
Научный рецензируемый журнал «Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент» является подписным периодическим печатным изданием, в котором публикуются материалы, содержащие результаты фундаментальных, проблемно-ориентированных научных исследований в таких областях, как экономические, философские и социологические науки. Основное содержание журнала составляют научные статьи, научные обзоры, научные рецензии и отзывы.
Журнал зарегистрирован в качестве средства массовой информации Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-82284 от 23.11.2021).
Учредитель журнала – ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет».
Журнал издается в печатной форме с периодичностью 6 номеров в год. Обязательные экземпляры журнала направляются в Информационно-телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС). Журнал «Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент» в печатной форме распространяется на всей территории Российской Федерации, а также за ее пределами по подписке. Подписной индекс по объединенному каталогу «Пресса России» - 44284.
Журнал включен в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК Минобрнауки России по следующим группам научных специальностей:
- 08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (экономические науки).
- 08.00.13. Математические и инструментальные методы экономики (экономические науки).
- 5.2.1. Экономическая теория (экономические науки).
- 5.2.4. Финансы (экономические науки).
- 5.2.5. Мировая экономика (экономические науки).
- 5.4.4. Социальная структура, социальные институты и процессы (социологические науки).
- 5.4.6. Социология культуры (социологические науки).
- 5.4.7.Социология управления (социологические науки).
- 22.00.03. Экономическая социология и демография (социологические науки).
- 5.7.2. История философии (философские науки).
- 5.7.6. Философия науки и техники (философские науки).
- 5.7.7. Социальная и политическая философия (философские науки).
- 5.7.8. Философская антропология, философия культуры (философские науки).
Журнал открыт для всех заинтересованных лиц и организаций. Редколлегия журнала постоянно работает над расширением круга авторов, привлекая ученых из России, ближнего и дальнего зарубежья.
Редакционной коллегией журнала принимаются к рассмотрению только ранее нигде не опубликованные и не предназначенные к одновременной публикации в других изданиях статьи.
Журнал придерживается политики открытого доступа. Полнотекстовые версии статей доступны на сайте журнала, научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU.
Редакционная политика основывается на соблюдении требований публикационной этики.
Публикация статей в журнале для авторов БЕСПЛАТНА. Редакция не взимает плату с авторов за подготовку, размещение и печать материалов.
Целевая аудитория: научные работники, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений, экспертное сообщество, молодые ученые, аспиранты, докторанты, заинтересованные представители широкой общественности.
Текущий выпуск
ТРЕНДЫ МИРОВОЙ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 
Актуальность исследования состоит в необходимости изучения современных тенденций на глобальном рынке онлайн-занятости в развитых и развивающихся странах для нивелирования возможных диспропорций на рынке труда в условиях цифрового развития.
Цель исследования состоит в проведении сравнительного анализа и выявления особенностей участия населения стран БРИКС и ОЭСР в функционировании глобального рынка онлайн-труда на современном этапе, а также определении мер обеспечения сбалансированного развития традиционного рынка труда при реализации новых форм онлайн-занятости.
Задачи исследования состоят в выявлении уровня сформированности базовых условий для доступа населения некоторых стран БРИКС и ОЭСР к глобальному рынку онлайн-труда; в определении тенденций участия населения стран БРИКС и ОЭСР на глобальном рынке онлайн-труда; в формировании рекомендаций по обеспечению сбалансированного развития традиционного рынка в условиях активизации рынка онлайн-труда.
Методология. Исследование проведено с помощью метода контент-анализа информации из открытых источников, методов компаративного и экономического анализа. Результаты анализа данных представлены с помощью методов систематизации, табличного и графического методов. Формирование рекомендаций обеспечено применением логического метода, а также анализа и синтеза.
Результаты. Выявлен разрыв в уровне сформированности базовых условий для доступа к цифровой инфраструктуре между странами БРИКС и ОЭСР, что определяет их различия в использовании потенциала глобального рынка онлайн-труда. Установлено, что глобальный рынок онлайн-труда в целом более предпочтителен для работодателей из развитых стран ОЭСР и специалистов из развивающихся стран БРИКС. Обоснованы направления расширения возможностей использования потенциала глобального рынка онлайн-труда для стран БРИКС и ОЭСР.
Вывод. Проведенный анализ подтвердил предположение авторов о существовании значительных различий между развитыми и развивающимися странами в использовании потенциала участия населения на глобальном рынке онлайн-труда.
Актуальность. Одним из наиболее уязвимых аспектов развития российской экономики является ее технологическая и инновационная составляющая. Этот аспект российской экономики пытались реанимировать и повысить его результативность после кризиса 2008 г. с целью перехода от сырьевой модели экономического роста к модели опережающего технологического развития. В 2022 г. у России не остается другого выбора, кроме как проводить структурную трансформацию экономики, для успеха которой жизненно необходимы активизация и повышение эффективности инновационной деятельности. В этой связи возрастает роль государственного финансового регулирования инновационной деятельности на переходный период.
Целью данного исследования являются обоснование подходов к государственному финансовому регулированию инновационного развития экономики в условиях международных санкций и уточнение специфических условий для активизации инноваций в негосударственном секторе экономики.
Задачи: обзор научной литературы о влиянии санкций на динамику инновационной активности; анализ инновационной активности в России за последние 10 лет; обоснование методов и инструментов государственного финансового регулирования инноваций в сложившихся для России условиях.
