Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Воздействие экономики совместного потребления на бизнес-модели компаний

Аннотация

Актуальность. Экономика совместного потребления – это набирающий силу паттерн потребительского поведения, который основывается на предоставлении доступа и повторном использовании продуктов для эксплуатации простаивающих мощностей, в то же время она представляет огромные возможности и значительные угрозы как для появляющихся, так и для существующих бизнесов. Влияние экономики совместного потребления на бизнес-модели компаний остается малоизученной областью.
Целью исследования является анализ перспектив развития экономики совместного потребления в настоящее время и возможностей адаптации компаний к существующим тенденциям.
Задачами данного исследования является систематизация научных представлений о следующих двух областях знаний: (1) неравномерность и проблемы, возникающие внутри цифровых платформ для совместного потребления, и (2) отклонения, которые выходят за их пределы. Решение данных задач позволит сформулировать авторские предложения о том, как распознать влияние экономики совместного потребления на бизнес-модели компаний.
Методология. Методологической основой исследования являются принципы объективности и системности научного анализа и синтеза, базирующиеся на общенаучных и частнонаучных методах познания: диалектический, исторический, формально-логический, структурно-системный, сравнительно- правовой и другие методы научного исследования.
Результаты. Основываясь на зарубежных исследованиях и ряде примеров, в статье рассматриваются три важнейших блока бизнес-модели, на которые менеджеры должны обратить особое внимание, чтобы быть готовыми ответить на изменения, вызванные экономикой совместного потребления. Были выбраны следующие элементы бизнес-моделей для изучения влияниях на них экономики совместного потребления: ценностное предложение, извлечение прибыли и ключевые ресурсы.
Выводы. Несмотря на то, что концепция совместного потребления крайне популярна, рассмотрение ее последствий с различных точек зрения показывает, что процесс ее переосмысления только начался. Столкнувшись с ограничением ресурсов, пространства и денег, мы скоро обнаружим, что совместное использование постепенно модифицирует способ нашего мышления, наши привычки и в итоге способы того, как товар производится, продается и обсуживается.

Об авторах

А. О. Гостилович
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Гостилович Александр Олегович, инженер лаборатории прикладного отраслевого анализа экономического факультета

Researcher ID: AAR-1814-2021

Ленинские горы 1/46, г. Москва 119991



К. А Иванов
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Иванов Константин Александрович, аспирант кафедры маркетинга экономического факультета

Ленинские горы 1/46, г. Москва 119991



Список литературы

1. Lamberton C. P., Rose R. L. When is ours better than mine? A framework for understanding and altering participation in commercial sharing systems // Journal of Marketing. 2012. N 76(4). P. 109–125. https://doi.org/10.2139/ssrn.1939289.

2. Botsman R., Rogers R. What’s mine is yours: How collaborative consumption is changing the way we live. London: Collins, 2011. 304 p.

3. Matzler K., Veider V., Kathan W. Adapting to the sharing economy // MIT Sloan Management Review. 2015. N 56(2). P. 71–77.

4. The sharing economy – Sizing the revenue opportunity // Pricewaterhouse Coopers. URL: http://www.pwc.co.uk/issues/megatrends/collisions/sharingeconomy/the-sharing-economy-sizing-therevenueopportunity.jhtml (дата обращения: 24.05.2021).

5. Bardhi F., Eckhardt G. M. Access-based consumption: The case of car sharing // Journal of Consumer Research. 2012. N 39(4). P. 881–898. https://doi.org/10.1086/666376.

6. Mohlmann M. Collaborative consumption: Determinants of satisfaction and the likelihood of using a sharing economy option again // Journal of Consumer Behaviour. 2015. N 14(3). P. 193–207. https://doi.org/10.1002/cb.1512.

7. Ismail S., Malone M., van Geest Y., Diamandis P. Exponential organizations: Why new organizations are ten times better, faster and cheaper than yours (and what to do about it). New York: Diversion Books, 2014. 328 p.

8. Babione F. A. Retailer adjustment to a rental economy // Journal of Retailing. 1964. N 40(3). P. 1–48.

9. Berry L. L., Maricle K. E. Consumption without ownership: What it means for business // Management Review. 1973. N 62(9). P. 44–46.

10. Cohen B., Kietzmann J. Ride on! Mobility business models for the sharing economy // Organization and Environment. 2014. N 27(3). P. 279–296. https://doi.org/10.1177/1086026614546199.

11. Schor J. B., Fitzmaurice C. J. Collaborating and connecting: The emergence of the sharing economy // Handbook of research on sustainable consumption / ed. by L.A. Reisch, J. Thøgersen. Cheltenham: Edward Elgar, 2015. P. 410–425. https://doi.org/10.4337/9781783471270.00039.

