Телевизионный сериал как феномен экранной культуры
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-243-250
Аннотация
Актуальность. Современная экранная культура как составляющая массовой коммуникации занимает лидирующую позицию в плане влияния на общественное сознание. Телевизионный сериал как часть массовой культуры закрепляет за собой важные содержательные, временные и функциональные позиции. На наш взгляд, при возрастающей значимости телевизионного сериала как аспекта массовой культуры в частности и современной социокультурной жизни в целом следует активное внимание уделить формированию данного феномена как посмодернистского аспекта и отражения «неклассической» модели реальности.
Цель заключается в выявлении специфики телевизионного сериала как культурного текста и определении его места в поле современной экранной культуры.
Задачи: установить роль и значимость телесериала в контексте нынешней действительности экранной культуры и дать оценку его коммуникативной эффективности; найти взаимосвязь серийности телесериала посредством его отражения как феномена массового сознания и важного аспекта постмодернистской реальности; проследить специфику языка телесериала и комплекс представленных в нем семиотических кодов; проанализировать феномен телесериала и оценить его влияние на зрителя посредством психолого-эмоциональных механизмов.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались преимущественно структурно-диахронный, историко-биографический, герменевтический методы, метод системного анализа.
Результаты исследования могут использоваться в ходе осуществления учебного процесса при рассмотрении вопросов в рамках различных курсов по антропологии, философии истории, философии культуры и пр.
Выводы. Как показывает проведенный нами анализ источниковой базы, как правило, объектом исследования телевизионный сериал становился с точки зрения классической эстетики или его восприятия с точки зрения реципиента, т. е. зрительской аудитории. Для нас же интерес представляет телевизионный сериал, прежде всего, как семиотический носитель культурного текста, где находят отражение многоаспектные и многоуровневые включения различных дискурсов и кодов.
Ключевые слова
Об авторах
Н. В. ВолоховаРоссия
Волохова Наталья Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии
Scopus Author ID: 57189517020
Researcher ID: T-7441-2018
ул. Радищева 33, г. Курск 305000
А. В. Постников
Россия
Постников Алексей Викторович, аспирант кафедры философии
ул. Радищева 33, г. Курск 305000
Список литературы
1. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации. М.: Изд-во Московского университета, 2004. 415 с.
2. Абраменкова В. Т. Дети и телевизионный экран // Воспитание школьников. 2006. № 6. С. 28 -31.
3. Волохова Н. В. Л. Н. Толстой о роли искусства в формировании общества и человека // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 181-187.
4. Бацына Я. В. Влияние средств массовой информации на общество. Проецирование моделей телевидения на поведение тинейджеров // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Н. Новгород, 2005. Вып. 4. С. 96–106.
5. Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам // ЛОГОС. 2013. № 3 (93). С. 67-78.
6. Акопов А. З. Сериал как национальная идея // Искусство кино. 2000. № 2. С. 12-28.
7. Арсеньев В. В. Эпоха сериалов в России только начинается // Искусство кино. 2000. № 2. С. 10–14.
8. Бразильский сериал «Вавилонская башня». URL: https://www.vokrug.tv/product/show/vavilonskaya_bashnya/ (дата обращения: 15.06.2021).
9. Детективный сериал «Босх». URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/serial/3859/ (дата обращения: 05.07.2021).
10. Российский комедийный сериал с элементами мелодрамы «Восьмидесятые». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Восьмидесятые/ (дата обращения: 25.06.2021).
11. Бердяев H. A. Смысл творчества. М.: АСТ, Астрель, 2010. 358 с.
12. Гуревич П. С. Культурология: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2017. 448 с.
13. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (Фрагменты) // Личность. Культура. Общество. 2004. № 1 (21). С. 303-312.
14. Барт Р. Мифология. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.
15. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 670 с.
16. Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. 376 с.
17. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Нева, 2001. 354 с.
18. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.
19. Денисова А. И. Сериал как культурное и субкультурное явление // Аналитика культурологии: сборник статей / Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, 2012. С. 12-23.
20. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век ХХI. М.: Алгоритм, 2000. 864 с.
21. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. М.: Аспект Пресс, 2004. 224 с.
22. Ковалев П. А. Молодежная аудитория телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 34-39.
Рецензия
Для цитирования:
Волохова Н.В., Постников А.В. Телевизионный сериал как феномен экранной культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(5):243-250. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-243-250
For citation:
Volokhova N.V., Postnikov A.V. Television Series as a Phenomenon of Screen Culture. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(5):243-250. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-243-250