Методология. В статье использованы методы анализа и синтеза информации, обзорный анализ научной литературы, горизонтальный и графический анализ данных Росстата об инновационном развитии России.
Результаты. Результатами работы стали систематизация методов и инструментов государственного финансового регулирования в условиях международных санкций, а также обоснование специфических условий для успешного инновационного развития России в сложившейся геополитической обстановке.
Вывод. Правительству следует использовать стандартный набор инструментов финансового стимулирования инновационной активности, однако для развития негосударственного сектора и повышения результативности инновационной деятельности необходимо также сформировать дополнительные условия для создания благоприятной институциональной среды, в которой будут возможны соответствующие частные инициативы.
Актуальность. В современных условиях во взаимодействии России с зарубежными партнерами наблюдаются тенденции к смене традиционных глобальных цепочек создания стоимости и смене логистических направлений. В связи с чем России необходимо решать вопрос о расширении торгового сотрудничества с новыми партнерами и формировании более устойчивых цепочек создания стоимости.
Цель – выявление и оценка основных внешнеторговых показателей, оказывающих влияние на сотрудничество России и ее регионов со странами Африканской континентальной зоны свободной торговли.
Задачи: проанализировать объем и структуру внешнеторгового оборота России со странами Африканской континентальной зоны свободной торговли; определить условия, которые могут способствовать расширению партнерских отношений России со странами Африканской континентальной зоны свободной торговли; предложить направления развития внешнеторговых связей регионов России со странами Африканской континентальной зоны свободной торговли (на примере Курской области).
Методология. Исследование основано на статистическом сборе и анализе информации об объемах, структуре и динамике внешней торговли со странами Африканской континентальной зоны свободной торговли.
Результаты. Проведен анализ основных показателей, характеризующих взаимную внешнюю торговлю России и ее регионов со странами Африканской континентальной зоны свободной торговли. Определены основные торговые партнеры среди стран Африки и условия расширения партнерских отношений с ними.
Выводы. Сделан вывод о том, что страны Африканской континентальной зоны свободной торговли выступают основным рынком сбыта отдельных видов отечественной продукции сельского хозяйства добывающей и обрабатывающей промышленности, а российские предприятия получают из стран Африки необходимое им сырье. При этом расширению торговых отношений России со странами Африки будет способствовать заключение соглашений о создании зон свободной торговли, в первую очередь с Египтом как основным торговым партнером.
МОДЕРНИЗАЦИЯ И ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ 
Актуальность. В последнее время основным методом обеспечения экономической безопасности региона становится активизация инвестиционной деятельности. Сложившаяся экономическая ситуация открыла для регионов новые возможности для развития, которые без качественного изменения регионального инвестиционного климата, активизации и стимулирования инвестиционных процессов в целях развития секторов экономики региона не будут реализованы и не обеспечат необходимый уровень экономической безопасности. Особую роль в системе скоординированных и целенаправленных мер по привлечению инвестиций отводится разработке и реализации нефинансовых инструментов, что подтверждается принятыми в Курской области законами об инвестиционной деятельности и о государственно-частном партнерстве.
Цель ‒ оценить закрепленные в законодательстве Курской области инструменты стимулирования инвестиционной активности.
Задачи: на примере Курской области рассмотреть и систематизировать закрепленные в законодательстве инструменты стимулирования инвестиционной активности и привлечения инвестиций; провести исследование динамики инвестиций в основной капитал за 2016-2020 гг.; определить необходимость использования новых инструментов для привлечения инвестиций в экономику региона.
Методология. Использовались методы системного анализа, теоретико-методического исследования литературных источников, монографический и сравнительный методы.
Результаты. Выявлены наиболее перспективные инструменты стимулирования инвестиционной активности для применения в регионе в целях повышения инвестиционной прилекательности в контексте обеспечения экономической безопасности региона.
Выводы. Для стимулирования инвестиционной деятельности в регионе требуется поиск новых инструментов привлечения инвестиций, среди которых выделены государственно-частное партнерство, реализация элементов Регионального инвестиционного стандарта, соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Применение указанных инструментов для стимулирования инвестиционной деятельности позволит повысить инвестиционную привлекательность и, как следствие, уровень экономической безопасности региона.
ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС НА ПУТИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ 
Актуальность. Современные условия развития системы обслуживания клиентов в компаниях различного профиля деятельности характеризуются влиянием множества факторов: от неопределенности и повышенных рисков на фоне последствий пандемии коронавируса и санкционного давления до цифровой трансформации бизнес-процессов. Одновременно с этим происходит смена поколений потенциальных потребителей, которая способствует преобразованию подходов к обслуживанию клиентов и их требований к качеству продуктов, услуг и сервисов.
В этой связи растет актуальность поиска новых каналов обслуживания клиентов, расширения сферы продвижения продукции и услуг потенциальным потребителям, а также освоения новых методов и технологий клиентских сервисов. Реализация указанных направлений возможна на основе разработки и внедрения системы омниканального обслуживания потенциальной и сформированной клиентской базы.
Целью исследования является выявление современных тенденций и потенциала развития омниканального подхода к обслуживанию клиентов в условиях цифровой трансформации российской экономики.
Задачи: выделить факторы смены парадигмы обслуживания клиентов; определить направления трансформации сервисов клиентского обслуживания; выявить предпосылки использования омниканального подхода к реализации клиентских сервисов и потенциал его развития в современных условиях цифровой экономики.
Методология. В процессе исследования были использованы общенаучные методы: научная абстракция, анализ и синтез, обобщение и экстраполяция.
