Отношение малого бизнеса Курского региона к цифровой экономике: социологический анализ
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-208-219
Аннотация
Актуальность исследования заключается в необходимости уточнения отношения малого бизнеса к цифровой экономике и определении наиболее значимых характеристик, формирующих сложившееся отношение. Результаты проведенных ранее экспертных интервью показали, что часть экспертов – представителей малого бизнеса – не поддерживают развитие цифровой экономики.
Цель – уточнение отношения малого бизнеса Курской области к цифровой экономике.
Задачи: определение отношения малого бизнеса к развитию цифровой экономики; определение общих, цифровых и габитуальных характеристик малого бизнеса региона и исследование их влияния на отношение к цифровой экономике.
Методология. Для выполнения поставленных задач применялись следующие методы: анализ статистической информации; анкетный опрос малого бизнеса. Определение габитуальной структуры малого бизнеса произведено методом сопоставления направленности основной диспозиции респондентов и их эффективного капитала.
Результаты. 26 процентов предпринимателей относятся к процессу цифровизации положительно, 50 процентов выбрали ответ «скорее положительно, чем отрицательно», у 16 процентов отношение скорее отрицательное, чем положительное, 4 процента относятся к цифровой экономике отрицательно. Эталонная габитуальная структура малого бизнеса Курского региона показывает, что около 90 процентов малого бизнеса могут поддерживать развитие цифровой экономики и относиться к процессу цифровизации положительно.
Выводы. Результаты выполненного исследования позволяют утверждать, что общие и цифровые характеристики могут оказывать лишь незначительное влияние на отношение малого бизнеса к цифровой экономике; основное влияние на отношение малого бизнеса к цифровой экономике оказывают габитуальные характеристики. При этом большинство респондентов, высказавших отрицательно отношение к процессу цифровизации, являются обладателями габитусов направленности диспозиции «сохранение», и их мнение практически изменить невозможно. Однако также существует ряд респондентов, чье высказанное мнение может измениться при создании для этого необходимых условий, направленных на реализацию габитуальных практик, что может выражаться в реальных мероприятиях, касающихся повышения цифровых показателей и информированности о возможностях и поддержке, предоставляемых государством для развития цифровой экономики.
Ключевые слова
Об авторах
Б. Б. ПодгорныйРоссия
Подгорный Борис Борисович, доктор социологических наук, профессор кафедры философии и социологии
Scopus Author ID: 56179962200
Researcher ID: G-5862-2016
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
М. В. Обозная
Россия
Обозная Мария Владимировна, социолог научно-образовательного межвузовский центра социальной теории и инновационных технологий
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203. URL: https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 11.06.2021).
2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2017 г. N 1632-р. URL: https://base.garant.ru/71734878/ (дата обращения: 11.06.2021).
3. Подгорный Б. Б., Обозная М. В. Исследование основных акторов социального поля российской цифровой экономики: тематический анализ // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 1. С. 199–209.
4. Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Курская область // Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. URL: https://rmsp.nalog.ru/statistics.html?statDate=&level=0&fo=1&ssrf=46 (дата обращения: 08.06.2021).
5. Towards sustainable development via enhancing viability of small businesses through lending: a case study / A. Seisenbayeva, N. Gumar, M. Imramziyeva, S. Lapbayeva, N. Shmanova // Journal of Security and Sustainability Issues. 2020. N 10(2). P. 943–950.
6. Ellitan L. The Importance of Entrepreneurship and Information Technology for SMEs Strategic Planning // International Journal of Trend in Scientific Research and Development. 2021. Vol. 5. P. 1004–1009.
7. Goldfarb A., Tucker C. Digital Economics // Journal of Economic Literature. 2019. Vol. 57, N 1. P. 3–43.
8. Rivares B. "Like it or not? The impact of online platforms on the productivity of incumbent service providers" // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: http://www.oecd.org>…publicdisplaydocumentpdf/?cote=ECO…2019… (дата обращения: 18.06.2021).
9. Costa H. Are online platforms killing the offline star? Platform diffusion and the productivity of traditional firms // Organisation for Economic Co-operation and Development. URL: http://www.oecd.org>…publicdisplaydocumentpdf/?cote=ECO…2019… (дата обращения: 18.06.2021).
