Особенности формирования понятия цифровой зрелости в гостиничной индустрии
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-128-139
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена необходимостью систематизации и уточнения понятийного аппарата в области цифровой трансформации гостиничного бизнеса, что является предпосылкой для формирования методологически обоснованных подходов к диагностике и управлению цифровой зрелостью гостиничных предприятий. Особое значение данная проблема приобретает в условиях возрастающих требований к качеству сервиса, усиления конкурентной борьбы и необходимости обеспечения устойчивого развития гостиничного бизнеса в цифровой экономике.
Цель ‒ сформулировать характеристику понятия цифровой зрелости гостиничного бизнеса с учетом его специфики.
Задачи: проанализировать существующие определения цифровой зрелости; выявить ключевые характеристики цифровой зрелости гостиниц; предложить формулировку понятия с учетом специфики гостиничного бизнеса.
Методология. В основе исследования применялся системный подход, интерпретация, анализ, синтез по отношению к понятию и характеристикам цифровой зрелости в гостиничном бизнесе.
Результаты. В статье рассмотрены теоретические и прикладные аспекты формирования понятия цифровой зрелости применительно к гостиничному бизнесу, проведён анализ подходов к определению понятия цифровой зрелости, представленных как отечественными, так и зарубежными авторами. На основе обобщения теоретических источников и отраслевой специфики сформулирована интерпретация цифровой зрелости гостиницы как уровня её способности устойчиво и стратегически интегрировать цифровые технологии в бизнес-процессы, управление персоналом и обслуживание гостей. Выделены ключевые характеристики зрелости: стратегическая направленность, организационная гибкость, технологическая оснащённость, цифровая культура и клиентоцентричность. Цифровая зрелость в гостиничной индустрии должна учитывать баланс между технологичностью и человеческим фактором.
Выводы. В исследовании уточнено понятие цифровой зрелости применительно к гостиничному бизнесу. Установлено, что цифровая зрелость включает не только уровень технологического развития, но и стратегическую, организационную и культурную готовность отеля к цифровой трансформации. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к диагностике и развитию цифровой зрелости для обеспечения устойчивости гостиничного бизнеса в условиях цифровой экономики.
Об авторах
О. Е. ПироговаРоссия
Пирогова Оксана Евгеньевна, доктор экономических наук, профессор Высшей школы сервиса и торговли, Институт промышленного менеджмента, экономики и
торговли
Политехническая ул., д. 29/Б, г. Санкт-Петербург 195251
Е. И. Четвернин
Россия
Четвернин Евгений Иванович, аспирант
Политехническая ул., д. 29/Б, г. Санкт-Петербург 195251
Список литературы
1. Кудрявцева Т. Ю., Кожина К. С. Основные понятия цифровизации // Вестник Академии знаний. 2021. № 44(3). С. 149-151. https://doi.org/10.24412/2304-6139-2021-11228
2. Полищук О. А., Казарян Ш. Г., Копылова Д. А. Цифровая трансформация гостиничного бизнеса как необходимое условие успешного функционирования отелей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 5. С. 71-82. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2023-13-5-71-82
3. Погорельцев А. С., Салимьянова И. Г. Особенности оценки цифровой зрелости организаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2022. № 5-2(137). С. 118-125.
4. Асланова И. В., Куличкина А. И. Исследование и оценка цифровой зрелости организации // Кластеризация цифровой экономики: теория и практика / И. В. Асланова, А. В. Бабкин, О. Г. Блажевич [и др.] СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. С. 602-626. https://doi.org/10.18720/IEP/2020.6/24
5. Pivoting to digital maturity. Seven capabilities central to digital transformation. URL: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/digital-maturity/digital-maturity-pivot-model.html (дата обращения: 20.03.2025).
6. Шабалтина Л. В. Цифровая зрелость как инструмент целенаправленной трансформации технологических укладов // Креативная экономика. 2022. Т. 16, № 6. С. 2055-2072. https://doi.org/10.18334/ce.16.6.114863. EDN IXMDTM
7. Kane G. C. Digital Maturity, Not Digital Transformation. URL: https:// sloanreview. mit.edu/article/digital-maturity-not-digital-transformation/ (дата обращения: 20.03.2025).
8. Проценко Ю. В. Цифровая трансформация гостиничного бизнеса // Промышленная политика в Российской Федерации. 2024. № 1-3. С. 7-13.
9. Ермоленко В. В., Цигип А. С. Модель современного отеля в условиях цифровизации: формирование новых уникальных конкурентных преимуществ // Управление инновационной экосистемой региона и коммерциализацией нововведений. Организационное, аналитическое и информационно-документационное сопровождение деятельности инфраструктуры: сборник трудов V Всероссийской (национальной) научно-практическая конференции с международным участием, г. Краснодар, 24–29 мая 2021 года / отв. редактор В. В. Ермоленко. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. С. 332-338.
10. Боженко Е. С., Варданян А. А. Современные цифровые технологии как основа совершенствования стандартов гостиничного сервиса // Многополярная глобализация и Россия: материалы VIII Международной научно-практической конференции памяти А. Ю. Архипова, г. Ростов-на-Дону ‒ г. Таганрог, 20–22 мая 2021 года. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2021. С. 32-34. EDN INLSZT
11. Инновационная экосистема индустрии гостеприимства и туризма в условиях цифровизации / М. К. Ашинова, Л. В. Пригода, С. К. Ешугова, Г. В. Кадакоева // Креативная экономика. 2023. Т. 17, № 10. С. 3659-3676. https://doi.org/10.18334/ce.17.10.119229
12. Xiyan Ka, Jingyi Tang, Tianyu Ying. A Conceptual Model for Developing Digital Maturity in Hospitality Micro and Small Enterprises // Journal of theoretical and applied electronic commerce research. 2023. N 18(3). P. 1511-1528.
13. Гилева Т. А. Цифровая зрелость предприятия: методы оценки и управления // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. № 1(27). С. 38-52. https://doi.org/10.17122/2541-8904-2019-1-27-38-52
14. Котельников Д. А. Цифровая трансформация туристской индустрии: опыт Санкт-Петербурга // Экономика и предпринимательство. 2023. № 8(157). С. 1213-1220. https://doi.org/10.34925/EIP.2023.157.8.229
15. Пирогова О. Е., Мустафина А. В. Веб-доступность в туристическом секторе: анализ туристического портала Санкт-Петербурга // Наука и бизнес: пути развития. 2022. № 3(129). С. 168-171. EDN IGIOJG
16. Крыжановская О. А., Мальцева И. Ф. Особенности российского брендменеджмента и его влияние на эффективность стратегического управления территориальным развитием // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, № 1(26). С. 47-54.
17. Мальцева И. Ф., Крыжановская О. А. Институциональное обеспечение стратегического планирования в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2018. Т. 8, № 2(27). С. 31-38.
18. Алексахин А. Н., Нохтуева Е. Н., Байтимерова Л. С. Цифровая трансформация в сфере туризма: тенденции и перспективы развития // Вестник Академии знаний. 2024. № 3(62). С. 674-679. EDN CRVNCT
19. Левченко К. К. Структурно-функциональная модель цифровой платформы в туризме // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2023. Т. 13, № 3А. С. 285-293. https://doi.org/10.34670/AR.2023.70.77.066. EDN PUDCBU
Рецензия
Для цитирования:
Пирогова О.Е., Четвернин Е.И. Особенности формирования понятия цифровой зрелости в гостиничной индустрии. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(3):128-139. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-128-139
For citation:
Pirogova O.E., Chetvernin E.I. Features of formation of the concept of digital maturity in the hotel industry. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(3):128-139. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-3-128-139