Результаты. Проведенное исследование позволило сформировать и выделить следующие научные результаты: определены сущность и содержание омниканального подхода к обслуживанию клиентов; дана классификация каналов и сервисов обслуживания клиентов в совокупности омниканального подхода; выявлены перспективные направления омниканальных систем обслуживания в условиях цифровой экономики.
Выводы. Цифровая трансформация бизнес-процессов затрагивает систему обслуживания клиентов, прежде всего в части выбора конкретных каналов и сервисов, а также комплексного подхода к их реализации. Клиентоориентированность как базовый тренд развития современного бизнеса способствует повышению эффективности системы обслуживания клиентов на основе омниканальных сервисов.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 
Актуальность. Формирование рациональной пространственной организации экономики страны и ее регионов – важнейшая функция любого государства, связанная с его самосохранением и устойчивым социально-экономическим развитием. В качестве инструментов стимулирования территориального развития государство использует налоговые и таможенные льготы и преференции, создает более комфортные условия для развития и функционирования бизнеса на отдельных территориях страны.
Введение различных налоговых льгот выступает действенным инструментом обеспечения развития экономики и общества, однако, как большинство экономических категорий, налоговые преференции имеют двойственную природу: если существование налогового расхода является неэффективным, то это снижает общее благосостояние вследствие появления выпадающих доходов бюджета.
Цель. Основной целью работы является оценка результативности льготного налогообложения как инструмента социально-экономического стимулирования территорий страны.
Делаются выводы о том, что установленные налоговые и таможенные льготы на особых территориях РФ способствуют росту производства товаров и услуг, приросту инвестиций, увеличению числа рабочих мест, но в то же время создают и налоговые риски.
Задачи. В статье решаются следующие задачи: отражены меры налоговой и таможенной поддержки территорий с особым статусом в РФ; проведена оценка результативности ОЭЗ за 20172021 гг.; представлены понесенные налоговые расходы.
Методология. Методологическая база исследования базируется на комплексе методов экономических исследований, объединенных системным подходом к изучению данной проблемы.
Результаты. В статье представлены результаты оценки влияния налоговых льгот и преференций на социально-экономическое развитие отдельных территорий России, выявлены наиболее значимые риски государства от последствий льготного налогообложения.
Выводы. Налоговые льготы необходимо рассматривать и с точки зрения налоговых рисков государства. В целях их снижения, на наш взгляд, необходимо установить более жесткий контроль со стороны государств за освобождающимися суммами в результате предоставления налоговых льгот и преференций.
Актуальность. Анализ регионального рынка реализации молочной продукции в крупных торговых сетях позволит определить основных игроков на рынке, их доли и стратегии, а также выявить особенности потребительского спроса и предложения в данной категории продуктов.
Цель – провести комплексное исследование регионального рынка молочной продукции в крупных торговых сетях с целью определения детерминант развития и основных игроков на рынке, их долей и стратегий, а также размер доли каждого производителя на этом рынке.
Задачи: произвести сбор и анализ данных по продажам молочной продукции в крупных торговых сетях региона; определить основных игроков на рынке, их доли и стратегии; на основе полученных результатов сделать выводы и определить детерминанты развития по улучшению позиций производителей и розничных торговых компаний на рынке молочной продукции в городе Курске.
Методология. В процессе исследования были использованы общенаучные методы логического и статистического анализа, а также качественный и количественный анализ.
Результаты. Доля производителей Курской области от общего количества производителей молочной продукции, представленных в торговых сетях города Курска, составляет 17,13 %, из которых 7,69 % занимает производство города Курска. Объемы реализованной молочной продукции в крупных торговых сетях города Курска за 2022 год по пяти позициям снизились в среднем на 20,5 %.
Выводы. Наблюдается малое количество импорта товаров местных производителей в крупные торговые сети города, что может говорить о недостатке поддержки и приоритетности для города работы с местными производителями в этих сетях. Также это может говорить о возможных ограничениях в производственной мощности местных производителей, их недостаточной конкурентоспособности в сравнении с другими производителями из других регионов.
Актуальность. Интеграционные процессы формируют современный образ инновационной модели экономики посредством успешного функционирования и грамотной взаимосвязи структурных элементов инновационной системы национального и регионального уровней. Рычаги управления такими системами должны быть эффективными, а значит, достаточно разнообразными и гибкими, чтобы не ограничивать систему, а обеспечивать процессы ее функционирования и развития в условиях сингулярности внешней среды. Новый подход для исследования проблем инновационного развития региона может предложить теория систем с расстановкой акцентов на новое понимание сложных самоорганизующихся структур, а также концепция открытых инноваций, позволяющая участникам инновационного процесса устанавливать партнерские отношения на основе обмена знаниями.
Цель исследования заключается в поиске модельного решения проблемы управления развитием интеграционных процессов в инновационной среде региона.
Задачи исследования можно сформулировать следующим образом: выявление проблем инновационного развития территории; изучение теоретических конструкций развития интеграционных процессов в инновационной среде региона; теоретическое обоснование и разработка модельного решения по формированию взаимодействия стейкхолдеров инновационного процесса на основе модели «четырехзвенной спирали инноваций».
Методология. Методологию исследования составляют общенаучные методы познания, статистические методы, а также принципы и методы системного подхода.
