Онтологическое и психическое начала феномена религиозной мистики: философская концептуализация
https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-251-263
Аннотация
Актуальность. Исследования мистических доминант психики человека актуальны для понимания функционирования механизмов человеческого языка и вместе с этим сознания и самосознания. Оно значимо и для разработок психолингвистических методов анализа психических комплексов, являющихся источниками многих неврозов, сопровождающихся деструктивным поведением личности, и для конструктивного анализа человеческого творчества.
Целью исследования является поиск онтологического и психических начал мистики.
Задачи – концептуализация взаимосвязи онтологических и психических начал мистического опыта в качестве фундаментальной предпосылки религии и религиозного сознания.
Методология. Используя междисциплинарный подход, методами критической философской рефлексии и диалектической логики анализируется взаимосвязь онтологического и психического в слове, порождающего как фантазии, так возможность опыта контакта с мистифицируемом контролёром мысли – духом. Исследование базируется на авторской концепции образования знака-символа лица как следствия психических механизмов переноса и замещения.
Результаты. Концептуально обосновано, что слово является онтологическим и психическим началом, порождающим как мистические переживания, так и религиозные представления. Являясь символом лица, подразумевающего присутствие, отсутствующего в чувственном опыте, духовного контролёра мысли, с которым идентифицирует себя субъект, слово оформляет мысли субъекта, превращая их в объект, вместе с тем порождая как различные фантазии, так и мистические переживания. Также в работе демонстрируется подобие человеческой мысли, облачённой в словесную форму, физическому миру, выраженному в отсутствии пустоты, как в материальном, так и мыслительном пространстве.
Выводы. Онтологическое и психическое начала мистических переживаний заключаются в мистической компоненте слова, сопряжённой с его причастностью символу лица, порождающему представления о сверхъестественном контролёре мыслительного процесса, превращающему мысли субъекта в объект. Вместе с тем логика исследования позволяет сделать вывод о том, что актуальным для постижения религиозно-мистического опыта является подход теистической психологии.
Об авторах
С. И. МозжилинРоссия
Мозжилин Сергей Иванович, доктор философских наук, профессор кафедры теоретической и социальной философии
ул. Астраханская 83, г. Саратов 410012
М. В. Шугуров
Россия
Шугуров Марк Владимирович, доктор философских наук, профессор кафедры философии
ул. Вольская 1, г. Саратов 410028
Список литературы
1. Bawter J. M. An Introduction to Christian Mysticism: Recovering the Wildness of Spiritual Life. Grand Rapids: Baker Academic, 2021. 208 р.
2. Жиртуева Н. С. Философско-мистические традиции мира. М.: ИНФРА-М, 2019. 274 с.
3. Логиновский С. С. К вопросу о типологии мистицизма // Дискурсология: методология, теория, практика. 2018. № 11. С. 338–353
4. Стобер М. Компаративные исследования мистицизма // Философия религии: аналитические исследования. 2017. Т. 1, № 1. С. 46-87.
5. Балагушкин Е. Г. Научно-аналитическое рассмотрение мистики // NB: Философские исследования. 2013. № 6. С. 422–476.
6. Малевич Т. В. Теории мистического опыта: историография и перспективы. М.: ИФРАН, 2014. 175 с.
7. Пашковский В. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. 144 с.
8. Cook, Christopher. Psychiatry and mysticism // Mental Health. Religion & Culture. 2004. N 2. P. 149-163. https://doi.org/10.1080/13674670310001602436.
9. Susan L. DeHoff Psychosis or Mystical Religious Experience? Springer, 2018. 225 p.
10. Коняев С. Онтологические аспекты человеческой фантазии // Философская антропология. 2018. Т. 4, № 1. С. 81-101. https://doi.org/10.21146/2414-3715-2018-4-1-81-101.
11. Юнг К. Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994. 254 с.
12. Гадамер Х. Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
13. Neural underpinning of a personal relationship with God and sense of control: A lesion-mapping study / Sh. Cohen-Zimerman, I. Cristofori, W. Zhong [et al.] // Cognitive, Affect & Behavioral Veuroscience. 2020. Vol. 20, no. 3. P. 575–587.
14. Jones R. H. Limitation on the neuroscientific study of mystical experiences // Zygon. 2018. Vol. 53, no. 4. P. 992-1017. https://doi.org/10.1111/zygo.12468.
15. Борисова О. А., Копейко Г. И., Малевич Т. В. Нейробиологический подход к изучению религиозно-мистических переживаний // Психиатрия. 2015. № 1. С. 39-43.
16. Мозжилин С. И. Психическая доминанта анимизма и персонификации // Вопросы философии. 2012. № 9. С. 67-73.
17. Мозжилин С. И. Теорема Святого Иоанна // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, № 4. С. 399-404. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-4-399-404.
18. Булгаков С. Православие. Очерки учения Православной Церкви. СПб.: Издательство Олега Абышко: Православное издательство «Сатись», 2011. 224 с.
19. Флоренский П. «Не восхищение непщева» (Филип. 2:6-8) (К суждению о мистике) // Сочинение: в 4 т. М.: Мысль, 1996. Т. 2. С. 143-188.
20. Бердяев Н. Смысл творчества: в 2 т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. С. 337-342.
21. Токарева С. Б., Патин В. Г. Теистический психологизм как методологический принцип исследования религиозного опыта // Logos et Praxis. 2019. Т. 18, № 2. С. 5–13. https://doi.org/10.15688/lp.jvolsu.2018.2.2.
Рецензия
Для цитирования:
Мозжилин С.И., Шугуров М.В. Онтологическое и психическое начала феномена религиозной мистики: философская концептуализация. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022;12(4):251-263. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-251-263
For citation:
Mozzhilin S.I., Shugurov M.V. Ontological and Psychic Origins of the Phenomenon of Religious Mysticism: Philosophical Conceptualization. Proceedings of the Southwest State University. Series: Economics. Sociology. Management. 2022;12(4):251-263. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-4-251-263