Человекоцентричные технологии: отечественный опыт внедрения (часть 1)
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-282-296
Аннотация
Актуальность. Условия новой реальности предопределяют решение задачи обновления не только сущности экономических понятий, но и траекторий деятельности менеджмента по сохранению стабильности и безопасности функционирования хозяйствующих субъектов. Утверждение человека как ведущего субъекта экономических интеракций вызывает особый интерес к смене парадигмы процесса управления персоналом.
Цель ‒ проведение анализа отечественного опыта внедрения человекоцентричных технологий для определения вариантов его применения микросубъектами экономики.
Задачи ‒ исследовать опыт компаний, использующих человекоцентричные технологии, для разработки в перспективе авторской технологии обеспечения стабильности и безопасности функционирования МСЭ через реализацию алгоритмов, заложенных ЧЦТ.
Методология. В процессе исследования применен комплексный подход, который позволяет проводить полноценное / многофакторное изучение объекта и является формой проявления системного подхода.
Результаты. Процесс внедрения ЧЦТ в разной степени реализации представлен на примере крупных отечественных предприятий. Рассмотрен опыт ПАО «Сбербанк», ПАО «Газпромнефть», госкорпорации «Росатом». Показано, что каждый субъект находится на разном этапе внедрения ЧЦТ – от подготовительного этапа, связанного с выбором стратегии и обучением вовлеченных в процесс внедрения инноваций сотрудников, до расширения масштаба внедрения технологии по траектории «внутренняя культура организации как базис, позволяющий включить ЧЦТ в процессы интеракций с клиентами / потребителями услуг».
Выводы. Ставка рыночных игроков при внедрении ЧЦТ делается в основном на крупные и финансово обеспеченные организации. В то же время современные авторы доказывают, что драйверами экономики в регионах становятся в большей степени МСЭ. Разработка алгоритма внедрения ЧЦТ в практику МСЭ выполнена автором и будет представлена в последующих публикациях.
Об авторе
М. В. БотенёваРоссия
Ботенёва Марина Владимировна, аспирант кафедры экономики труда и управления персоналом
ул. 8 Марта, д. 62, г. Екатеринбург 620144, Российская Федерация
Список литературы
1. Беляева Т. А., Козьева И. А. Совершенствование технологий разработки кадровых решений // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. Т. 14, № 1. С. 200‒209. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2024-14-1-200-209
2. The humancentric enterprise / K. Anderson, J. Averbook, K. Bravery, S. Crainer, R. Jesuthasan, S. Naresh, Rohrscheidt von A. Swift M. URL: https://thinkers50.com/TheHuman-Centric-Enterprise.pdf (дата обращения: 11.11.2024).
3. Ершова И. Г., Данышев Р. В., Шугаева О. В. Оценка развития человеческих ресурсов как инструмент управления субъектами малого и среднего предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 5. С. 179‒190. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-179-190
4. Александрова Т. В. Цифровизация как современный тренд развития менеджмента производственных организаций // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2019. Т. 13, № 3. С. 137-144. https://doi.org/10.14529/em190313. EDN UPXSKN
5. Галимова М. П. Готовность российских предприятий к цифровой трансформации: организационные драйверы и барьеры // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1(27). С. 27-37. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-27-37. EDN VZTLRV
6. Калязина Е. Г. Методологические основы цифрового менеджмента // Лидерство и менеджмент. 2023. Т. 10, № 4. С. 1125-1142. https://doi.org/10.18334/lim.10.4.119562
7. Пашук Н. Р., Тубольцева В. А. Влияние цифровизации на принятие управленческих решений // Фундаментальные исследования. 2022. № 8. С. 100-107. https://doi.org/10.17513/fr.43310. EDN NMKBJL
8. Милёхина О. В., Адова И. Б. Трансформация модели менеджера в компетентностный конструкт: от теории к практике проектирования // Лидерство и менеджмент. 2021. Т. 8, № 3. С. 291-316. https://doi.org/10.18334/lim.8.3.112280