Результаты. Одной из важных проблем инновационного развития территории является низкий уровень интеграционных процессов, обеспечивающих взаимодействие региональных стейкхолдеров. Предложено модельное решение проблемы управления развитием интеграционных процессов на основе принципов управления регионом как сложной динамической системой и модели открытых инноваций. Данная модель раскрывает проблему сбалансированности инновационного развития региона с позиции учета интересов участников инновационного процесса.
Выводы. Использование предложенной модели позволяет комплексно и системно подойти к исследованию возможностей эффективного взаимодействия участников инновационного процесса в регионе с соблюдением условий сбалансированности и синергизма как результата для оценка процесса интеграции.
Актуальность. Виртуальные организации и виртуальные команды считаются ответом на ужесточение требований современного бизнеса – сроков, качества, эффективности, особенно в глобальной среде. Пандемия ускорила тенденцию к расширению использования этих структур в экономике страны в целом, а также и на региональном уровне. Сотрудничество в рамках ВО способствует гибкости, оперативности, ориентации на клиента и снижению рисков. Для того чтобы виртуальные организации в полной мере использовали свои преимущества, необходимо учитывать, что из-за специфики таких организаций в сфере ГЧП в региональной экономике при управлении ими могут возникнуть определенные, дополнительные проблемы, не характерные для традиционных организаций.
Цель исследования состоит в обобщении, систематизации и верификации проблем управления виртуальными организациями в региональной экономике.
Задачи: обосновать актуальность выявления и учета проблем управления виртуальными организациями в сфере государственно-частного партнерства; систематизировать проблемы управления виртуальными организациями, отмеченные в научных публикациях; верифицировать полученную информацию с использованием интервью с российскими менеджерами, имеющими непосредственное отношение к виртуальным организациям и реализующими проекты в сфере ГЧП.
Методология. При проведении исследования были использованы метод кабинетного исследования, полуструктурированные интервью, а также метод систематизации, описательный метод.
Результаты: систематизированы основные проблемы управления виртуальными организациями в целом и на региональном уровне в частности.
Выводы. Многие проблемы, отмеченные для виртуальных организаций и команд, имеют общую природу с «традиционными» управленческими проблемами, однако они приобретают большую актуальность в связи со специфическими особенностями организации работы. В целом проблемы, выделенные респондентами, соотносятся с проблемами управления виртуальными организациями, отмеченными в научных публикациях. Учет возможностей возникновения таких проблем на практике и проактивное управление даст возможность виртуальным организациям в полной мере использовать преимущества в сфере ГЧП в региональной экономике.
ЭКОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОТРАСЛЕЙ, КОМПЛЕКСОВ 
Актуальность. Рынок сельскохозяйственной продукции и само ее производство продолжают оставаться одними из важнейших показателей продовольственной безопасности страны, защищенности граждан и той статьей экспорта, которая всегда стабильно приносит доход любому государству.
Цель – рассмотреть динамику достижения основных целевых показателей по растениеводству в Российской Федерации и выявить характер проблем, связанных с недовыполнением некоторых показателей.
Задачи: изучить показатели экспорта / импорта сельскохозяйственной продукции в соответствии с показателями внутреннего потребления и посевными площадями; соотнести показатели сельхозразвития страны на 2021 г. с показателями Доктрины продовольственной безопасности; обозначить проблемы и пути решения дальнейшего развития растениеводства в Российской Федерации.
Методология. В исследовании использовались данные FAOSTAT, базы данных Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), из отечественных баз данных использовались онлайн-базы Росстата, Росреестра, Федеральной таможенной службы России.
Результаты. Проанализированы товарная структуру экспорта / импорта Российской Федерации по растениеводческой продукции за 2021 г., динамика расширения и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур, представлены сведения о достижении плановых значений показателей на 2021 г. Доказано, что Россия достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям: по зерну, растительному маслу, сахару и др.
Выводы. Таким образом, полученные результаты показали, что есть еще ряд нерешенных проблем, среди которых инвестирование в отечественную аграрную науку, сокращение кадрового потенциала инновационной активности российского АПК, неэффективность коммуникаций между ключевыми стейкхолдерами, ресурсное обеспечение АПК.
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ И ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
Актуальность. Всесторонне и комплексно развитая стратегия является неотъемлемой составляющей функционирования бизнес-процессов. В предпринимательской деятельности всегда есть что развивать и куда расширяться. Брендинг является также одним из важных элементов компании, формирующий узнаваемость компании и продукта. В данном исследовании рассматривается современный подход к созданию критерия для устойчивого развития компании в условиях высокой конкуренции с помощью эффективного создания имиджа бренда. Изучение основ теории брендинга, несомненно, должно присутствовать в рамках ведения бизнеса вследствие того, что данный элемент служит основой для множества других операций, так как именно от него зависит, обратит ли клиент внимание на товар или услугу.
Цель исследования состоит в анализе факторов влияния брендинга на бизнес-процессы.
Задачи: проанализировать научно-исследовательскую литературу по изучаемому вопросу; раскрыть сущность понятия брендинга; выявить основные тенденции современного брендинга и его формирования; выделить процессы, влияющие на развитие брендинга в системе маркетинга компании; дать комплексную характеристику составляющим элементам брендинга.
Методология. В качестве методологической основы исследования понятия брендинга и бренда выступали труды отечественных и зарубежных ученых, а также раскрывался взгляд современников. В процессе работы использовались методы экономического, эмпирического и статистического анализа, классификация, теоретический анализ научно-методической литературы, метод синтез, системности и другие.
