Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Интегрированная модель развития регионального туризма на основе цифровых технологий (на примере регионов Центрального Черноземья

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-5-134-148

Аннотация

   Актуальность исследования определяется необходимостью повышения конкурентоспособности регионов Центрального Черноземья на туристическом рынке, а также адаптации региональной туристической отрасли к современным требованиям цифровой экономики. Отсутствие единых цифровых платформ, разрозненность маркетинговых усилий и недостаточная представленность комплексных цифровых сервисов выступают серьезными сдерживающими факторами для реализации потенциала регионов. В текущих условиях переход от локального использования отдельных инструментов к системному, интегрированному подходу является необходимым условием для качественного рывка вперед.

   Цель статьи состоит в разработке и обосновании интегрированной модели развития регионального туризма на основе цифровых технологий применительно к условиям регионов Центрального Черноземья.

   Задачи статьи включают в себя: анализ современного состояния и проблем развития туризма в регионах Центрального Черноземья; выявление ключевых цифровых технологий, способствующих развитию регионального туризма; разработку структуры и компонентов интегрированной модели, объединяющей цифровые инструменты и процессы управления туризмом; формулирование предложений по внедрению предложенной модели для повышения эффективности туристической отрасли в исследуемых регионах.

   Методология. В процессе исследования авторы применили комплекс общенаучных методов, включая системный анализ, сравнительный анализ, синтез, моделирование, а также анализ статистических данных, научных публикаций и интернет-ресурсов, посвященных развитию регионального туризма и применению цифровых технологий.

   Результаты. В ходе исследования разработана интегрированная модель, которая включает подсистемы сбора и анализа данных, цифрового маркетинга и управления услугами, а также взаимодействия с туристами и стейкхолдерами.

   Выводы. По итогам исследования авторы приходят к выводу, что внедрение предложенной модели способно системно повысить эффективность управления туризмом и конкурентоспособность регионов ЦЧР.

Об авторах

М. А. Смирнова
Курский областной краеведческий музей
Россия

Марина Алексеевна Смирнова, старший научный сотрудник

историко-проектный отдел

305000; ул. Луначарского, д. 6; Курск



М. В. Абушенкова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Марина Владимировна Абушенкова, доцент

кафедра истории и социально-культурного сервиса

305040; ул. 50 лет Октября, д. 94; Курск



Е. С. Томанова
Юго-Западный государственный университет
Россия

Елизавета Сергеевна Томанова, студент

кафедра истории и социально-культурного сервиса

305040; ул. 50 лет Октября, д. 94; Курск



Список литературы

1. Стебихов Д. А., Абушенкова М. В. Влияние международных отношений на смену туристских ориентиров // Туристический, гостиничный и ресторанный бизнес: инновации и тренды : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Курск, 7 апреля 2022 г. / Юго-Западный государственный университет. Курск, 2022. С. 157-160.

2. Полищук О. А., Казарян Ш. Г., Копылова Д. А. Цифровая трансформация гостиничного бизнеса как необходимое условие успешного функционирования отелей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2023. Т. 13, № 5. С. 71-82. doi: 10.21869/2223-1552-2023-13-5-71-82

3. Хатукай С. А., Подколзина И. М. Цифровая трансформация: преобразования в туристической отрасли // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2019. № 4 (250). С. 191‒198.

4. Гамидуллаева Л. А., Финогеев А. Г. Методические подходы к управлению развитием отраслевых экосистем (на примере туристской индустрии) // π-Economy. 2023. Т. 19, № 2. С. 7‒23.

5. Поздняков К. К. Бюджетные средства в финансировании инвестиций инновационного развития региона (на примере Центрально-Черноземного района) // Финансы и управление. 2021. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/byudzhetnye-sredstva-v-finansirovanii-investitsiy-innovatsionnogo-razvitiya-regiona-na-primere-tsentralno-chernozemnogo-rayona (дата обращения: 09. 07. 2025).

