной среде университета.

Задачи: охарактеризовать теоретические подходы к исследованию самореализации личности в творческой деятельности; раскрыть основные инструменты и способы стимулирования творческой активности личности в образовательной среде университета; представить традиционные и инновационные практики творческой самореализации личности.

Методология: теоретическую и методологическую основу исследования составили философские, социологические, психологические и педагогические подходы, раскрывающие сущность творчества и его функциональную нагрузку.

Результаты. Образовательная среда университета признается значимым фактором, стимулирующим процесс постижения новых знаний и повышающим уровень творческой самореализации студентов. Большинство студентов осознают важность творческой самореализации в процессе обучения в вузе, но не всегда удовлетворены уровнем ее реализации.

Выводы. Комплексный характер реализуемых в университете мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала личности, обеспечивает эффективную ее самореализацию. Творческая обстановка, создаваемая на учебных занятиях и в рамках внеучебной деятельности, служит определенным импульсом к развитию творческих способностей обучающихся, трансформации их взглядов на жизнь, помогает в осознании и раскрытии личностного потенциала для профессионального роста и саморазвития.

Об авторах

А. П. Абрамов
Юго-Западный государственный университет
Россия

Абрамов Александр Петрович, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии, 

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Е. В. Шенюк
Юго-Западный государственный университет
Россия

Шенюк Екатерина Витальевна, магистрант кафедры философии и социологии,

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Абрамов А. П. Теория, методология и методы исследования творческого потенциала личности в системе довузовского военного образования: монография. Курск: Учитель, 2008. 204 с.

2. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. 80 с.

3. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. 159 с.

4. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности (основы педагогики творчества). Казань: Издательство Казанского университета, 1988. 238 с.

5. Рындак В. Г. Внеучебная проектная научно-познавательная деятельность школьника: методика организации (с использованием языка программирования Scratch). М.: Дом педагогики, 2010. 251 с.

6. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников. Методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000. 320 с.

7. Некрасова Н. А. Тематический философский словарь. М.: Издательство Российского университета транспорта, 2008. 164 с.

8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. 542 с.

9. Давыдов Ю. Н. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. М.: Наука, 1980. 264 с.

10. Социология: теория, история, методология / под ред. Д. В. Иванова. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. 480 с.

11. Шубкин В. Н. Социология и общество: научное познание и этика науки: монография. М.: ЦСПиМ, 2010. 424 с.

12. Хохлова Д. А. Креативная педагогика как инновационная отрасль и условие развития креативности обучаемого // Наука. Инновации. Технологии. 2013. № 2. С. 223-232.

13. Абрамов А. П., Осадчая Г. И. Социокультурный подход к проблеме модернизации среднего специализированного военного образования: диалектика традиционного и современного // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 2 (19). С. 184-190.

14. Погорелая Т. С. Соотношение понятий «творчество» и «креативность»: сходства и различия // Достижения науки и образования. 2018. Т. 1, № 8 (30). С. 83–85.

15. Зорин С. С. Формирование творческих способностей // Искусство и образование. 2006. № 3. С. 26-39.

16. Заварина С. Ю., Грибкова Г. И., Ганьшина Г. В. Социокультурное проектирование как средство профессионального самоопределения подростков // Антропологическая дидактика и воспитание. 2023. Т. 6, № 1. С. 161–172.

17. Харитонова С. А., Данилова В. Е. Творческая самореализация студентов (на примере Бурятского республиканского педагогического колледжа) // Научное обозрение: актуальные вопросы теории и практики: сборник статей X Международной научнопрактической конференции, г. Пенза, 10 марта 2024 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2024. С. 163–166.

18. Азарова Р. Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи // Педагогика. 2005. № 1. С. 27–32.

19. Фролов А. С., Дмитриева Е. М. Формирование творческой индивидуальности молодёжи средствами инновационных технологий на занятиях эстрадным вокалом // Актуальные проблемы и современные тренды науки, культуры, искусства в творческом образовании: сборник статей. М.: Учебный центр «Перспектива», 2021. С. 297–301.

20. Михайлова Л. А., Шилина Н. А. Самореализация взрослого человека в процессе творческой деятельности // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 2. С. 75–78.


Рецензия

Для цитирования:


Абрамов А.П., Шенюк Е.В. Творческая самореализация личности в образовательной среде университета. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(4):261-274. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-261-274

For citation:


Abramov A.P., Shenyuk E.V. Creative self-realization of the individual in the educational environment of the university. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(4):261-274. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-4-261-274

Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)