9. Рзаева А. Р. Метавселенная в управлении персоналом // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12, № 9А. С. 513-519. https://doi.org/ 10.34670/AR.2022.21.80.038
10. Сорокин П. С. Проблема «агентности» через призму новой реальности: состояние и направления развития // Социологические исследования. 2023. № 3. С. 103-114. https://doi.org/10.31857/S013216250022927-2
11. Cavazzoni F., Fiorini A., Veronese G. How do we assess how agentic we are? A literature review of existing Instruments to evaluate and measure individuals’ Agency // Social Indicators Research. 2021. N 159 (3). Р. 1125–1153. https://doi.org/10.1007/s11205-021-02791-8
12. Сорокин П. С., Зыкова А. В. «Трансформирующая агентность» как предмет исследований и разработок в XXI веке: обзор и интерпретация международного опыта // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 216–241. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1858
13. Theofilou B., Curtis M., Shah B. Adding a human-centered approach to business // Accenture Strategy. URL: https://www.accenture.com/content/dam/accenture/final/a-com-migration/r3-3/pdf/pdf-117/accenture-strategy-the-heart-of-the-matter-human-centered-pov.pdf#zoom=40 (дата обращения: 14.11.2024).
14. Bravery K. How relatable organizations are winning hearts and minds in the people age // Mercer. URL: https://www.mercer.com/insights/people-strategy/future-of-work/the-humancentric-enterprise/#download/ (дата обращения 12.11.2024).
15. Хэмел Г., Занини М. Гуманократия: как сделать компанию такой же гибкой, смелой и креативной, как люди внутри нее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. 336 с.
16. Clement D. S., Clement C. R. It’s All About Work. Organizational Design Inc., 2013. P. 306.
17. Квитко Р. Человекоцентричность – это совмещение целей сотрудника и компании // РБК. URL: https://plus.rbc.ru/news/5fd337bd7a8aa93f2d379741?ysclid=m16ojdqml9668247696 (дата обращения: 14.11.2024).
18. Organizational health is (still) the key to long-term performance / A. Camp, A. Gast, D. Goldstein, B. Weddle // McKinsey & Company. URL: https://www.mckinsey.com/capabilities/people-and-organizational-performance/our-insights/organizational-health-is-still-the-keyto-long-term-performance#/ (дата обращения: 25.11.2024).
19. В Сбере раскрыли суть человекоцентричного вектора деятельности // MK.RU.Экономика. URL: https://www.mk.ru/economics/2024/07/05/v-sbere-raskryli-sut-cheloveko-centrichnogo-vektora-deyatelnosti.html?ysclid=lyvg0pzhjf182226091 (дата обращения: 14.11.2024).
20. Степанова Л. Карьера в Сбербанке: кого возьмут на работу и каковы возможности для роста. Эйчары Сбербанка раскрыли секреты трудоустройства и построения карьеры в компании. URL: https://www.samara.kp.ru/daily/28370/4519737/ (дата обращения: 14.11.2024).
21. Anderson K. Transforming for a human-centric culture // Mercer. URL: https://www.mercer.com/insights/people-strategy/future-of-work/the-human-centric-enterprise/#download (дата обращения: 12.11.2024).
22. Ершова И. Г., Данышев Р. В., Шугаева О. В. Оценка развития человеческих ресурсов как инструмент управления субъектами малого и среднего предпринимательства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 5. С. 179‒190. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-179-190
23. Сокур А. В., Колмыкова Т. С., Мищенко В. А. Современные тренды и технологии управления человеческими ресурсами // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 3. С. 191‒202. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-3-191-202
Рецензия
Для цитирования:
Ботенёва М.В. Человекоцентричные технологии: отечественный опыт внедрения (часть 1). Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(1):282-296. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-282-296
For citation:
Boteneva M.V. Human-centric technologies: domestic experience of implementation (part 1). Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(1):282-296. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-1-282-296