Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Телевизионный сериал как феномен экранной культуры

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-243-250

Аннотация

Актуальность. Современная экранная культура как составляющая массовой коммуникации занимает лидирующую позицию в плане влияния на общественное сознание. Телевизионный сериал как часть массовой культуры закрепляет за собой важные содержательные, временные и функциональные позиции. На наш взгляд, при возрастающей значимости телевизионного сериала как аспекта массовой культуры в частности и современной социокультурной жизни в целом следует активное внимание уделить формированию данного феномена как посмодернистского аспекта и отражения «неклассической» модели реальности.
Цель заключается в выявлении специфики телевизионного сериала как культурного текста и определении его места в поле современной экранной культуры.
Задачи: установить роль и значимость телесериала в контексте нынешней действительности экранной культуры и дать оценку его коммуникативной эффективности; найти взаимосвязь серийности телесериала посредством его отражения как феномена массового сознания и важного аспекта постмодернистской реальности; проследить специфику языка телесериала и комплекс представленных в нем семиотических кодов; проанализировать феномен телесериала и оценить его влияние на зрителя посредством психолого-эмоциональных механизмов.
Методология. В процессе работы над исследованием использовались преимущественно структурно-диахронный, историко-биографический, герменевтический методы, метод системного анализа.
Результаты исследования могут использоваться в ходе осуществления учебного процесса при рассмотрении вопросов в рамках различных курсов по антропологии, философии истории, философии культуры и пр.
Выводы. Как показывает проведенный нами анализ источниковой базы, как правило, объектом исследования телевизионный сериал становился с точки зрения классической эстетики или его восприятия с точки зрения реципиента, т. е. зрительской аудитории. Для нас же интерес представляет телевизионный сериал, прежде всего, как семиотический носитель культурного текста, где находят отражение многоаспектные и многоуровневые включения различных дискурсов и кодов.

Об авторах

Н. В. Волохова
Курский государственный университет
Россия

Волохова Наталья Владимировна, доктор философских наук, профессор кафедры философии

Scopus Author ID: 57189517020

Researcher ID: T-7441-2018

ул. Радищева 33, г. Курск 305000



А. В. Постников
Курский государственный университет
Россия

Постников Алексей Викторович, аспирант кафедры философии

ул. Радищева 33, г. Курск 305000



Список литературы

1. Землянова Л. М. Коммуникативистика и средства информации. М.: Изд-во Московского университета, 2004. 415 с.

2. Абраменкова В. Т. Дети и телевизионный экран // Воспитание школьников. 2006. № 6. С. 28 -31.

3. Волохова Н. В. Л. Н. Толстой о роли искусства в формировании общества и человека // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4-3 (43). С. 181-187.

4. Бацына Я. В. Влияние средств массовой информации на общество. Проецирование моделей телевидения на поведение тинейджеров // Перспективы: сборник научных статей аспирантов. Н. Новгород, 2005. Вып. 4. С. 96–106.

5. Кушнарева И. Как нас приучили к сериалам // ЛОГОС. 2013. № 3 (93). С. 67-78.

6. Акопов А. З. Сериал как национальная идея // Искусство кино. 2000. № 2. С. 12-28.

7. Арсеньев В. В. Эпоха сериалов в России только начинается // Искусство кино. 2000. № 2. С. 10–14.

8. Бразильский сериал «Вавилонская башня». URL: https://www.vokrug.tv/product/show/vavilonskaya_bashnya/ (дата обращения: 15.06.2021).

9. Детективный сериал «Босх». URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/art/serial/3859/ (дата обращения: 05.07.2021).

10. Российский комедийный сериал с элементами мелодрамы «Восьмидесятые». URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Восьмидесятые/ (дата обращения: 25.06.2021).

11. Бердяев H. A. Смысл творчества. М.: АСТ, Астрель, 2010. 358 с.

12. Гуревич П. С. Культурология: учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2017. 448 с.

13. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (Фрагменты) // Личность. Культура. Общество. 2004. № 1 (21). С. 303-312.

14. Барт Р. Мифология. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.

15. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 670 с.

16. Деррида Ж. Поля философии. М.: Академический проект, 2012. 376 с.

17. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. СПб.: Нева, 2001. 354 с.

18. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.

19. Денисова А. И. Сериал как культурное и субкультурное явление // Аналитика культурологии: сборник статей / Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. Тамбов, 2012. С. 12-23.

20. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. Век ХХI. М.: Алгоритм, 2000. 864 с.

21. Поберезникова Е. В. Телевидение взаимодействия. Интерактивное поле общения. М.: Аспект Пресс, 2004. 224 с.

22. Ковалев П. А. Молодежная аудитория телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 4. С. 34-39.


Рецензия

Для цитирования:


Волохова Н.В., Постников А.В. Телевизионный сериал как феномен экранной культуры. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2021;11(5):243-250. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-243-250

For citation:


Volokhova N.V., Postnikov A.V. Television Series as a Phenomenon of Screen Culture. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2021;11(5):243-250. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2021-11-5-243-250

Просмотров: 547


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)