12. Forno F., Garibaldi R. Sharing economy in travel and tourism: The case of home-swapping in Italy // Journal of Quality Assurance in Hospitality and Tourism. 2015. N 16(2). P. 202–220. https://doi.org/10.1080/1528008x.2015.1013409.

13. The rise of the sharing economy // The Economist. URL: http://www.economist.com/news/leaders/21573104-internet-everything-hire-risesharing-economy (дата обращения: 27.05.2021).

14. Sundararajan A. Trusting the ‘sharing economy’ to regulate itself // Economix. URL: http://economix.blogs.nytimes.com/2014/03/03/trusting-the-sharing-economy-to-regulate-itself/?_r=2 (дата обращения: 28.05.2021).

15. Diakopoulos N. How Uber surge pricing really works // Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/news/wonk/wp/2015/04/17/how-uber-surge-pricing-really-works (дата обращения: 28.05.2021).

16. Shaver K. ‘I nearly passed out’: A $640 Uber ride for a 30-mile trip to the airport // Washington Post. URL: https://www.washingtonpost.com/local/trafficandcommuting/i-nearly-passed-out-a640-uberride-for-a-30-mile-trip-to-the-airport/2016/01/26/c45024ac-c469-11e5-8965-0607e0e265ce_story.html (дата обращения: 28.05.2021).

17. All eyes on the sharing economy // The Economist. URL: http://www.economist.com/news/technology-quarterly/21572914-collaborative-consumption-technology-makes-it-easierpeople-rent-items (дата обращения: 27.05.2021).

18. Garcia H. Consumption 2.0 // Futurist. 2013. N 47(1). P. 6–8.

19. Cheshire L., Walters P., Rosenblatt T. The politics of housing consumption: Renters as flawed consumers on a master planned estate // Urban Studies. 2010. N 47(12). P. 2597–2614. https://doi.org/10.1177/0042098009359028.

20. Hennig-Thurau T., Henning V., Sattler H. Consumer file sharing of motion pictures // Journal of Marketing. 2007. N 71(4). P. 1–18. https://doi.org/10.1509/jmkg.71.4.1.

21. Rifkin J. The zero marginal cost society: The internet of things, the collaborative commons and the eclipse of capitalism. New York: Palgrave Macmillan, 2014. 356 p.

22. Schaefers T., Lawson S., Kukar-Kinney M. How the burdens of ownership promote consumer usage of accessbased services // Marketing Letters. 2016. N 27(3). P. 569–577. https://doi.org/10.1007/s11002-015-9366-x.

23. The sharing economy: Accessibility based business models for peer-to-peer markets / K. Dervojeda, D. Verzijl, F. Nagtegaal, M. Lengton, E. Rouwmaat, E. Monfardini [et al.]. Brussels: European Commission Business Innovation Observatory, 2013. 18 p.

24. Dillahunt T. R., Malone A. R. The promise of the sharing economy among disadvantaged communities // In Proceedings of the 33rd Annual ACM Conference on Human Factors in Computing Systems. 2015. P. 2285–2294. https://doi.org/10.1145/2702123.2702189.

25. Geron T. Airbnb and the unstoppable rise of the share economy // Forbes. URL: http://www.forbes.com/sites/tomiogeron/2013/01/23/airbnband-the-unstoppable-rise-of-the-shareeconomy/#41fb57ab6790 (дата обращения: 29.05.2021).

26. Malhotra A., van Alstyne M. The dark side of the sharing economy and how to lighten it // Communications of the ACM. 2014. N 57(11). P. 24–27. https://doi.org/10.1145/2668893.

27. Ranchorda´s S. Does sharing mean caring: Regulating innovation in the sharing economy // Minnesota Journal of Law, Science, and Technology. 2015. N 16(1). P. 413–475.

28. Prothero A., Dobscha S., Freund J., Kilbourne W. E., Luchs M. G., Ozanne L. K., eds. Sustainable consumption: Opportunities for consumer research and public policy // Journal of Public Policy and Marketing. 2011. N 30(1). P. 31–38. https://doi.org/10.1509/jppm.30.1.31.

29. Zhao D. Carsharing: A sustainable and innovative personal transport solution with great potential and huge opportunities // Frost & Sullivan. URL: https://www.frost.com/sublib/displaymarketinsight.do?id=190795176 (дата обращения: 29.05.2021).

30. Martin E., Shaheen S. The impact of carsharing on public transit and non-motorized travel: An exploration of North American carsharing survey data // Energies. 2011. N 4(11). P. 2094–2114. https://doi.org/10.3390/en4112094.