10. Diputra I., Arismunandar A., Jufri M. Entrepreneurial Self-Efficacy Compromising The Pros And Cons Of The Relationship Between Personality Traits And Entrepreneurial Success // Lticultural Education. 2021. Vol. 7, is. 7. P. 176–187.
11. Geibel R. The DMA and Small Business. Startup ecosystems in the US and in Germany. URL: https://www.researchgate.net/publication/353123124_The_DMA_and_Small_Business (дата обращения: 05.06.2021).
12. МСП и цифровизация: антимонопольное регулирование и перспективы для региона СНГ. Доклад для Регионального диалога ЮНКТАД-ЕЭК ООН. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/457165575.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
13. Molotkova N. V., Khazanova D. L., Ivanova E. V. Small Business in Digital Economy // Problems of Enterprise Development: Theory and Practice. 2018. URL: https://www.researchgate.net/publication/331785040_Small_Business_in_Digital_Economy (дата обращения: 17.06.2021).
14. Боркова Е. А., Подкатилина В. А., Завьялова П. Е. Динамика развития малого и среднего бизнеса: проблемы и перспективы // Государственный советник. 2019. № 2. С. 83–89.
15. Панфилова Е. А., Комарова С. Н. Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях цифровой трансформации // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 29(3). С. 282–289.
16. Бондаренко И. А. Институт предпринимательства в условиях цифровизации экономической системы // Вестник Академии знаний. 2020. № 39(4). С. 104–110.
17. Лукьянова А. В. Тенденции и возможности цифровизации малого и среднего бизнеса // Евразийское научное объединение. 2019. № 6-4 (52). С. 246–251.
18. Варнакова Г. Ф. Малый бизнес на пути цифровизации экономики // Аллея науки. 2019. № 1(28). С. 825–828.
19. Кубикова Н. В., Хорошилова А. В. Модернизационный потенциал развития региона и механизмы управления малым предпринимательством (на примере Центрального Черноземья) // Теория и практика общественного развития. 2017. № 2. С. 28–30.
20. Варинова А. С., Павлова А. И., Кузьмина В. М. Роль малого предпринимательства в региональном развитии Курска и Курской области // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 66–68.
21. Евсеева С. А., Евсеева О. А., Кальченко О. А. Возможности цифровизации российского малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2019. № 1(39). С. 28–32.
22. Клевцова М. Г., Положенцева Ю. С., Логвинова И. О. Анализ перспективных инструментов поддержки малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 5. С. 87–102.
23. Сергеев П. В., Колмыкова Т. С., Сергеев В. П. Взаимодействие науки, бизнеса и власти в условиях цифровой трансформации экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10, № 4. С. 77–86.
24. Малое и среднее предпринимательство // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. URL: https://kurskstat.gks.ru/changes_economy (дата обращения: 11.06.2021).
25. Podgorny B., Volokhova N. Digital Literacy Of The Population: Regional Features // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Vol. 105. P. 696–707. https://doi.org/10.15405/epsbs.2021.04.74.
26. Bourdieu P. Le sens pratique. Paris: Les Editions de Minuit, 1980. 479 p.
27. Подгорный Б. Б. Социальные габитусы населения: методология и классификация: монография. Курск: Университетская книга, 2021. 226 с.
28. Население // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. URL: https://kurskstat.gks.ru/population (дата обращения: 11.06.2021)
29. Подгорный Б. Б. Российский фондовый рынок как социальное поле: монография. Курск: Университетская книга, 2018. 313 с.
30. Подгорный Б. Б. Социальные габитусы населения Курской области: структура и региональные особенности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021. Т. 11, № 4. С. 215–225.
31. Russian digital economy as a social field. Data for the Kursk region of Russia. URL: https://data.mendeley.com/datasets/2fcff7jj82/5 (дата обращения: 08.07.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Подгорный Б.Б., Обозная М.В. Отношение малого бизнеса Курского региона к цифровой экономике: социологический анализ. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(5):208-219. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-208-219
For citation:
Podgorny B.B., Oboznaya M.V. The Attitude of Small Business in the Kursk Region to the Digital Economy: a Sociological Analysis. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(5):208-219. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-208-219