Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Институциональные характеристики рынка вторичных образовательных услуг

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-6-190-202

Аннотация

Актуальность. В настоящее время общий кризис традиционных образовательных институтов, а также развитие фриланса определяют появление рынка вторичных образовательных услуг, в структуре которого нами выделяются сегменты репетиторства, академического мошенничества, заказных работ. Несмотря на широкую распространённость данного рынка и его влияние в образовательной сфере, до настоящего момента в полной мере не стали объектом научного исследования институциональные характеристики рынка вторичных образовательных услуг и его отдельных сегментов, не определены перспективы институционализации данного рынка.

Цель – рассмотреть институциональные характеристики рынка вторичных образовательных услуг.

Задачи: раскрыть факторы актуализации фриланса как формы занятости в научно-образовательной сфере; дать определение рынку вторичных образовательных услуг; проанализировать структурно-функциональные характеристики рынка вторичных образовательных услуг на примере его наиболее развитых сегментов; оценить перспективы и ограничения институционализации рынка вторичных образовательных услуг.

Методология. В настоящей статье используются теоретико-методологические основания, представленные в социологических теориях постмодерна и постиндустриального общества, а также положения структурно-функционального подхода. Также применяются общенаучные методы анализа и синтеза, дедукции, индукции и моделирования.

Результаты: раскрыта сущность рынка вторичных образовательных услуг в современных условиях; осуществлён анализ институциональных характеристик различных сегментов данного рынка, дана общая оценка процесса его институционализации; предложены перспективные направления дальнейшего исследования проблемы.

Выводы. Институционализацию рынка вторичных образовательных услуг стоит считать незавершённой. Сдерживающими факторами являются отсутствие достаточной нормативно-правовой базы, ориентация субъектов рынка на теневое взаимодействие. Стремительное развитие новых форм и технологий научно-образовательного фриланса даёт большие возможности для институционализации отдельных сегментов рынка, формирования тенденции к их закреплению и дальнейшей дифференциации.

Об авторах

О. А. Гримов
Юго-Западный государственный университет
Россия

Гримов Олег Александрович, доцент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



В. А. Афанасьева
Юго-Западный государственный университет
Россия

Афанасьева Валерия Александровна, студент кафедры философии и социологии

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Лиотар Ж.¬Ф. Состояние постмодерна. М.: Институт экспериментальной социологии, 1998. 160 с.

2. Амбарова П. А., Зборовский Г.Е., Шаброва Н.В. «Старое» и «новое» доверие в высшем образовании // Образование и наука. 2019. № 1. С. 9¬36.

3. Высшее образование: неожиданный ренессанс? // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vysshee-obrazovanie-neozhidannyi-renessans (дата обращения: 11.09.2024).

4. Павлов А. П., Павлов П. А. Этосы образования и модернизация российского общества // Siberian Socium. 2018. Т. 2, № 4. С. 70¬80.

5. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

6. Цыганкова И. В. Социальные аспекты применения нестандартных форм занятости на российском рынке труда // Телескоп. 2022. № 1. С. 112¬117.

7. Анализ деятельности репетиторов для создания платформы дистанционного репетиторства / К. З. Саидова, Г. Р. Пожидаев, И. Д. Котилевец, И. А. Иванова // Информатика и образование. 2021. Т. 36, № 6. С. 18¬28.

8. Ванхемпинг Э. Г. «Фрикативно¬фейковый» кластер вспомогательных академических сервисов как феномен деструкций университетских практик: истоки проблемы и пути решения // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 1 (37). С. 5¬21.

9. Давыдов А., Абрамов П. Этнография туфты. Кто и как пишет заказные учебные работы в России. М.: Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники»: Common Place, 2021. 176 с.

10. Исмагилова А. Р., Исмагилова В. С., Морозова Р. Ф. Роль и перспективы онлайнобучения в современном образовании // Вестник Башкирского университета. 2019. № 3. C. 746¬753.

11. Бауман З. Индивидуализированное общество / под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.

12. Делез Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / под ред. В. Ю. Кузнецов. М.: Астрель, 2010. 895 с.

13. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT, 2006. 873 с.

14. Стребков Д. О., Шевчук А. В. Что мы знаем о фрилансерах? Социология свободной занятости: монография. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2022. 528 с.

15. Grimov O. Commissioned educational and scientific works as a freelance activity: socio¬economic aspects // Economic Annals¬XXI. 2020. Vol. 186. N 11¬12. P. 152¬160. https://doi.org/10.21003/ea.V186¬17

16. Grimov O. Social networking culture: structural and dynamic aspects // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2019. Vol. LXXVI. P. 1184¬1190.

17. Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Тепляков Д. О. Имитационные практики в российском университете: формы, причины и последствия // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28, № 1. С. 111–124.

18. Бабинцев В. П., Серкина Я. И. Имитации в системе высшего образования России // Инноватика и экспертиза, 2019. Вып. 2 (27). С. 21¬27.

19. Конвертация опасностей социотехнической конвергенции в риски цифровизации / В. В. Зотов, И. А. Асеева, В. Г. Буданов, В. А. Белкина // Цифровая социология. 2022. Т. 5, № 2. С. 4–20.

20. Буданов В. Г., Асеева И. А., Зотов В. В. Моделирование социотехнической конвергенции в цифровых сетевых пространствах: возможности и риски // Сложность. Разум. Постнеклассика. 2022. № 1. С. 60-72.


Рецензия

Для цитирования:


Гримов О.А., Афанасьева В.А. Институциональные характеристики рынка вторичных образовательных услуг. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024;14(6):190-202. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-6-190-202

For citation:


Grimov O.A., Afanasyeva V.A. Institutional characteristics of the secondary educational services market. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2024;14(6):190-202. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-6-190-202

Просмотров: 63


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)