31. Meijkamp R. Changing consumer behaviour through ecoefficient services: An empirical study of car sharing in the Netherlands // Business Strategy and the Environment. 1998. N 7(4). P. 234–244.

32. Banister D. The sustainable mobility paradigm // New Developments in Urban Transportation Planning. 2008. N 15(2). P. 73–80. https://doi.org/10.1016/j.tranpol.2007.10.005.

33. Mont O. Institutionalisation of sustainable consumption patterns based on shared use // Ecological Economics. 2004. N 50(1/2). P. 135–153. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2004.03.030.

34. Jalas M. A time use perspective on the materials intensity of consumption // Ecological Economics. 2002. N 41(1). P. 109–123. https://doi.org/10.1016/s0921-8009(02)00018-6.

35. Khazzoom D. J. Economic implications of mandated efficiency in standards for household appliances // The Energy Journal. 1980. N 1(4). P. 21–40.

36. Philip H. E., Ozanne L. K., Ballantine P. W. Examining temporary disposition and acquisition in peer-to-peer renting // Journal of Marketing Management. 2015. N 31(11/12). P. 1310–1332. https://doi.org/10.1080/0267257x.2015.1013490.

37. Hamari J., Sjo¨klint M., Ukkonen A. The sharing economy: Why people participate in collaborative consumption // Journal of the Association for Information Science and Technology. 2016. N 67(9). P. 2047–2059. https://doi.org/10.1002/asi.23552.

38. Moeller S., Wittkowski K. The burdens of ownership: Reasons for preferring renting // Managing Service Quality. 2010. N 20(2). P. 176–191. https://doi.org/10.1108/09604521011027598.

39. Chesbrough H. Business model innovation: Opportunities and barriers // Business Models. 2010. N 43(2/3). P. 354–363.

40. Prettenthaler F. E., Steininger K. W. From ownership to service use lifestyle: The potential of car sharing // Ecological Economics. 1999. N 28(3). P. 443–453.

41. Bakan J. The corporation: The pathological pursuit of profit and power. London: Constable & Robinson, 2005. 272 p. https://doi.org/10.1108/ebr.2005.05417eab.005.

42. Johnson M. W., Christensen C. M., Kagermann H. Reinventing your business model // Harvard Business Review. 2008. N 86(12). P. 50–59.

43. The innovator’s guide to growth: Putting disruptive innovation to work / S. D. Anthony, M. W. Johnson, J. V. Sinfield, E. J. Altman. Boston: Harvard Business School Publishing, 2008. 321 p.

44. Johnson M. W. Seizing the white space: Business model innovation for growth and renewal. Boston: Harvard Business Press, 2010. 240 p.

45. Houston D. A. Trust in the networked economy: Doing business on web time // Business Horizons. 2001. N 44(2). P. 38–44. https://doi.org/10.1016/s0007-6813(01)80021-5.

46. Mahadevan B. Business models for Internet-based ecommerce: An anatomy // California Management Review. 2000. N 42(4). P. 55–69. https://doi.org/10.2307/41166053.

47. Beschrieb // Kuhleasing. URL: http://www.kuhleasing.ch/kuhleasing/beschrieb/ (дата обраще-ния: 30.05.2021).

48. Botsman R. Sharing’s not just for start-ups // Harvard Business Review. 2014. N 92(9). P. 23– 25.

49. Stephany A. The business of sharing: Making it in the new sharing economy. New York: Palgrave Macmillan, 2015. 226 p. https://doi.org/10.1057/9781137376183.

50. Wartzman R. TechShopgivesthe maker movement a big boost // Forbes. URL: http://fortune.com/2015/06/11/techshop-makers-movement (дата обращения: 30.05.2021).

51. Goodwin T. The battle is for the customer interface // TechCrunch. URL: http://techcrunch.com/2015/03/03/in-the-age-ofdisintermediation-the-battle-is-all-for-thecustomerinterface/#.vsv2em:2U1V (дата обращения: 31.05.2021).

52. Martin C. J., Upham P., Budd L. Commercial orientation in grassroots social innovation: Insights from the sharing economy // Ecological Economics. 2015. N 118. P. 240–251. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2015.08.001.

53. Schrage M. Who do you want your customers to become? Boston: Harvard Business Press, 2013. 77 p.


Рецензия

Для цитирования:


Гостилович А.О., Иванов К.А. Воздействие экономики совместного потребления на бизнес-модели компаний. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(4):253-271.

For citation:


Gostilovich A.O., Ivanov K.A. The Impact of the Sharing Economy on Companies ' Business Models. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(4):253-271. (In Russ.)

Просмотров: 126


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)