Результаты. Рассмотрены факторы, влияющие на принятие решения о покупке, динамика которых прямо или косвенно влияет на формирование брендинг стратегии. Представлены основные элементы брендинга и их характерные особенности, раскрыто значение развития бренда для субъектов малого бизнеса.
Вывод. Результаты исследования показали, что брендинг представляет собой целый комплекс маркетинговых мероприятий по управлению имиджем бренда, а именно путь от его создания до приобретения товара клиентом.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 
Актуальность. В связи с упадком неоконсервативной идеологии обострились методологические споры в отношении как методов, используемых экономистами, так и самой научной парадигмы, лежащей в основе экономической науки. Если в XIX в. экономический анализ соответствовал критическому научному подходу, то со второй половине XX в. экономистам пришлось пересматривать требования к качеству исследований с позиций фальсификационизма. В статье рассмотрены проблемы приложения концепций К. Поппера, И. Лакатоша и Т. Куна к теоретическим постулатам современного экономического мейнстрима, марксизму и институционализму.
Цель ‒ рассмотрение проблемы критического приложения концепций К. Поппера, И. Лакатоша и Т. Куна к современному научному знанию и задачам текущих экономических исследований.
Задачи. Рассматриваются следующие задачи: конкретизация принципа верификационизма применительно к экономическому анализу; конкретизация принципа фальсификационизма применительно к экономическим исследованиям; определение направлений прогрессивных научно-исследовательских экономических программ.
Методология. Статья подготовлена в рамках позитивистской парадигмы и аддуктивного подхода, сочетающего в себе дедуктивно-индуктивную логику.
Результаты. Экономика является наукой с точки зрения парадигмы Имре Лакатоша и Томаса Куна, но не является сферой чистого научного знания с позиций фальсификационизма Карла Поппера.
Выводы. Принцип верификационизма доминирует в современных научных экономических исследованиях. Большинство экономических парадигм являются деградирующими. В экономических исследованиях нужно не только стремиться статистически подтверждать выдвигаемую гипотезу, но и сопоставлять ее с конкурирующими научными объяснениями.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА 
Актуальность. Развитие промышленного предприятия не стоит на месте. Прежде всего оно проявляется посредством внедрения различных информационных технологий, позволяющих участвовать в проекте цифровой экономики на национальном и международном рынках. При этом любые изменения в деятельности промышленного предприятия отражаются на изменении управления финансовыми ресурсами, особенно, если это связано с деятельностью промышленного предприятия не только в текущем периоде времени, но и в перспективе.
Цель ‒ изучение управления финансовыми ресурсами на промышленном предприятии при осуществлении цифровой трансформации в текущем периоде времени и в перспективе.
Задачи. В задачи исследования входит изучение видов финансовых ресурсов и их изменение на промышленном предприятии; изучение особенностей управления финансовыми ресурсами на предприятии в момент проведения цифровой трансформации на промышленном предприятии; формирование этапов стратегии цифровой трансформации данного предприятия и их воздействия на финансовые ресурсы.
Методология. Для достижения поставленной цели были исследованы особенности управления финансовыми ресурсами на промышленном предприятии и их изменение в момент внедрения цифровой трансформации в текущий период времени и в перспективе.
Результаты. Изучены особенности управления финансами на промышленном предприятии. Исследована специфика проведения цифровой трансформации промышленного предприятия для участия данного предприятия в цифровой экономике. Сформированы особенности управления финансами на промышленном предприятии в условиях цифровой трансформации в текущем периоде времени и в перспективе.
Выводы. Управление финансами в условиях цифровой трансформации на промышленном предприятии позволит ускорить реализацию различных процессов, повысить эффективность деятельности данного предприятия на национальном и международном рынках и тем самым поддержать желаемый уровень конкурентоспособности данного предприятия.
Актуальность. В большинстве случаев выездная налоговая проверка выступает завершающей стадией длительной процедуры налогового контроля, в рамках которой компетентными органами сформирован емкий пакет доказательств присутствия фактов налоговых правонарушений. В этой связи задачи выездной налоговой проверки концентрируются на сборе и создании материальной доказательной базы с целью практического подтверждения сделанных выводов. При организации выездных налоговых проверок необходимо генерировать режим своевременности реагирования на присутствие признаков потенциального налогового правонарушения, которые достаточно четко регламентированы в соответствующих нормативно-правовых актах. Выявление подобного рода признаков по итогам контрольно-аналитического мониторинга выступает мотивированным основанием для активации механизма выездной налоговой проверки.
Цель ‒ оценка эффективности выездных налоговых проверок как формы налогового контроля.
Задачи ‒ обоснование выбора объекта выездной налоговой проверки как условия совокупной эффективности исследуемой формы налогового контроля.
Методология. На основе применения методов экономического анализа в работе проведена комплексная сравнительная диагностика эффективности осуществления выездных налоговых проверок, в том числе в фарватере сопоставления ключевых показателей результативности на городском, региональном и государственном уровнях.
Результаты. В материалах представленного исследования раскрываются сущность выездных налоговых проверок и их отличительные особенности, сфокусированы результаты анализа динамики и структуры выездных налоговых проверок в деятельности ИФНС по городу Курску, оценки эффективности выездных налоговых проверок в ИФНС по городу Курску, а также рассмотрены итоги сравнительного анализа эффективности выездных налоговых проверок на городском, региональном и государственном уровнях.
Вывод. Выездная налоговая проверка является важнейшим элементом налогового контроля, который сфокусирован на надзоре за качеством исполнения налоговых обязательств институциональными единицами.
ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И ОБРАЗОВАНИЕ 
Актуальность исследования определяется тем обстоятельством, что происходящие в мире социально-экономические трансформации требуют стремительной корректировки условий функционирования бизнеса, для которого человеческие ресурсы становятся определяющим фактором конкурентоспособности, обусловливающим выживание на быстро меняющемся рынке. Исследование трендов и современных технологий управления человеческими ресурсами становится в таких обстоятельствах особенно актуальным, поскольку позволяет выявить направления для совершенствования отношений между работниками и работодателями.
Цель исследования определяется потребностью изучения современных трендов развития человеческих ресурсов, оказывающих влияющие на технологии управления ими в современных условиях.
Задачи исследования: изучить современные подходы к содержанию человеческих ресурсов; систематизировать ключевые направления развития человеческих ресурсов и технологии управления ими; определить сценарии будущего развития взаимоотношений между работниками и работодателями.
Методология исследования опирается на методы логического и сравнительного анализа, группировки данных, метод экспертных оценок, моделирования и прогнозирования.
Результаты исследования показывают, что современный концепт управления человеческими ресурсами трансформируется, реализуя переход от организационно-социальной к гуманистической концепции управления человеком. Современную бизнес-стратегию определяет функционал управления человеческими ресурсами с позиции признания способностей и талантов человека как особого объекта управления. В работе выявлена совокупность причин, обусловивших трансформацию управленческих функций: цифровизация большей части процессов и явлений, окружающих человека; высокая мобильность работников и приверженность их идее пожизненного образования. Выявлены базовые тренды в управлении человеческими ресурсами, которые сгруппированы в три блока: социально-экономические и организационные, управленческотехнологические и гуманитарно-поведенческие. На основе экспертных оценок разработаны сценарии развития человеческих ресурсов с точки зрения их взаимодействия с работодателями под влиянием факторов растущего предложения талантов и регулирующей роли государства.
Выводы, полученные в результате исследования, указывают на то, что нарастающая сложность современного мира требует перехода к максимальной вариативности сценариев управления человеческими ресурсами.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ 
Актуальность. В соответствии с постмодернистским подходом основной движущей силой социальных изменений являются наиболее активные слои населения, социальные акторы. Уровень активности населения может быть измерен количеством практик его социального участия, которые можно разделить на три формы: формальное участие в организациях, неформальная помощь и помогающее поведение. Наиболее актуальной задачей является изучение мотивации социального участия наиболее активных слоев населения для стимулирования социальной активности населения в целом.
Цель ‒ выявить сущность мотивации социального участия населения.
Задачи: измерить и проанализировать выраженность основных практик социального участия по результатам эмпирического исследования; определить детерминирующие мотивы у разных форм социального участия.
Методология. Эмпирической базой исследования стал опрос жителей города Череповца Вологодской области, проведенный в апреле 2022 г.
Результаты. Практики социального участия неравномерно представлены по разным его формам. Мало развиты практики формального участия. Вовлеченные в данные практики, как правило, мотивированы на себя, саморазвитие, получение нового опыта, знаний, личный успех, карьеру. Более широко развиты практики неформального участия, которые наиболее сосредоточены в благоустройстве городской среды, благотворительности, волонтерской деятельности. Сочетаются мотивы изменения окружающей среды, альтруистические помощи людям и мотивы личного развития. Наиболее развиты практики помогающего поведения, где основным мотивом выступает альтруизм, желание помочь ближнему.
Выводы. Мотивация социального участия имеет сложную комбинированную структуру. Доминирующий мотив участия, как правило, идет в связке с двумя-тремя мотивами из разных видов мотивации. Мотивация разных форм социального участия существенно отличается.
Актуальность темы исследования вызвана появлением серьезного научного интереса в изучении ценностных ориентиров в системе традиционного добрачного поведения, характеризующихся наличием деструктивных явлений и формированием новой модели добрачной стратегии молодых людей, оказывающих серьезное воздействие на ценностные предпочтения и установки в системе выбора форм семейно-брачных отношений.
Было установлено, что традиционная система добрачного поведения подверглась существенной трансформации, связанной с повышенным интересом со стороны молодежи к сожительству в добрачный период и отражающей очевидные процессы индивидуализации ценностей и значительные изменения в системе поведенческой модели в молодежной среде.
Цель данной статьи обусловлена выявлением основных социальных механизмов, оказывающих существенное влияние на процесс формирования добрачного сожительства среди молодых людей.
Задачи: рассмотреть основные ценностные установки в современной молодежной среде; проанализировать мотивы и выявить причины формирования добрачного сожительства в молодежной среде в контексте современных трансформационных процессов.
Методология. В ходе работы над исследованием были использованы методы системного, структурно-функционального анализов, использованы методы сравнения, наблюдения, анкетирования и интервьюирования в процессе изучения ценностных ориентиров в системе добрачного поведения молодежи.
Результаты. Социологическое исследование, проведенное в рамках поставленной проблемы, позволило проанализировать особенности ценностных предпочтений молодых людей в выборе основных брачных стратегий в современных условиях; определить степень влияния социальных факторов на функционирование системы добрачного поведения, подвергшееся значительным изменениям в современных условиях.
Выводы. Трансформационные процессы, затронувшие институт семьи, вызванные сложными социально-экономическими условиями жизни российского общества, оказавшие существенное влияние на формирование новых ценностных ориентиров и установок в молодежной среде, оказали значительное воздействие на состояние системы традиционного добрачного поведения.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью анализа планов и ожиданий от трудоустройства у выпускников вузов и их соответствия текущему состоянию и возможностям рынка труда для эффективного использования трудового потенциала страны.