6. Морозова В. А., Смирнова М. А., Петров А. А. Интеграция инновационных технологий и территориального развития туризма в Курске: перспективы и вызовы // Актуальные проблемы развития туристской индустрии : материалы Международной научно-практической конференции, г. Курск, 24 октября 2024 г. Курск: Университетская книга, 2024. С. 134-137.

7. Новикова Н. Г., Лебедев К. А., Лебедева О. Е. Региональный туризм как фактор социально-экономического развития экономики // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2016. № 2. С. 15‒21.

8. Артеменко О. Н. Региональный туризм как инструмент развития территории // Russian Journal of Economics and Law. 2013. № 2 (26). С. 11‒17.

9. Проблемы развития регионального туризма в условиях экономической нестабильности / О. М. Лукерина, С. С. Жмурова, М. Г. Репина, А. А. Виноградов, Н. В. Дмитриева // Экономика и предпринимательство. 2022. № 3(140). С. 385-388. doi: 10.34925/EIP.2022.140.03.071

10. Оборин М. С., Сарян А. А. Роль цифровых технологий в развитии информационного пространства управления региональным туризмом // Сервис в России и за рубежом. 2019. Т. 13, № 3 (85). С. 24‒33.

11. Морозов М. М. Развитие регионального туризма на основе применения цифровых технологий // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства : материалы IV Международной научной интернет-конференции : в 2 ч. Вологда: Вологодский научный центр Российской академии наук, 2020. Ч. 2. С. 564-567.

12. Туризм // Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm# (дата обращения: 09. 07. 2025).

13. Севрюков И. Ю. Цифровая трансформация сферы туризма и гостеприимства: потенциал, тренды, региональный аспект // Экономика, предпринимательство и право. 2025. Т. 15, № 3. С. 1739-1758. doi: 10.18334/epp.15.3.122286

14. Стратегии цифровой трансформации регионов России // TADVISER. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Стратегии_цифровой_трансформации_регионов_России (дата обращения: 09. 07. 2025).

15. Разработка цифровых туристических маршрутов // 20.35. Университет. URL: https://pt.2035.university/ project/razrabotka-cifrovyh-turisticeskih-marsrutov (дата обращения: 09. 07. 2025).

16. Вишневская Е. В. Влияние цифровых технологий на развитие туристского рынка // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2019. Т. 5, № 4. С. 12-24. doi: 10.18413/2408-9346-2019-5-4-0-2

17. Восколович Н. А. На пути к цифровому туризму // Государственное управление. Электронный вестник. 2024. № 102. С. 155–167. doi: 10.55959/MSU2070-1381-102-2024-155-167

18. Бурнашев Р. Ф., Акбарзода М. Т. Роль информационных технологий в повышении качества предоставления услуг в туристской индустрии // Universum: технические науки : электронный научный журнал. 2023. № 7(112). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/15783 (дата обращения: 09. 07. 2025).

19. Севрюков И. Ю. Цифровая трансформация сферы туризма и гостеприимства: потенциал, тренды, региональный аспект // Экономика, предпринимательство и право. 2025. Т. 15, № 3. С. 1739-1758. doi: 10.18334/epp.15.3.122286

20. Национальный проект «Туризм и гостеприимство» // Правительство России. URL: http://government.ru/rugovclassifier/920/about/ (дата обращения: 09. 05. 2025).

21. Морозов М. А., Морозова Н. С. Инновационные тренды развития туризма и гостиничного бизнеса в условиях цифровизации // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 2 (28). С. 196‒202.

22. Овчаренко Л. А., Лебезова Э. М. Цифровизация как новая парадигма управления развитием туризма // Век качества. 2021. № 4. С. 106‒126.


Рецензия

Для цитирования:


Смирнова М.А., Абушенкова М.В., Томанова Е.С. Интегрированная модель развития регионального туризма на основе цифровых технологий (на примере регионов Центрального Черноземья. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2025;15(5):134-148. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-5-134-148

For citation:


Smirnova M.A., Abushenkova M.V., Tomanova E.S. Integrated model of regional tourism development based on digital technologies (on the example of the Central Chernozem region). Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2025;15(5):134-148. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2025-15-5-134-148

Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)