Социальная активность личности спортсмена: социокультурная методология исследования
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-191-201
Аннотация
Актуальность. Изучение личности спортсмена предполагает в первую очередь исследование ее социокультурной природы и структуры. Несмотря на длительность научного дискурса относительно сущности и структуры личности, отсутствует единый подход в контексте социокультурной интерпретации данной категории в спорте. Тем не менее каждое из определений личности, представленное в научных источниках и поддержанное соответствующими исследованиями, имеет значение и должно быть учтено при стремлении к наиболее полному пониманию личности. В свою очередь ни одна из методик не может предоставить полную характеристику спортсмена. Каждая из них лишь отражает отдельный аспект его способностей, личностных качеств и черт. Поэтому важно использовать все методики в комплексе, чтобы помочь тренерам, практикам и педагогам в организации воспитательной работы, тренировочных процессов и индивидуального подхода в обучении.
Цель – охарактеризовать общую методологию и методы изучения личности спортсмена в контексте социокультурного знания.
Задачи: определить концептуальную основу социологического изучения личности спортсмена; представить методики по ее изучению; установить направления их применения.
Методология. Методологический дизайн исследования базируется на использовании философских, социокультурных и педагогических концепциях и подходах.
Результаты. Социальная активность личности спортсмена во многом определяется тем, насколько эффективно задействованы социокультурные подходы в ее социализации. Желаемый результат возможен при задействовании всего арсенала средств, методов и специальных упражнений.
Выводы. На современном этапе развития социологии спорта социокультурная методология становится определяющей при изучении различных аспектов становления и формирования личности спортсмена. Научная обусловленность использования специальных методов ее изучения связана с конкретным результатом, который должен быть достигнут спортсменом в том или ином виде спорта. Комплексное использование методов социальной диагностики личности выступает главным ресурсом в организации практической деятельности тренеров и наставников.
Об авторах
Д. В. НекрасовРоссия
Некрасов Дмитрий Владимирович, аспирант кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
А. П. Абрамов
Россия
Абрамов Александр Петрович, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Абрамов А. П. Теория, методология и методы исследования творческого потенциала личности в системе довузовского военного образования: монография. Курск: Учитель, 2008. 204 с.
2. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. М.: ФиС, 2011. 224 с.
3. Абрамов А. П. Социально-психологические модели социализации личности в условиях социальной неопределенности: взгляд социолога // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). С. 829–841.
4. Гогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2000. 288с.
5. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: НИЦ Инфра-М, 2013 192 с.
6. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 270 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Академия, 2011. 487 с.
8. Пуни А. Ц. Методы психологического исследования в спорте. М: ФиС, 2010. 173 с.
9. Ильин А. Б. Формирование профессиональных показателей личности спортсменов // Мир образования – образование в мире. 2011. № 4 (41). С. 139–143.
10. Кузьмин М. А. Взаимосвязь объективных и субъективных критериев адаптированности спортсменов к современной деятельности // Учебные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. № 8 (78). С. 107–110.
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 2005. 356 с.
12. Леонтьев А. Н. Личность. М.: Просвещение, 2006. 306 с.
13. Серова Л. К. Психология личности спортсмена М.: Советский спорт, 2007. 116 с.
14. Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности // Психология и современный спорт: сборник научных работ психологов спорта социолистических стран. М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 100–121.
15. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 2010. № 6. С. 94–107.
16. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей / сост. Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 2009. С. 9–17.
17. Апциаури Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности // Теория и практика физической культуры. 2003. № 1. С. 12‒14.
18. Постникова М. И. Особенности жизнестойкости молодежи // Научный диалог. 2016. № 1 (49). С. 298–310.
19. Павлов Ю. Н. Командные взаимодействия в структуре спортивной деятельности // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону: сборник материалов VII Региональной научно-технической конференции (г. Ставрополь, 22–23 декабря 2003 г.). Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского государственного технического университета, 2003. Т. 2. С. 60–68.
20. Павлов Ю. Н. Психолого-педагогические условия формирования личностных качеств спортсменов, необходимых для командных взаимодействий: автореферат дис. ... канд. псих. наук. Ставрополь, 2004. 24 с.
Рецензия
Для цитирования:
Некрасов Д.В., Абрамов А.П. Социальная активность личности спортсмена: социокультурная методология исследования. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(5):191-201. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-191-201
For citation:
Nekrasov D.V., Abramov A.P. Social activity of an athlete's personality: sociocultural research methodology. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(5):191-201. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-5-191-201