Цель исследования ‒ оценить имеющийся трудовой опыт и ожидания по трудоустройству у современных выпускников вузов.
Задачи: выявить факторы, влияющие на выбор работы выпускниками вузов; определить минимальную заработную плату, на которую желали бы трудоустроиться выпускники вузов, и сравнить их с реальностью рынка труда; проанализировать имеющийся трудовой опыт у выпускников вузов.
Методология. Методологической основой исследования выступают теории профессиональной социализации молодежи. Методология исследования базируется на результатах эмпирического исследования (опроса выпускников вузов 2022 г. выпуска). При проведении аналитических процедур использовались статистические методы обработки данных.
Результаты. По результатам исследования выявлены ключевые факторы, влияющие на выбор работы выпускниками вузов. Предложена типологизация стратегий трудоустройства по атрибутивному признаку «способ поиска работы». Установлено общее и отличительное в опыте работы и ожиданий по трудоустройству у выпускников, обучающихся на разных ступенях высшего образования (бакалавриат, специалитет и магистратура).
Выводы. Абсолютное большинство выпускников вузов Республики Башкортостан при поиске работы планируют самостоятельно найти свое место на рынке труда через рассылку своих резюме и поиск работы по объявлениям. При выборе работы для каждого второго выпускника вуза важно, чтобы был высокий доход. Значительная часть выпускников вузов имеют опыт работы и подрабатывали за время обучения в вуз, а также активно занимались поиском работы к моменту окончания обучения в вузе.
Актуальность. В современных условиях, когда происходят значительные общественно-социальные изменения, проблема занятости выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования приобретает важность и нуждается в кардинальных изменениях в сфере трудоустройства. Из-за несбалансированности процесса подготовки специалистов всех уровней образования с реальными потребностями рынка труда периодически происходит перенасыщение или недобор тех или и иных профессий. Следовательно, налицо диспропорция между спросом и предложением в сфере образовательных услуг, с одной стороны, и рынка занятости – с другой.
Цель – выявить причины и последствия дисбаланса образовательной сферы и рынка труда и занятости.
Задачи: охарактеризовать теоретические подходы к анализу социально-экономической природы рынка труда; определить ценностные установки молодежи в профессионально-трудовой сфере; выявить проблемы трудоустройства молодых специалистов на рынке труда Курской области.
Методология. В основу исследования положены концепции и теории, раскрывающие социокультурную и социально-экономическую природу российского рынка труда и занятости. Применены методы синтеза, сравнения и аналогии, позволившие на основе конкретного эмпирического материала определить основные проблемы занятости выпускников учреждений среднего профессионального и высшего образования Курской области.
Результаты. Образовательные учреждения имеют низкую ориентировку на подготовку квалифицированных специалистов. Коммуникация работодатель (экономический субъект) выпускник (вуз) находится в состоянии дисбаланса и в конечном счете не решает проблему вхождения молодежи на рынок труда.
Выводы. Основными трудностями при поиске достойного места работы выступают достаточно высокие требования работодателя к соискателю и отсутствие опыта работы по выбранной профессии. Наиболее значимыми факторами при трудоустройстве является заработная плата, близость работы к дому и гибкий график занятости. Не всегда хорошая (отличная) успеваемость в вузе (ссузе) становится определяющим фактором со стороны работодателя для выбора потенциального кандидата на ту или иную вакансию.
ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА, ЧЕЛОВЕКА 
Актуальность. На современном этапе развития религиоведческих исследований повышается значимость раскрытия психологического «среза» мистики с точки зрения сопоставления двух подходов – редукционистского, который сводит мистику к интенсивным и необычным психологическим переживаниям, и антиредукционистского, усматривающего в мистике нечто большее, чем просто субъективные переживания.
Цель ‒ дополнить осмысления пределов психологической редукции религиозно-мистического опыта осмыслением пределов антиредукционизма.
Задачи: определить специфику подхода русской психологии религии к феномену мистики в единстве ее религиозных и нерелигиозных форм; продемонстрировать содержание антипсихологизма как мировоззренческой и методологической установки русской религиозной философии в ее подходе к религиозной мистике; осмыслить границы редукционистской установки на фоне ее сопоставления с антиредукционизмом.
Методология. Сравнительный метод применялся в процессе анализа идейных установок (с одной стороны, западной психологии религии, а с другой – русской психологии религии) в процессе исследования религиозно-мистического опыта. Принцип системности позволил осмыслить редукционизм и антиредукционизм как научные программы, которые обладают эвристическим потенциалом только в общем пространстве междисциплинарного диалога и взаимодействия.
Результаты. Во-первых, обоснована эвристическая ценность рассмотрения религиозной мистики сквозь призму «подлинное – неподлинное» и раскрыто значение проведения демаркации духовых явлений, образующих объемное пространство религиозной мистики. Во-вторых, продемонстрированы предпосылки антипсихологической установки в рамках подхода русской религиозной философии к феномену мистики в единстве ее религиозных и нерелигиозных форм, а также определена специфика русской психологии религии. В-третьих, продемонстрированы пределы антиредукционисткого подхода к мистическим феноменам.
