Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент

Расширенный поиск

Методология оценки эффективности инфраструктурных дорожных проектов и ее приложение к регионам кластера «Черноземье»

https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-168-179

Аннотация

   Актуальность инфраструктурных дорожных проектов подчеркнута как Президентом РФ В. В. Путиным, так и губернатором Курской области Р. В. Старовойтом. Крупные инфраструктурные дорожные инвестиции требуют количественной стоимостной оценки ожидаемой отдачи от них.
   Цель ‒ разработка методики оценки эффективности инфраструктурных дорожных проектов и ее имплементация к региональным центрам кластера «Черноземье».
   Задачи: адаптация гравитационной модели Ньютона к региональному экономическому развитию с учетом транспортной составляющей; оценка затрат на сглаживание дорог, соединяющих областные центры кластера «Черноземье»; оценка экономического эффекта инфраструктурного дорожного проекта в кластере «Черноземье».
   Методология. Статья подготовлена в рамках позитивистской парадигмы и аддуктивного подхода, использованы методы экономико-математического моделирования, сравнительной статики и экономического анализа. В работе применялся статистический метод.
   Результаты: предложена методология оценки эффективности инфраструктурных дорожных инвестиций на основе модификации гравитационной модели; показано влияние областного центра на развитие региона и рассчитаны коэффициенты воздействия; рассчитаны значения коэффициентов притяжения между областным центрами кластера «Черноземье»; предложены наиболее актуальные направления по выравниванию федеральных дорог в кластере «Черноземье»; определен экономический эффект от реализации инфраструктурного дорожного проекта по методикам ЧПС, ПС, PI, рентабельность и окупаемость проекта.
   Выводы. Приложение гравитационной модели Ньютона к региональной экономике позволяет рассчитывать коэффициенты экономического притяжения между областными центрами. Коэффициенты притяжения устойчивы во времени и меняются в результате инновационного развития и реализации инфраструктурных проектов. Схема дорожного покрытия в кластере «Черноземье» не является оптимальной. Сглаживание сети федеральных дорог позволит получить мультипликационный эффект для развития Курской, Белгородской, Брянской, Орловской, Липецкой и Воронежской областей. Ожидаемая рентабельность проекта составит 5,9%, срок окупаемости проекта при отсутствии альтернативных вариантов инвестиций ‒ 16 лет 9 месяцев.

Об авторах

А. В. Шлеенко
Юго-Западный государственный университет
Россия

Шлеенко Алексей Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры промышленного и гражданского строительства

Author ID: 539459 

ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040 



Н. Д. Кликунов
Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса
Россия

Кликунов Николай Дмитриевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика»

Author ID: 343732 

ул. Радищева35, г. Курск 305000 



Список литературы

1. Стенограмма совещания Владимира Путина по развитию дорожного строительства. URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-soveschanija-vladimira-putina-po-razvitiyu-dorozhnogostroitelstva-02-06-2022.html (дата обращения: 10.05.2022).

2. Интервью Р. Старовойта. URL: https://gtrkkursk.ru/news/24163-roman-starovoyt-proverilstroitelstvo-infrastrukturnyh-proektov-rayonah-regiona (дата обращения: 03.05.2022).

3. Никонова И. А. Стоимостная оценка в проектном анализе и проектном финансировании. М.: Прометей, 2019. 374 с.

4. Вострецов А. И. Анализ межрегионального перелива компонентов инновационного потенциала региональной экономики // Вестник ВЭГУ. 2013. № 1(63). С.164-168.

5. Толстых Т. О., Шкарупета Е. В., Шишкин И. А. Эффекты влияния инновационных изменений на процессы социально-экономического развития региона // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2017. № 1 (71).

6. Жабунин А. Ю., Сухова С. М. Система высшего образования как фактор повышения инновационной активности в регионе // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. №12 (60). С. 97.

7. Шлеенко А. В., Кликунов Н. Д. Оценка влияния нерадикальных инноваций на эффективность функционирования высшего учебного заведения (на примере Юго-Западного государствен ного университета) // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 2. С. 140-153.

8. Acemoglu D., Johnson S., Robinson, J. Reversal of Fortune: Geographyand Institutions in the making of the Modern World // Quarterly Journal of Economics. 2022. Vol. 117. P. 1231‒1294.

9. О’Салливан А. Экономика города. М.: ИНФРА-М, 2012. 706 с.

10. Валлерстайн И. Периферия // Экономическая теория / под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгрейва, П. Ньюмена. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 671-680.

11. Fujita M., Krugman P., Venables A. J. The Spatial Economy: Cities, Regions, and International Trade. Cambridge: The MIT Press, 2000.

12. Anderson J., E. van Wincoop. Gravity with gravitas: a solution to the border puzzle // American Economic Review. 2003. N. 93. P. 170–192.

13. Krugman P. R., Venables A. J. Globalization and the inequality of nations // Quarterly Journal of Economics. 1995. N 110. P. 857–880.

14. Ohlin B. Interregional and International Trade. Cambridge, Harvard University Press, 1968.

15. The core–periphery model: a note on the existence and uniqueness of short-run equilibrium // Journal of Urban Economics. N 59. P. 389–93.

16. Население Воронежа, Липецка и Белгорода в 2021 году. URL: https://voronezhstat. gks.ru/storage/mediabank/ (дата обращения: 10.05.2022).

17. Население Курска, Брянска и в 2021 году. URL: https://kurskstat.gks.ru/storage/mediabank/PkEFE (дата обращения: 10.05.2022).

18. Зарецкая В. Г., Дремова Л. А., Осиневич Л. М. Декомпозиция факторов регионального экономического роста (на примере изменения валовой добавленной стоимости в Курской области) // Финансовая аналитика. Проблемы и решения. 2012. № 42 (132). С. 14-22.

19. Sen A. K., Smith T. E. Gravity Models of Spatial Interaction Behavior. Springer, 1995.

20. Оценка стоимости строительства дороги первой категории. URL: https://investinfra.ru/novosti/mintrans-rossii-poschital-stoimost-stroitelstva-i-rekonstrukcii-kilometra-avtomobilnyh-dorogobschego-polzovaniya.html (дата обращения: 10.05.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Шлеенко А.В., Кликунов Н.Д. Методология оценки эффективности инфраструктурных дорожных проектов и ее приложение к регионам кластера «Черноземье». Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(4):168-179. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-168-179

For citation:


Shleenko A.V., Klikunov N.D. Methodology for Evaluating the Effectiveness of Infrastructure Road Projects and its Application to the Regions of the Chernozemye Cluster. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(4):168-179. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-168-179

Просмотров: 101


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1552 (Print)