Выводы. В условиях возрастания влияния нейробиологического подхода к изучению мистики возникают новые ракурсы дискуссии между исследовательскими программами редукционизма и антиредукцинизма. «Бум» нейротеологии создает предпосылки для постановки вопроса о новой композиции междисциплинарного пространства исследования религиозной, а также нерелигиозной мистики.
Актуальность. В статье рассматривается индифферентность к переживанию любви. В эпоху постмодерна пребывание в предмете расценивается как неспособность самостоятельно наполнить себя важными ресурсами для жизни: в первую очередь важно реализоваться, предлагается анестезия самодостаточностью против любовной боли, – «ещё всё успеется, любовь никуда не убежит». Происходит девальвация любви, она обретает потребительский характер и подкрепляется диагнозами как «зависимость», что формулирует вывод об ее обесценивании. Это предположение подразумевает возникновение «усталости от любви» как выражение недостатка или отсутствия внимания к базовой ценности человека.
Целью работы является изучение причин возникновения «усталости от любви» в контексте постмодерна.
Задачи исследования: определить причины возникновения «усталости» в проявлении любви; охарактеризовать феномен «любовь» в постмодерном обществе; оценить влияние культуры потребления на ценность и значимость любви и партнёра.
Методология. Методологической основой статьи выступает метод системного анализа, позволивший обнаружить современные установки на человеческие взаимоотношения, в частности любовь, и теоретико-методологической основой выступают исследования отечественных и зарубежных философов и социологов, изучающих проблему чувств в эпоху постмодерна.
Результаты. В данной работе рассмотрены понятия «усталость» и «любовь». Выявлено отличие в отношении к чувству любви в (пост)модерном обществе.
Выводы. Существующие нормы позволяют человеку переживать жизненный опыт, изменяют его форму и содержание, а значит, понимание чувств и ценность отношений становятся недостижимыми для другого, – границы становятся невидимыми. Однако если человек разовьёт в себе волю к постижению другого и принятию его таким, какой есть, то освободит любовь от человеческих пределов, а потому станет наслаждаться временем рядом и развитием вместе с ним.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ 
Актуальность исследования определяется стремительным развитием внутреннего туризма, которое вскрыло важнейшую проблему отрасли ‒ нехватку профессиональных кадров. Чтобы не потерять возрастающий интерес путешественников к новым направлениям внутреннего туризма, требуется как можно скорее и эффективнее повысить квалификацию сотрудников индустрии гостеприимства.
Цель данного исследования состоит в поиске решения проблемы кадрового обеспечения, которое обеспечит качество обслуживания клиентов индустрии гостеприимства в Курской области.
Задачи: оценка динамики занятости в сфере гостеприимства в стране и в Курской области; исследование причин текучести профессиональных кадров; поиск направлений выхода из кризисной ситуации; разработка предложений, направленных на решение проблемы кадрового обеспечения в индустрии гостеприимства Курской области.
Методология. В рамках исследования были использованы материалы информационных агентств, стандартные методы статистической обработки; применены методы научного обобщения, сбора и обработки информации, а также методы сравнительного и стратегического анализа.
Результаты исследования показали, что проблема кадрового обеспечения индустрии гостеприимства в Курской области остается актуальной и требующей пристального внимания. Для ее решения необходимо объединить усилия организаций высшего, среднего и дополнительного образования с потребностями работодателей индустрии гостеприимства.
Выводы. Динамичное и устойчивое функционирование и развитие индустрии гостеприимства требуют решения проблемы кадрового обеспечения, в т. ч. из-за высокого уровня текучести специалистов. Образовательные организации разных уровней и профессиональные ассоциации не оставляют без внимания возникающие вызовы и обсуждают разработку программ подготовки специалистов для данной сферы деятельности.
Актуальность. Ценностно ориентированный менеджмент является современной эффективной концепцией управления предприятием, широко применяемой на западе. Полноценное внедрение данной концепции на отечественных промышленных предприятиях затрудняется ввиду недостаточности практико-ориентированных исследований по данному вопросу. Кроме того, в специализированной литературе не всегда грамотно представлены перевод и толкование экономических терминов, что влечет дальнейшие ошибки в их использовании.
В данном исследовании дано уточнение некоторых экономических категорий ценностно ориентированного менеджмента, а также представлена система факторов стоимости промышленного предприятия, в полной мере отражающая современные рыночные реалии российской экономики.
Цель ‒ развитие теоретической базы ценностно ориентированного менеджмента и дополнение методического подхода к его применению на российских промышленных предприятиях.
Задачи: уточнение некоторых экономических категорий ценностно ориентированного менеджмента; составление максимально полного перечня факторов, влияющих на стоимость промышленного предприятия в Российской Федерации; разработка математической модели промышленного предприятия на основе предложенной системы факторов стоимости.
Методология. Для проведения исследования применялись метод экспертных оценок, системный анализ, математическое моделирование.
Результаты. Разработана и предложена система факторов стоимости российского промышленного предприятия, актуальная в условиях высокой волатильности экономики. Проведено моделирование деятельности предприятия радиоэлектронной промышленности, входящего в состав госкорпорации. На основании комплексной ценностной модели выявлены факторы и риски, оказывающие максимальное влияние на деятельность предприятия, предложены рекомендации по их включению в систему бизнес-планирования и регулярный мониторинг.
Выводы. Предлагаемая автором система факторов стоимости может быть применима на любом промышленном предприятии при стратегическом или оперативном планировании, что позволит своевременно вносить коррективы в стратегию развития, повышая эффективность принимаемых управленческих решений в рамках ценностно ориентированного менеджмента.